Baltzavod38-11

Главная       Дисклуб     Наверх   

 

БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД – НЕПРОСТЫЕ ВРЕМЕНА

Балтийский судостроительный завод – одно из ведущих предприятий отрасли. За 155 лет своего существования с его стапелей было спущено большое количество судов и кораблей, ставших гордостью отечественного судостроения. В 70-е и 80-е годы прошлого столетия на заводе были построены атомные ледоколы типа «Арктика», тяжелые атомные ракетные крейсера, суда космической связи «Космонавт Владимир Комаров» и «Космонавт Юрий Гагарин» и другие, не имеющие аналогов в мире. Завод постоянно рос и развивался.

Ситуация изменилась с внедрением капитализма и рыночных отношений в стране. Балтийский завод, как и многие другие промышленные предприятия, был приватизирован. В результате сокращения государственной судостроительной программы завод остался без отечественных заказов и финансирования строящихся кораблей. Возникли задержки с выплатой заработной платы. На заводе был создан забастовочный комитет и объявлено предзабастовочное состояние. Вопрос с выплатой зарплаты удалось решить. Но заказов для отечественного флота не было. В связи с отсутствием финансирования, с великим трудом и большим опозданием были сданы: в 1998 году – тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» (заложен в 1986 году) и в 2007 году – атомный ледокол «50 лет Победы» (заложен в 1989 году). Завод держался на строительстве экспортных заказов, построив в том числе три новейших фрегата для Индии (по российскому проекту, но не для России). Исключением являются построенные для отечественного флота в 2005–2009 годах современные ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург». Однако вопрос постоянной загрузки предприятия оставался нерешенным.

Серьезно усложнилось положение завода в связи с возниким проектом сноса завода и освобождением территории под элитную застройку. В результате активных действий на различных уровнях, прежде всего заводского профсоюза, требований о сохранении завода к властям города и страны, поддержанных общественными организациями, депутатами законодательного собрания, вопрос о сносе или переносе (что одно и то же) завода утих, но он стоил заводу потери кадров и заказов.

Будучи частным предприятием, Балтийский завод не попал в состав вновь образованной Объединенной судостроительной компании (ОСК), призванной, по официальной версии, возродить потенциал судостроительной промышленности и обеспечить отечественный флот необходимыми судами и кораблями. Ни того, ни другого за время своего существования ОСК не совершила, но потенциальные заказы Балтийского завода под различными предлогами передавались предприятиям, входящим в ОСК.

Между тем в прошлом году фактический «хозяин» завода, в то время сенатор от Тувы Пугачев (Объединенная промышленная корпорация – ОПК), принял решение освободиться от судостроительной части собственности (Балтийский завод, часть Северной верфи и ЦКБ «Айсберг») ввиду накопившихся долгов и отсутствия ожидаемых быстрых денег от судостроения. По логике вещей, Балтийский завод, как одно из ведущих предприятий отрасли, должен был бы влиться в ОСК и укрепить ее. Но… вначале не сошлись в цене, а потом, похоже, у ОСК (и в ее лице у государства) интерес к заводу пропал (а скорее всего, его и не было), и мощное (пока еще) судостроительное предприятие оказалось никому не нужным при наличии огромных невыполненных задач по возрождению флота.

Ценой больших усилий, в том числе и заводского комитета профсоюза, в 2009 году заводу было передано от Севмашпредприятия, не осилившего заказ, строительство первого в мире плавучего атомного энергоблока (ПЭБ) для Росатома. Но для полной загрузки мощностей и работников этого недостаточно. В ряде подразделений людей направляют в вынужденные отпуска. Многие увольняются. Для поддержания рабочего состояния завода взят заказ на строительство четырех речных наливных барж, но в целом это проблему не решает.

С целью привлечения к решению проблем других организаций отрасли и совета Российского профсоюза работников судостроения профсоюзный комитет завода вышел в декабре 2010 года с обращением к V съезду Российского профсоюза работников судостроения (РПРС) с осуждением соглашательской позиции руководства ФНПР и процессов, происходящих в стране, ведущих к обнищанию трудящихся и росту количества миллиардеров, о недопустимости вступления страны в ВТО, с призывом выступить с требованием поддержки судостроения к органам власти.

Учитывая общегосударственный характер проблемы, 1 декабря 2010 года профсоюзный комитет от имени трудового коллектива обратился к премьер-министру РФ В.В. Путину с призывом вмешаться в ситуацию и принять меры по возрождению судостроительной отрасли. Ответ пришел от департамента судостроительной промышленности и морской техники с предложением обратиться в ЗАО ОПК (т.е. к владельцу предприятия). Комментарии излишни.

17 февраля с просьбой разобраться в ситуации с Балтийским заводом к Путину обратился избранный на V съезде председатель РПРС А.А. Буланов.

Несмотря на в общем успешное строительство плавучего энергоблока, Росатом задолжал предприятию за уже выполненную работу крупную сумму, достигшую 1,5 млрд рублей, предлагая взамен векселя обанкротившегося пугачевского Межпромбанка. Возникли условия, повлекшие за собой задержку заработной платы. В связи со сложившейся ситуацией профком завода обратился к трудящимся с целью определить их позицию и готовность поддержать те или иные меры и акции. В результате было принято решение созвать конференцию.

Созванная 12 апреля с.г. профсоюзная конференция в результате обсуждения выдвинула требования к администрации о погашении долгов по зарплате до конца месяца. Одновременно было принято обращение к президенту РФ Д.А. Медведеву о необходимости принятия неотложных мер по возрождению отрасли и сохранению завода. (На обращение к президенту РФ 16 июня пришел ответ от того же департамента судостроительной промышленности и морской техники с советом решать вопрос с ОПК.) 27 апреля профсоюзный комитет еще раз обратился с заявлением к администрации о необходимости выполнения решений конференции.

4 мая от имени коллектива профсоюзный комитет завода обратился в комиссию ЗАКСа СПб по промышленности, экономике и собственности с целью привлечь внимание депутатов ЗАКСа, правительства СПб и РФ к положению на заводе. При активной поддержке председателя комиссии А.С. Ольховского на заседании комиссии 6 июня в присутствии членов профсоюзного комитета и генерального директора завода был рассмотрен вопрос об экономическом положении Балтийского завода. Были заслушаны выступления председателя профкома В.П. Фирюлина и гендиректора Фомичева А.Б. Комиссия выразила свою поддержку заводу и приняла решение обратиться к правительству РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству обороны РФ, к госкорпорации «Росатом».

Вопрос с выплатой заработной платы оставался нерешенным. Выплачивались одни долги, возникали другие. Сроки задолженности увеличивались. В связи с этим профсоюзный комитет принял решение о созыве внеочередной конференции 16 августа. Конференция в своем решении отметила, что администрацией не выполняются условия коллективного договора и решения предыдущей конференции по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, что на обращения к президенту РФ и премьер-министру РФ получены очередные отписки, другие обращения также не достигли цели, государство в этом процессе занимает позицию стороннего наблюдателя. Конференция выдвинула требования к администрации о погашении долгов по зарплате по согласованному графику, о выполнении коллективного договора по обеспечению спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и молоком, о погашении задолженности по выделению средств на культурно-воспитательную и спортивную работу. В случае невыполнения требований решила провести предупредительную забастовку и потребовать у администрации привлечь к ответственности лиц, по вине которых нарушаются условия выполнения коллективного договора; в связи с непринятием мер по судьбе Балтийского завода по обращениям – провести пикет на пересечении Большого проспекта В.О. и 26–27 линий.

По согласованному графику погашения задолженности по заработной плате крайний срок выплат за июнь–июль был определен 31 августа.

1 сентября профактив заслушал доклад гендиректора о выполнении сроков графика. С учетом непредвиденных затрат завода, в результате которых последняя выплата части работников оказалась непогашенной, согласовав сроки погашения, актив признал возможным считать график выполненным. Одновременно он обратил внимание администрации на сроки очередных выплат.

Однако очевидно, что истинной причиной происходящего на Балтийском заводе, да и на других предприятиях, является проводимая в стране социально-экономическая политика, ведущая к деградации отечественного производства и в конечном счете к разрушению страны. Поэтому балтийцы готовы к дальнейшей борьбе. В настоящее время профсоюзный комитет готовится к проведению пикета с требованиями, направленными в адрес руководства страны.

 

Источник: http://rkrp-rpk.ru/content/view/5842/1/