Генеральное сражение за спасение гибнущего Отечества состоится в мировоззренческой плоскости
Рыночные частнокапиталистические реформы, вопреки заверениям их идеологов, вместо прорыва в технотронно-инновационное будущее ввергли страны бывшего СССР в хронический, периодически (1992, 1998, 2008 гг.) обостряющийся социально-экономический кризис, обеспечив невиданный для условий мирного времени разгром их научно-технической, промышленной, социальной сферы. Сегодня даже отцы-вдохновители нашего рыночно-капиталистического «чуда» вынуждены констатировать очевидное: «По оценкам экспертов, до 70 процентов экономики уже не принадлежит России… По объему производства комбайнов наша страна вернулась в 1933-й год, тракторов – в 1931-й, вагонов – в 1910-й, тканей и обуви – в 1900-й… Вместо машин и электроники некогда великая Россия под управлением тандема торгует женщинами и детьми… Деградация морали, культуры, науки, всего остального идет полным ходом» (Полторанин М. Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса. М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. С. 464, 470, 485). Имеются все основания считать, что глубинная причина кризисных процессов в странах бывшего СССР связана с целенаправленным разрушением мировоззрения, миропонимания населяющих его территорию народов. И действительно, великая, некогда непобедимая сверхдержава была разрушена без единого выстрела путем внедрения в массовое сознание нескольких простеньких типовых рыночных мифов, разрушительное воздействие которых, однако, исчисляется многими и многими мегатоннами тротилового эквивалента. Мировоззрение, миропонимание народа как система доминирующих в обществе ценностей, идеалов, ориентиров выполняет исключительно важную функцию по формированию целей, а значит, вектора и результатов социально-экономического развития страны в целом (рис. 1). Так, в условиях демократии развитие осуществляется во благо народа (1), базисные интересы (2) которого «преломляются» через его мировоззрение (3) и трансформируются в систему соответствующих этим интересам целей (4). Функционирующие на основе Конституции (6) публичные институты (7), используя государственные активы (8), обеспечивают достижение результатов социально-экономического развития (9) в соответствии с целями (4) и фундаментальными интересами (2) народа. Принципиальный момент – мировоззрение (3) позволяет народу ставить цели (4) и способы, пути реализации своих фундаментальных интересов (2). Общество, в зависимости от доминирующих в нем ценностей, может ставить перед собой принципиально разные цели во имя реализации своих интересов. Вот почему одни демократические страны предпринимают одну агрессию за другой, захватывая по всему миру чужие ресурсы, в то время пока другие мирно трудятся, обрабатывая землю и выращивая хлеб. Таким образом, мировоззрение народа является стратегическим экономическим ресурсом, контроль над которым в условиях демократии всецело предопределяет выбор целей, вектор и результаты социально-экономического развития. О том, насколько мощным является мировоззренческое оружие, можно судить на примере Германии, где в 30-е годы прошлого века эгоистичное, националистическое миропонимание ее населения привело к развитию и высвобождению чудовищно разрушительной силы.
Рисунок 1.
Мировоззрение народа как ключевой фактор формирования целей
Надо полагать, описанные выше взаимосвязи хорошо осознают имеющиеся в любой стране доминирующие клановые группы (10), у которых интересы (11), мировоззрение (12) и соответственно цели (14) кардинально отличаются от общенародных. При этом кланы – олигархи, чиновничья бюрократия, криминал, иностранные инвесторы – заинтересованы в эксплуатации недр страны и ее населения. Фундаментальные же интересы народа, сводящиеся в конечном счете к расширенному воспроизводству нации, как правило, им безразличны. Более того, отдельные клановые группы – местные представители интересов западной (мировой) финансовой олигархии и иностранные инвесторы, олицетворяющие интересы других наций, вообще могут быть заинтересованы в обратном. Например, в деградации и депопуляции населения. Следует пояснить, что целенаправленная деградация населения колонизируемых стран, осуществляемая через его спаивание, наркотизацию, планомерное оглупление через СМИ и систему образования, делает народ безвольным, не способным отстаивать и даже осознавать свои фундаментальные интересы. Всё это наряду с прямым сокращением численности, депопуляцией населения периферийных стран объективно высвобождает дефицитные природные ресурсы, столь необходимые ненасытному Западу для продления своей роскошной жизни в условиях назревающего всеобщего сырьевого, энергетического, экологического, продовольственного кризиса. Во имя достижения своих узкоэгоистичных целей (14) кланы (10) кровно заинтересованы в том, чтобы исказить традиционное мировоззрение (3) народа. При этом его фундаментальные интересы (2), «преломляясь» через его искаженное мировоззрение (13), формируют новый вектор целей (14), которые будут соответствовать уже не народным (2), а клановым (11) интересам. При этом публичные институты (6, 7, 8) обречены вполне демократично работать на достижение результатов развития (9), соответствующих клановым интересам (14). Требуемое искажающее воздействие невозможно без контроля над формирующими мировоззрение народа институтами (5). В свою очередь, это овладение возможно лишь в условиях либерализма и лукавой прозападной пропаганды всяческих свобод, когда свободные (точнее, свободно покупаемые) СМИ и переходящая на «коммерческие рельсы» научно-образовательная система обречены попасть под контроль богатых олигархических, как правило ассоциированных с Западом, кланов. Поэтому любая идеологическая агрессия стандартно начинается с пропаганды на первый взгляд вполне безобидных западных прав и свобод, объем и полнота которых у каждого, однако, всецело определяются толщиной кошелька. Типовой прием искажения традиционного для восточнославянских народов коллективистского мировоззрения – лукавая апелляция к обыденным и расхожим, однако весьма поверхностным представлениям типа «свобода всегда лучше несвободы», «частный собственник – эффективный хозяин», «либеральный рынок обеспечивает равные возможности» и т.п. Иллюзорность этих стандартных рыночных мифов вполне понятна, если осознать, что свобода и либеральный рынок предоставляют неограниченные возможности изначально более сильному игроку безнаказанно пользоваться своей силой против слабости. В условиях либерализма негодяй получает серьезные преимущества хотя бы потому, что выбор оружия у него существенно шире. Тем самым свободный рынок не только не обеспечивает равенства возможностей, но и до предела усугубляет изначальное неравенство, делая богатых и безнравственных богаче за счет дальнейшего обнищания бедных. Вот почему сплоченные, нахрапистые, хорошо организованные, нередко усиленные моральной и материальной поддержкой со стороны Запада, а значит, сильные кланы пропагандируют, насаждают перечисленные западные ценности «атомизированному», разобщенному рынком обществу. Добронравный обыватель наивно полагает, что свобода обеспечит каждому возможность беспрепятственно творить и созидать. Однако при этом он обычно упускает из виду, что у других людей может быть иное миропонимание и свобода им нужна для того, чтобы попросту снять с него шкуру. По этому поводу вполне уместно привести высказывание шестнадцатого президента США Авраама Линкольна (1809–1865): «Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе» (цитата взята из Викицитатника на сайте http://ru.wikiquote.org). Массированная пропаганда западных либерально-демократических ценностей не просто до предела дезинтегрирует, разобщает, «атомизирует» общество. Она провоцирует в нем тотальную конкурентно-рыночную «войну всех со всеми» – всеобщую бескомпромиссную битву за ограниченные ресурсы, которых, как это настойчиво внушается, на всех уже не хватит. В итоге рыночная дезинтеграция экономики и общества в соответствии с классическим принципом «Разделяй и властвуй!» отдает их во власть сильных, хорошо интегрированных, алчных, нещадно эксплуатирующих народ и природу кланов. «Демократия – это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам», – тщетно предупреждал нас известный английский драматург Бернард Шоу (1856–1950) (цитата из Сборника афоризмов на сайте http://www.aforism.info). На основе расхожих обывательских представлений об «эффективном частном собственнике» навязчиво пропагандируется «чудотворная» сила приватизации, истинной целью которой, однако, является наглый захват общенародной собственности долларовым капиталом – непосредственно иностранными или подставными «национальными» инвесторами. При этом важно понимать и помнить, что, во-первых, реальные активы обмениваются на продукцию западного печатного станка, то есть отдаются инородцам практически задаром. Во-вторых, малая часть народа – кучка никем не избираемых частников – приобретает не просто активы, но и упускаемое из виду «сопутствующее» право на свое усмотрение определять судьбу нации и государства через управление инвестициями, минимизацию зарплаты, увольнение наемников. Расстающийся с собственностью народ из активного субъекта управления и творца своей судьбы превращается в пассивный объект управления – расходный материал, средство для чужого обогащения, приобретаемый на рынках труда ресурс. Точно такой же, как станки, сырье, удобрения или, положим, рабочий скот. В-третьих, «безлошадное» государство неизбежно «прихватизируется» толстосумами. Из защитника интересов народа оно неизбежно превращается в надежный инструмент обеспечения дальнейшего роста благосостояния «золотого миллиарда» усилиями местных выразителей его интересов – «национальных» олигархов. Вот почему богатства России демократично утекают на Запад, а им вослед отправляется и выручка от их распродажи. Спасение гибнущего Отечества немыслимо без того, чтобы защитить традиционное для восточнославянских народов коллективистское, основанное на добронравии и уважении к мирному труду миропонимание. Сегодня жизненно важно остановить массированное внедрение в общественное сознание индивидуалистских, эгоистических, гедонистических, провоцирующих «войну всех со всеми», а значит, несущих смерть и разрушение западных «ценностей» в духе «американской мечты». Без этого никакие даже самые-самые демократичные институты не остановят гибель нации, которая ошибочно, искаженно представляет цели и пути реализации своих фундаментальных интересов (см. рис. 1). Выше было показано, как, казалось бы, естественные и продиктованные едва ли не самой природой ценности либерализма и социал-дарвинизма на деле создают беспрецедентные конкурентные преимущества олигархам-людям и олигархам-странам, а трудящихся низводят до уровня расходного материала, средства чужого обогащения, подлежащего купле-продаже ресурса. Важно понимать, что «чудотворный» рынок изначально «заточен» на наиболее полное удовлетворение материальных и родственных им нематериальных потребностей. В то же время запросы, располагающиеся на «верхних этажах» классической пирамиды потребностей (например, духовно-нравственные), остаются вне компетенции «божественного» рыночного механизма. Поэтому так называемые общечеловеческие ценности и рыночные идеалы на самом деле прививают человеку характерные для животного мира признаки – культ силы и удовольствий, стремление подавлять ближних и доминировать в стаде, жажду побольше урвать при минимальных затратах, а значит, презрение к созидательному труду… Но ведь животный мир – это система низшего по сравнению с социумом уровня! Вот почему наши рыночные, частнокапиталистические реформы закономерно не обернулись обещанным прогрессом, а стали гигантским шагом назад, в дикое варварство. Сегодня жизненно важно остановить описанное «оскотинивание» человека, его окончательное превращение в «хомоэкономикуса» – этого пресловутого центрального персонажа всей рыночно-капиталистической экономики, примитивного рыночного «человекобраза», озабоченного набиванием своих бездонных карманов-желудков, и только. Ни упования на демократию, ни рост ВВП, ни повышение уровня жизни, ни всё более и более полное удовлетворение неуемных потребностей индивидуума не способны остановить наметившуюся самоликвидацию человечества. Последняя уже вполне назрела из-за конфликта безграничных запросов «экономического человека» и объективно ограниченных возможностей природы удовлетворять его быстро растущие аппетиты. Решение этих глобальных проблем принципиально лежит не в экономической, а в мировоззренческой плоскости. Таким образом, разрушение мировоззрения народа со всей очевидностью подрывает подлинную демократию – народовластие, экономическую и государственную безопасность, возможность устойчивого развития цивилизации в целом. Обращаем внимание соответствующих государственных органов и служб, что согласно статье 3 Конституций России и Беларуси именно народ является единственным источником власти в стране. Это значит, что интересы народа первичны, а потребности малой его части – нескольких тысяч частников – второстепенны, подчинены, зависимы, а совсем не наоборот. Поэтому узурпация экономической и политической власти через «прихватизацию» собственности и государства кучкой олигархов и их властных покровителей не просто аморальна, но антиконституционна. Кроме того, согласно статьям 15 и 54 Конституции Беларуси, а также преамбуле и статье 44 Конституции России все граждане и общественные институты, включая СМИ и систему образования, обязаны сохранять и развивать культурное наследие, традиции своего народа, основанные на духовности и нравственности, соборности и беззаветном служении Отечеству. Следовательно, трансляция на территории Союзного государства чуждых нашим народам западных, сугубо индивидуалистских и корыстных ценностей, объективно дезинтегрирующих общество, культивирующих потребительство и всеобщую рыночную вражду и тем самым лишающих экономику глобальной конкурентоспособности, точно так же антиконституционна. Для решения перечисленных в статье проблем жизненно важно вернуть указанные институты, включая государство, в правовое, конституционное поле. Их руководители должны знать, что указанная антиконституционная деятельность осознается, фиксируется и рано или поздно будет предъявлена «к оплате». Мы уверены, что кардинальный прорыв в союзном строительстве и белорусско-российском единении возможен, если в основу экономического развития обеих стран взамен прозападных «общечеловеческих» (на деле – животного происхождения) ценностей положить наши общие традиционные мировоззренческие восточнославянские идеалы. Суть последних, в общем-то, хорошо известна и сводится к следующему: - государственная власть и предпринимательская деятельность для служения Отечеству и своему народу, а не для корыстного стяжания; - приоритет во всех сферах жизнедеятельности, включая экономику, право и политику, нравственных начал; - первичность обязанностей перед Родиной, обществом, семьей, а не одних только индивидуальных прав и свобод; - коллективизм, сотрудничество и взаимовыручка, а не дезинтеграция и рыночная конкуренция как «война всех со всеми»; - культ семьи и здорового образа жизни, а не гедонизма и всяческих извращений. Думается, что указанные ценности могут и должны стать не просто «катализатором» жизненно важной интеграции в рамках Союзного государства и всего постсоветского пространства, но и условием выхода цивилизации на траекторию по-настоящему устойчивого, бескризисного, бесконфликтного развития. Через призму нравственности можно и должно оценивать деятельность ростовщика, спекулянта, биржевого игрока, землепашца, рабочего, врача, учителя… Поэтому идея нравственности и нравственной экономики, которая мало у кого вызовет отторжение (как, впрочем, и категория «свобода»), может и должна быть использована для верификации лукавой западной концепции либерализма и свободного рынка. И что особенно важно, под знамена нравственности сегодня можно собрать весьма и весьма разнородные, однако мыслящие национальными интересами силы – и коммунистов, и христиан, и мусульман, и язычников, и националистов…
Валерий Фёдорович Байнев доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Белорусского государственного университета, эксперт консультативного совета Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, председатель редакционной коллегии журнала «Новая экономика»
Минск, Республика Беларусь
|