Belyaev46-2007

Главная       Дисклуб       Наверх   

Политики без идеологии не существует

Великий Октябрь и Союз ССР как символы новой всемирно-исторической эпохи развития человечества в двадцатом и двадцать первом столетиях

 Новейшее время – ФЕНОМЕН ИНТЕНСИВНОГО РАСОВОГО ПЕРЕМЕШИВАНИЯ. На наших глазах развертывается процесс широкомасштабного формирования целого ряда зон интенсивной кросс-миграции и активнейшего перемешивания генов, что отражается и на потомстве (принципиально новый краниологический полиморфизм в популяции как следствие обыденности самых экзотических браков типа швед – фиджийка, японец – креолка острова Гаити и пр.). К таким зонам следует отнести зоны “всемирного обучения” типа Гарварда, “силиконовой долины” США (Калифорния и др. западные штаты с мощными учебными центрами и передовой микроэлектроникой), зоны интенсивной добровольной или вынужденной экономической и политической миграции (Западная Европа, Московский мегалополис, Юго-Восточная Азия и др. регионы планеты). Отсюда – миграция и перемешивания культур и культурно-поведенческих стереотипов, взаимопересечение или самоизоляция культурных стандартов в семьях и в сфере семейно-кланового и гендерного воспитания и др.

Пресловутая “деидеологизация” образовательной среды на поверку историческим опытом оказывается продуктом гиперидеологии современных транснациональных корпораций (ТНК) – опорно-несущей конструкцией такого социально-образовательного пространства, где ТНК становятся единственными реальными игроками, вполне обходящимися без “дорогостоящего” национально-государственного суверенитета. Совокупный бюджет ТНК превышает бюджеты десятков государств, включая Российскую Федерацию. Заметим, в своей политике и идеологии образования ТНК исходят отнюдь не из интересов “свободного рынка” или “свободы слова и личности”, а из стратегических интересов корпоративного финансового капитала, системы тоталитарно-жесткой, системы отношений отчуждения человека – от мира, от людей, от себя самого.

Встает исторически новая, не мыслимая ранее проблема агрессивной надгосударственной унификации образовательной среды, образовательного пространства огромных регионов планеты, его мета-информационного включения в “прокрустово ложе” космополитического стереотипа “нового мирового порядка”. Образовательные системы и образовательные среды десятков государств, включая республики СНГ, уже столкнулись с таким, вполне бесчеловечным проявлением этого “порядка” как “закрывающие технологии”. Особенно ошеломляющи эти “технологии” в сфере гуманитарной, в измерениях собственно образовательной среды, в плачевной судьбе многих научных школ и направлений образования, списанных в утиль “корзины глобализма” в формате его нынешней версии, избавившейся от конкурента – СССР.

Закрывающие технологии закрывают целые отрасли науки, техники, промышленности, НИР-овские тематики, экономическую жизнь целых регионов, наконец, они закрывают будущее целым секторам вступающих в жизнь поколений, секторам, “не вписавшимся” в форматы псевдорыночной экономики и массовой культуры агрессивного утилитаризма.

Политики без идеологии не существует. Не существует школы без идеологии. Не существует и какой-то особой, рафинированной, общечеловеческой образовательной среды. Парадокс в том, что на уровне человечества как единого родового существа общечеловеческие ценности действительно объединяют всех людей. В противном случае ни о какой логике единства форм общественного сознания, например логики науки, не было бы и речи.

А речь как раз идет о том, что главный пафос Великого Октября, непреходящая ценность всемирно-исторического наследия СССР – в снятии всех форм политического, экономического, социального, культурного, идеологического и духовного отчуждения людей. В отрицании отрицания всей предшествующей предыстории развития человеческого общества как общества социально-антагонистического, эксплуататорского. В подготовке грандиозного скачка человечества из “царства необходимости” в “царство подлинной свободы”, подводящей черту под самоотчуждением человека разумного как вида.

В этом и есть как исторический урок, так и историческая перспектива Великой Октябрьской Социалистической революции и ее детища – Союза Советских Социалистических Республик.

Геннадий Юрьевич Беляев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, действительный член Московского общества испытателей природы (секция естественнонаучного образования), Москва