Baskin27-2008

Главная       Дисклуб     Наверх      

 

 

О деформировании

Единой энергетической системы страны

 – основы экономики

и безопасности России

 

В небывало короткий срок (за пятьдесят лет) в СССР была создана Единая энергетическая система. От разрозненных энергомощностей (общей мощностью около 2 млн.квт) на территории самой большой в мире страны до второй в мире по установленной мощности единой энергосистемы и первой в мире - по надежности электроснабжения потребителей (при минимальном резерве мощности).

Путем ежегодного последовательного наращивания генерирующих мощностей (с доведением их до 10-12 млн.квт в год) реформировалась и сама система оперативного и экономического управления электроэнергетикой. В результате, к 80-м годам XX века сложилась вертикально интегрированная система оперативного управления и территориальная система административно-хозяйственного (экономического) управления в административных границах субъектов государства. Эти условия позволили обеспечить работу единой энергосистемы без крупных системных аварий и потрясений в течение шестидесяти лет.*

В условиях дикого рынка эксперименты с естественной монополией, коей является Единая энергосистема страны, ее реформирование должно проводиться с особой осторожностью и открытостью. А принадлежность ЕЭС России к естественной монополии подтверждается нормой статьи 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»:

«естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии»

ЕЭС России, являющаяся основой экономики и безопасности страны, без каких-либо допущений является естественной монополией и ее реформирование может происходить только на основании этого постулата.

Существующая в России единая система производства (генерации), передачи, распределения и реализации электрической энергии (ЕЭС) до сих пор, несмотря на 20-летний период застоя и экспериментов (1988-2008 гг.) являлась и является единственной в мире самой надежной системой непрерывного производства и потребления продукта – электрической энергии.

Каковы же основы, которые позволили этой системе стать наиболее надежной в мире системой?

Основными критериями и признаками работы этой системы являются:

1.                     Бесперебойное и надежное электроснабжение потребителей при наивысшей (оптимальной) экономической эффективности системы (а не отдельных ее объектов!);

2.                     Вертикально-интегрированная система диспетчерско-технологического управления (от электростанций до всей Единой системы);

3.                     Высокая ответственность каждого оператора по вертикали за результаты по п. 1;

4.                     Собственник большой единой системы – государство;

5.                     Тарифы - определяются государством.

 

При многих преимуществах рыночной экономики для систем, где потребитель может выбирать конкурирующего продавца продукта, который может аккумулироваться, храниться, транспортироваться, перепродаваться и т.д., энергетическая система не представляет собою подобного продавца, т.к. процесс непрерывен и потребитель не может выбирать (потреблять) электроэнергию от определенного генерирующего объекта.

А маркировать электрическую энергию по долям тех объектов, которые ее произвели, - НЕЛЬЗЯ.

Единственная возможность насильственно внедрить «РЫНОЧНОСТЬ» – это запитать потребителей от разных генерирующих источников электроэнергии, что для населения и большинства потребителей экономически нецелесообразно.

Осуществляемая РАО ЕЭС России реформа предлагает и реализует в два этапа с позиций системного анализа абстрактную схему. В этой схеме «нет места» для созданного в мае 2008 г. – Минэнерго РФ.

 I этап (закончился 01.07.2008 года)

 Структура отрасли в 2000 году

 

 

 

 

 

 

 

 

 II этап (начался с 01.07.2008 года)

 

IЦелевая структура отрасли

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ критериев и признаков дореформенной  и постреформенной энергетических систем России

 

№№ п/п

Критерии, признаки, принадлежность

Единая энергосистема

(ЕЭС)

Реформируемая система

(ее генерирующие компании)

1.

Признак системы

Объединение генерирующих источников в единую систему

Расчленение единой системы и создание отдельных генерирующих фирм (компаний)

2.

Целевая функция

Надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей

Получение инвестиций и прибылей за счет потребителей

3.

Тарифы – цены за 1 квт.час электроэнергии

Единые тарифы независимо от экономической эффективности отдельного генерирующего источника

Тарифы, зависящие от экономической эффективности входящих в компанию генерирующих источников электроэнергии

4.

Подчиненность оператора диспетчерского управления

Все энергетические объекты: генерирующие источники и сети по всей вертикали технологического процесса подчинены операторам

 

Неопределенность работы операторов диспетчерского управления из-за антагонистического противоречия по п. 2

5.

Оплата труда эксплуатирующего персонала

Регулируется государством

Регулируется компаниями в зависимости от прибыли и коррупции в обществе

6.

Ответственность

за электроснаб-жение

 

Государство

Не определена и неясна

7.

Принадлежность контрольного пакета акций электростанций

Государство

Не установлена законом

8.

Значимость в государстве

Основа экономики и безопасности страны

Рядовые хозяйствующие субъекты рынка

 

№№ п/п

Критерии, признаки, принадлежность

Единая энергосистема

(ЕЭС)

Реформируемая система

(ее генерирующие компании)

9.

Экспертная оценка значимости электроэнерге-тики среди других проблем безопасности:

 

а) безопасность государства;

б) оборонная безопасность государства;

в) продоволь-ственная безопасность государства;

г) антикорруп-ционная безопасность государства;

д) антитерро-ристическая безопасность государства;

е) финансовая безопасность государства;

ж) финансовая безопасность собственников энергообъектов;

з) естественная монополия

 

 

 

 

Безопасность государства – (проблема а)

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

Безопасность собственников энергообъектов – (проблема ж)

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

10.

Последняя системная авария и потрясения в электроэнер-гетике (в ЕЭС)

 

 

 

18 декабря 1948 г.

 

 

Май 2005 г.,

2006 г.,

2007 г.

№№ п/п

Критерии, признаки, принадлежность

Единая энергосистема

(ЕЭС)

Реформируемая система

(ее генерирующие компании)

11.

Экспертное ожидание системных аварий с погашением более 5 – 10% суммарной электрической мощности потребителей

 

 

 

1 раз в 50 лет

 

 

 

1 раз в 2  - 3 года

12.

Может ли потребитель избирать генерирующую компанию (систему) для потребления электрической энергии

 

 

Не может, т.к. питается от Единой энергосистемы

 

 

Не может, но Реформа декларирует возможность (?!)

13.

Может ли потребитель иметь резервное питание (от резервных источников) при погашении основного электроснаб-жения

Может (или должен, если перерыв в электроснабжении угрожает безопасности работы потребителя)

Должен (т.к. бесперебойность электроснабжения не гарантирована)

 

 

                         Приведенный краткий анализ позволяет сделать следующие выводы:

 

1. Исполнительная власть на уровне Правительства Российской Федерации нарушила ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» своим Постановлением от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», позволив РАО «ЕЭС России» демонополизировать важнейшую, приоритетную монопольную отрасль – Единую энергетическую систему страны. Таким образом разрушается вертикаль оперативного и экономического управления непрерывным процессом производства, передачи, распределения и реализации электрической энергии.

 

2. Создание в мае 2008 г. Министерства энергетики Российской Федерации на фоне разрушения вертикали оперативно-технологического и экономического управления Единой энергетической системы создает непреодолимые трудности работы министерства в этих условиях.

 

3. Необходимо Правительству РФ, набравшись мужества, вернуться к пересмотру ошибочных позиций по насильственному внедрению рыночных отношений в естественную монополию – Единую энергетическую систему Российской Федерации.

 

 

                                    

                                                                                       Константин Ефимович Баскин,

                                                                                         Ветеран энергетики                                                                                          (стаж более 50 лет),

                                                                                                Ветеран ВОВ,

                                                                                           инвалид Чернобыля