Blagova34-35-2007

Главная       Дисклуб     Наверх     Все статьи автора

 

ШКОЛА НА КРУТОМ БЕРЕГУ

 Три школы на два с половиной десятка сёл и деревень, расположенных на крутом окском берегу, – это так называемое образовательное пространство заречной зоны Озёрского района Подмосковья. Но, как считает директор одной из них, Емельяновской, Григорий Гаджиевич Гаджиев, лет через 5–10 при движении страны всё по той же политической кривой из трёх учебных заведений два неминуемо должны будут сковырнуться в кювет. Потому вся сегодняшняя жизнь Емельяновской школы, в которую съезжаются ребята из восьми окрестных деревень, устремлена в единственную перспективу – выжить.

Почти с самого основания школы, построенной бывшим совхозом «Емельяновка» незадолго до развала Советского Союза, «коньком» емельяновцев стал аграрно-технологический профиль профессионального обучения. В школьном хозяйстве есть всё, чтобы выпускники покидали свои пенаты готовыми специалистами: два трактора с телегой, автокар и 8 гектаров пашни, предоставленные наследником совхоза – ОАО «Предприятие «Емельяновка» в распоряжение юных земледельцев.

Уже свыше 400 человек вместе со свидетельством о среднем образовании получили здесь водительские права тракториста-машиниста и автокарщика. С таким документом ребята везде ко двору: и в сельском, и в городском хозяйстве. У предприятия сложились со школой самые тесные деловые отношения. Вот уже четвёртый год подряд учебное заведение выполняет социальный заказ хозяйства на подготовку механизаторских кадров. Ежегодно ­– от 6 до 8 человек. Сблизил же ребят с земледельцами один памятный случай.

Когда в Емельяновке проводили кабельное телевидение, оказалось, что школа, находящаяся на возвышенности, – лучшее место для установки спутникового оборудования. Так и появились здесь своё ТВ с зоной вещания на всю деревню и своя телестудия. А местное животноводство в ту пору переживало острейший кадровый дефицит. И руководство сельхозпредприятия обратилось к школьным телерепортёрам с просьбой снять сюжет об одной из молочных ферм, что в селе Протасово. Ферма эта, надо сказать, современнейшая: компьютеризированные доильные залы, новейшее оборудование, на коровах – ошейники с электронными чипами и, на удивление всем, даже аквариум. Селяне как увидели эти диковинные вещи, так враз 17 человек пришли трудоустраиваться. «Отныне мы ваши должники», – заявил тогда Гаджиеву директор ОАО «Предприятие «Емельяновка» Абдула Умахмадович Абдулаев.

В нынешнем году случай отблагодарить представился. Когда школа на дизтопливо не получила из бюджета ни копейки, хозяйство взяло снабжение горючим на себя, выделяя своим юным деловым партнёрам по 70 литров солярки в неделю. А вопрос этот не пустячный: ребята не только учатся «железного коня» объезжать, но и работают на нём по-взрослому. На своих восьми гектарах сельхозугодий они сажают и картофель, и капусту, и морковь, и свёклу ­– словом, почти весь необходимый для школьной столовой овощной набор. Районные чиновники пытались было сельхозпродукцию, выращенную детскими руками, себе в бюрократический актив записать – дескать, стоимость овощей должна непременно учитываться при подсчёте бюджетных затрат на питание школьников. Но директор всю их надувательскую арифметику по ноликам разложил: «Это дети сами заработали. Власти тут ни при чём».

– Однако сей бухгалтерский фокус сегодня и на федеральном уровне демонстрируют, объявляя одной из главных составляющих нацпроекта «Образование» необходимость улучшения питания учащихся… за счёт школьных приусадебных участков. Только в чём же здесь забота государства о детях? – риторически, с негодованием вопрошает Григорий Гаджиевич. – Разве что в пригляде за тем, как мы умудряемся существовать?

Было дело, одно из соседних хозяйств, богатое яблоневыми садами, захотело детвору витаминами подкормить. Авось, не обеднеем, рассудили там, если с двух-трёх деревьев ребята телегу яблок натрясут. Так и порешили. Потом девчата на уроках труда яблоки вычистили, нарезали, насушили. А когда в школьном меню появилась строка «компот из сухофруктов», раздался звонок из районного управления образования: откуда, мол, провизия? Сухофрукты мы вам не завозили. Как теперь списывать? Прислали для выяснения комиссию.

Вот и вся забота ­­– главное, чтобы циркуляр не нарушить.

А с молоком ещё безрадостнее история вышла. Прежде школа закупала цельное молоко на Протасовской ферме по 4 рубля 70 копеек, причём надоенное, как правило, от одной или двух коров. Качество продукции на ферме ветврач контролировал, а в райцентре – соответствующие службы, куда молоко регулярно на анализ доставляется. В школьной столовой это молоко кипятили и поили детвору. Но вдруг как обухом по голове: «Не положено». И теперь школа покупает молоко в 6 раз дороже, да и качества известного – магазинного.

…Читает, возможно, эти строки учитель из какой-нибудь рязанской или тамбовской глубинки, где ни коров не осталось, ни тракторов, да и хозяйство-то само уже разворовано, распродано, а бывшие колхозники время от времени батрачат на зажиточных дачников, и, наверное, думает: у кого жемчуг мелок, а у кого щи пусты. Что и говорить, провинции, истощённой перманентным экономическим кровопусканием, выжиманием из села людских ресурсов, с Подмосковьем и уж тем более с первопрестольной тягаться бессмысленно. Одно роднит дворцы и лачуги просвещения на разных географических широтах и меридианах карты России – желание работать ради будущих поколений. И этот древний инстинкт самосохранения заставляет встраиваться в разношёрстную схему министерских инновационных программ, зачастую необычных и привлекательных, но в основе своей губительных для целостности, универсальности самого просвещения.

Нынешний год для Емельяновской общеобразовательной средней школы выдался особенно удачным, подарив две победы: лауреатство в областном конкурсе «Лучшая школа Подмосковья», к которому прилагается полмиллиона рублей, и миллионный президентский грант в рамках нацпроекта «Образование». Всё это было предрешено полтора года назад, когда к директору Гаджиеву обратился начальник районного управления по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности А.В. Бекренёв с просьбой разместить на правах аренды в школьных гаражах пожарную часть для заречной зоны Озёрского района. Григорий Гаджиевич тут же ухватился за это предложение, поняв, что дружба со спасателями открывает для школы ещё одно направление в профильном обучении – оборонно-спортивное.

На экзаменах по истории и обществознанию между емельяновскими учителями и их воспитанниками вспыхивали жаркие дискуссии о судьбе России. И взрослым, умудрённым жизненным опытом педагогам становилось горько от осознания трезвости и зрелости суждений, звучавших из ребячьих уст, о том, что в нынешней политике режима всё нацелено на развал страны. Видимо, чтобы такие крамольные мысли в детских головах не возникали, и нужна эта дробилка для мозгов под названием «ЕГЭ». Но только вряд ли она способна выбить ощущение громадной катастрофы из детских душ, если этого не смогли сделать ни губернаторские премии, ни президентские гранты.

 

Татьяна Александровна БЛАГОВА

д. ЕМЕЛЬЯНОВКА,

МОСКОВСКАЯ обл.