Braticshev21-222007

Главная       Дисклуб     Наверх   

 

Запоздалый оптимизм

(о последнем, но не прощальном Послании президента
Федеральному Собранию РФ)

Примечательно, что почти все либеральные газеты в качестве заглавия к очередному посланию Федеральному собранию, состоявшемуся на следующий день после похорон Б.Н. Ельцина, привели слова В.В. Путина: "Мне выступать с политическими завещаниями преждевременно". Тем самым был сделан тонкий, как вероятно рассчитывали составители этого доклада, намек на возможный третий срок президентства нынешнего главы государства. Либо, как уверяют источники, окружение президента имеет в виду, что В.В. Путин еще раз может обратиться к Федеральному собранию, но уже после выборов нового президента, с прощальными словами, напутствиями и выдвижением перспективных направлений развития.

Вынужденная переоценка ценностей

И действительно, нынешнее Послание достаточно трудно охарактеризовать как-то однозначно. Прежде всего его можно было бы назвать предвыборным. Значительная часть документа посвящена предстоящей думской кампании, которая должна быть "чистой", обеспечить преемственность власти, способствовать формированию дееспособного гражданского общества, строительству эффективного государства. Такое государство призвано обеспечивать безопасность и достойную жизнь людей, становление социально-ответственного государства, борьбу с коррупцией и терроризмом, модернизацию Вооруженных сил и правоохранительных органов, "значимое укрепление роли России в международных делах". "… В результате выборов, - подчеркнул президент, - будет объективно определен уровень поддержки народом России проводимого нами с вами курса".

В контексте предстоящих выборов можно рассматривать весь социальный блок Послания. Он является беспрецедентным по задекларированным расходам на ЖКХ (для эффективной работы по его реформированию, - заявил президент, - необходимо создать фонд в объеме не менее 250 млрд. рублей), развитие местного самоуправления (в обеспечение делегируемых полномочий федеральный бюджет передаст региональным администрациям в 2007 году 153 млрд. рублей, а в следующем году - 200 млрд. рублей). Главная цель всех четырех приоритетных национальных проектов заявлена как инвестиции в человека, в повышение качества жизни.

Признав наконец-то крах "неприспособленной к рыночным условиям" пенсионной системы (но не реформы!), авторы Послания заверили россиян, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста "объективной необходимости нет". Более того, за период с 2007 по 2009 годы увеличение среднего размера пенсий должно составить не менее 65 процентов и будет создана система стимулов, чтобы люди пенсионного возраста добровольно могли продолжить трудовую деятельность.

Напомню, что прошлогоднее Послание (10 мая 2006 года) было посвящено проблеме демографии. Тогда президент предложил выплачивать "материнский капитал" в размере 250 тысяч рублей. В Послании, с которым глава государства обратился 25 апреля 2005 года, шла речь о борьбе с терроризмом, о необходимости повысить зарплаты бюджетникам и о повышении роли политических партий. 26 мая 2004 года президент заявил, что нужно создать рынок доступного жилья и реформировать системы здравоохранения и образования (позже эти предложения сформировались в национальные проекты), а также уточнил, что ВВП необходимо удвоить не за 10 лет, а уже к 2010 году. Об удвоении ВВП за десятилетие Путин впервые сказал 16 мая 2003 года.. В Послании 18 апреля 2002 года шла речь о задачах экономической политики, международном сотрудничестве и административной реформе. 3 апреля 2001 года Путин заявил, что государство необходимо укреплять путем унификации законодательства и отметил, что необходимо провести судебную реформу, а также усовершенствовать пенсионное и трудовое законодательство. А начиналось всё 8 июля 2000 года, когда президент посвятил Послание приоритетам государственной политики, проблемам развития Федерации, а также внешней политике.

В Послании 2007 года можно увидеть то, о чем давно говорит и пишет левая оппозиция. Речь, прежде всего, идет об использовании части нашего Стабилизационного фонда на развитие страны. Все нефтегазовые доходы предлагается разделить на три составляющие.

Первое - это Резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией.

Второе - часть нефтегазовых доходов должна идти в федеральный бюджет для выполнения прежде всего масштабных социальных программ.

И третье - Фонд будущих поколений, куда будут направляться все остальные нефтегазовые доходы (его предложено назвать Фондом национального благосостояния, часть средств которого будет направляться на капитализацию институтов развития - прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других).

Следует констатировать, что с идеологической точки зрения это полная победа левых сил и патриотически настроенных элементов из других частей политического спектра. Посмотрим теперь, как это будет реализовываться на практике. Ведь в Мраморном зале Кремля перед В.В. Путиным сидели люди в массе своей смертельно сопротивлявшиеся этому. К сожалению, они продолжают занимать ведущие места в экономическом блоке правительства.

Вообще-то, многое, о чем говорил президент, – это план, разработанный вопреки всему тому, что делалось до сих пор в рамках либерального реформирования. Это закат либеральных надежд, подтверждающих древнюю мудрость, что "нельзя идти вперед с головой повернутой назад". Видно хорошо понимая это, президент впервые не поклялся в верности либерализму.

Богатство и бедность

Действительно, все мы живем в условиях странно двойственных. С одной стороны, абсолютное большинство людей в стране, как свидетельствуют социологические исследования и постоянно трещит пресса, якобы поддерживают внешнюю политику президента России. С другой стороны, растет недовольство значительной части населения своим жизненным уровнем, в стране усиливаются классовые противоречия, углубляются социальные и региональные разрывы в уровне и качестве жизни.

Нынешняя Россия - это почти 100 тысяч валютных миллионеров и около десяти миллионов ежедневно недоедающих людей. По нашим расчетам, минимальный воспроизводственный потребительский бюджет должен быть примерно в 2,5–3 раза выше, чем средний прожиточный минимум (в пределах 7 тыс. рублей в месяц). При нынешнем уровне производительности труда наемный работник должен получать заработную плату в 2 раза больше, чем сейчас. Но это только голые цифры.

Зафиксировав тот очевидный факт, что "пережитый страной длительный экономический кризис" тяжело сказался на положении людей (прежде всего на положении интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества) и что "сегодня без поддержки государства наши сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях", сами решить многие вопросы (например, наиболее острый жилищный) не могут, президент, тем не менее, даже не упомянул о состоявшемся с 5 по 7 марта XI Всемирном Русском Народном Соборе. На нем была всесторонне рассмотрена проблема: "Богатство и бедность: исторические вызовы России".

Считается, что бедность – это экономическое положение семьи или отдельного человека, при котором их ресурсы и средства (денежные, имущественные и др.) недостаточны для удовлетворения минимальных потребностей и поддержания образа жизни на уровне сложившихся в обществе жизненных стандартов. В социально-экономической литературе различают бедность абсолютную, определяемую невозможностью удовлетворения базовых потребностей людей в пище, одежде, жилье и т.д. (она связана с отсутствием дохода или бюджета минимума средств существования), и бедность относительную, при которой доходы семьи или отдельного человека по отношению к среднему доходу, сложившемуся в обществе, ниже определенного установленного соотношения. Бедными принято считать тех, чьи доходы не превышают 40 или 50% (в отдельных странах – 60%) среднего, или медианного, дохода по стране. Обычно это 10–15% населения. В России их около 30%.

Существенная особенность, отличающая современную Россию от стран с выраженными социальными контрастами: беспрецедентное социальное расслоение людей как следствие рыночных реформ, осуществляемых по неолиберальным лекалам.

По данным Министерства экономического развития и торговли, только в 2006 году разница в доходах между высокодоходными и низкодоходными категориями граждан составила более 15 раз. С учетом теневых доходов – она много больше. Такой чудовищной разницы нет ни в одной другой цивилизованной стране. Существует также социальная пропасть между большими и малыми городами.

Правительство заявляет о намерении создавать экономику инновационного типа, но нигде в мире, кроме России, развитие инновационной экономики не сопровождается деградацией традиционных отраслей машиностроения, которая делает все усилия по созданию "новой экономики" бесцельными и бесполезными. Мало того что построена модель примитивного хозяйства, так проводится еще и, мягко скажем, странная финансовая политика. Так называемый стабилизационный фонд и золотовалютные резервы растут, а почти 40% населения пребывает в состоянии нищеты. И это по официальным данным.

Значительное число работающих получают зарплату 27 рублей в день. По стандартам ООН это предел нищеты. Разве это не позор для страны, претендующей на роль мировой державы? А ведь для исправления положения есть и деньги, и возможности. Наша страна неотвратимо распадается на две части. Одни обживают виллы и рестораны Куршевеля (по официальным данным, 15% населения присваивают 57% всех доходов в стране), другие едва сводят концы с концами. Такое расслоение чревато серьезными социальными потрясениями. Опасно оно и для экономики: отсутствие массового спроса сдерживает развитие производства, которое к тому же давит импорт. В эффективной рыночной экономике спрос рождает предложение и обеспечивает в ней нормальный "обмен веществ". У нас же он вызывает безудержный рост цен.

Россия находится на 90-м месте по ВВП на душу населения, в 3–4 раза по этому показателю отстает от развитых стран и одновременно находится на 2-м месте по количеству миллиардеров, число которых только за прошлый год возросло в 1,5 раза. В результате 53 наших "трудоголика" владеет собственностью, превышающей годовой федеральный бюджет страны. Мы пока так и не достигли уровня ВВП 1990 года, в то время как страны Запада прибавили за это время минимум 20%. В итоге либеральные "реформы" только увеличили наше отставание. И хотя за официальной статистикой не видно разрухи – статистические успехи обманчивы. Они больше обязаны высоким мировым ценам на нефть, газ, металлы и другие сырьевые товары, а не наращиванию промышленного производства.

В 1990 году доля промышленности в ВВП составляла 38%, сферы услуг – 34,5%; в 2004 году промышленность дала 28% валового внутреннего продукта, а сфера услуг – 59%. Доля услуг растет во многих странах мира, и в этом ничего плохого нет, если бы не одно существенное обстоятельство. У нас эта сфера увеличивается в основном за счет разного рода посреднических операций, сделок с недвижимостью и прочей торговой деятельности, тогда как доли строительства и сельского хозяйства в ВВП упали в 3 с лишним раза.

В 2006 году выпуск продукции был выше уровня 1991 года только в трех секторах экономики: в добыче энергоносителей (да и то всего лишь на 11%), в целлюлозно-бумажной промышленности и издательской деятельности (на 6%). А в целом показатели объемов выпуска в обрабатывающей промышленности составляют сейчас лишь 45% от уровня 1991 года.

Российские предприниматели, даже самые удачливые, судя по всему, теряют уверенность в деловой и жизненной перспективе в стране, в то время как государство им не может или не хочет помочь. Огромные капиталы и доходы уходят за рубеж, в то время как правительство выпрашивает у Запада инвестиции.

На Соборе были поставлены вопросы, которые волнуют большинство нашего народа. Трудно, к примеру, не согласиться с тем, что, как было заявлено на Соборе, сокращение между богатыми и бедными должно стать приоритетом государственной экономической политики.

Собор не осудил стремление к богатству как к таковому, но указал на недопустимость безнравственных способов его накопления, а также на ненормальность той ситуации, когда безудержная страсть к наживе полностью подчинила многих людей, а показное потребление стало господствующим желанием.

"Культ обогащения как главной цели жизни человека проповедуется с академических кафедр, политических трибун, телеэкранов, газетных и журнальных страниц", − заметил Патриарх на открытии собора и далее добавил, что "для искоренения бедности нам необходимо построить этически ориентированную экономику".

Можно только поддержать предложение Собора о введении прогрессивной шкалы налогов на сверхдоходы и предметы роскоши, с тем чтобы вырученные средства полностью направлялись на сокращение имущественных диспропорций. Опыт большинства экономически успешных стран свидетельствует, что именно такая практика снимает социальную напряженность, преодолевает пропасть между бедностью и богатством.

Доходы от продажи богатств, которыми наделил нас Творец, должны вкладываться в страну и людей. Именно тогда они принесут самую надежную и самую эффективную отдачу. Да, нам нужно иметь прочный финансовый запас, предохраняющий страну от перипетий мирового рынка и глобальных политических процессов. Но у нас нет будущего, если нефтяные и газовые деньги не будут использованы именно сегодня для того, чтобы совершить социально-экономический прорыв.

Последние годы стали, пожалуй, самыми драматичными с точки зрения "сжатия" природоресурсного потенциала России. По некоторым оценкам, на единицу добываемого сырья сейчас теряется пять единиц запаса, т.е. существующих ресурсов. Такую тенденцию иначе как катастрофической не назовешь. И рассчитывать на то, что ресурсный потенциал позволит осуществить долгосрочный маневр для выживания страны, попросту не приходится. Еще 3–5 лет такого хищнического отношения к недрам – и страна "сядет на мель".

Существенная особенность России состоит в том, что это, как уже отмечалось, самая северная цивилизация в мире и почти каждый ее отдельный регион не может существовать как экономически обособленное образование. Вместе с тем совокупность регионов может обеспечить гражданам, населяющим страну, высокий уровень жизни и ее качество. И для решения этой задачи нет иного средства, кроме цивилизованного перераспределения природной ренты. По расчетам Института экономики РАН, если бы Россия ввела такую же систему взимания ренты и налогов с тех, кто использует природные богатства, как, например, в Норвегии или хотя бы в странах Персидского залива, то это могло бы дать государству дополнительно 70 млрд. долларов бюджетных доходов, т.е. фактически почти второй федеральный бюджет. Нужно ли говорить, что это императив устойчивого развития страны. Но если продолжать отказываться от этого, то на территории между "Польшей и США" не будет процветающего государства, а будут безлюдные, почти не связанные между собой регионы - сырьевые придатки других, более разумно и более эгоистично устроенных стран.

Левый поворот?

В стране имеет место массовое недовольство, и это недовольство будет расти, поскольку реальная стабильность существует только тогда, когда у людей есть уверенность в завтрашнем дне и эта уверенность воплощается в реальных действиях. Думается, что это, и только это заставило президента и его команду включить в Послание такие направления развития России, которые с большой натяжкой можно отнести к числу либеральных. Создается впечатление, что устами В.В. Путина были озвучены программные заявления "Справедливой", а не "Единой", как следовало ожидать, России. Представляется, что составители текста Послания преследовали, по крайней мере, две цели: во-первых, продемонстрировать великие достижения президента В.В. Путина, во-вторых, доказать, что Россия идет по правильному пути и, как все видят, развивается. Была, разумеется, и третья - чисто пиаровская цель.

Не случайно впервые столь долго президент говорил о культуре, национальной самоидентификации, поддержке традиций. Но гуманитарный блок по определению не может "грешить" конкретикой и, соответственно, стать основным в президентском обращении. Трудно осязаемые материи, да еще лишенные идеологической окраски, не очень-то впишешь в формат Послания. Однако две практические идеи здесь все-таки прозвучали. Первая - организовать фонд русского языка, занимающийся его поддержкой за рубежом. Вторая - создать нечто вроде глобальной российской библиотечной сети под эгидой Президентской библиотеки, которая будет носить имя первого президента России Бориса Ельцина, упомянутого Путиным неоднократно, тепло и без сравнений нынешней ситуации с 1990-ми годами.

К одному из направлений развития нашей экономики следует отнести формирование в России корпоративных систем, т.е. корпоратизацию, а точнее, социализацию отношений собственности (любая корпорация, как известно, является коллективной собственностью, реализуемой через инструменты владения, пользования и распоряжения). Так, В.В. Путин предлагает, например, создать "специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности", "проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала", разработать "соответствующую программу и решение о создании объединенной авиастроительной корпорации", "Объединенной судостроительной корпорации", "Российской корпорации нанотехнологий".

Далее читаем: "одним из безусловных приоритетов ближайших лет - это электроэнергетика. "Предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа. По сути, речь идет о "второй" масштабной электрификации страны. К 2020 году необходимо увеличить на 2/3 производство электроэнергии в России". "Еще один элемент инфраструктуры будущего роста, - правильно утверждается в Послании, - это эффективная транспортная система". И еще: в 2006 году Россия больше всех добыла нефти в мире, поэтому надо самим ее перерабатывать. Следующей проблемой является развитие собственной лесоперерабатывающей базы.

Наконец, "модернизация российской экономики, заявил президент, невозможна без подъема отечественной науки". Предполагается осуществление научной работы в государственных академиях на основе пятилетней программы фундаментальных исследований, утверждаемой правительством и финансируемой в основном из госбюджета (48 млрд. рублей в 2008 году плюс 8 млрд. будут дополнительно заложены в фонды, поддерживающие фундаментальные исследования). Другое направление финансирования - специальные целевые программы, в рамках которых государственные заказы на прикладные исследования и разработки должны выставляться на открытые конкурсы.

В сжатом до предела международном разделе Послания обращает на себя внимание сюжет о необходимости крепить СНГ и строить Союз с Белоруссией. "Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ. А в более широком плане - и на всем евразийском пространстве, - заявил президент. - Надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС, и в Шанхайской организации сотрудничества. Подчеркну: это как раз тот случай, когда экономика является синонимом безопасности, в том числе безопасности наших границ.

Хотел бы еще раз озвучить наш подход к строительству Союзного государства России и Белоруссии.

Россия открыта к любым формам и моделям интеграции. Готовы идти здесь настолько далеко, насколько готовы к этому наши белорусские друзья. Темпы строительства Союзного государства зависят только от насыщенности и реальной глубины интеграционных процессов".

"Старинная русская забава"

Думается, неожиданное заявление В.В. Путина в конце Послания о том, что "у нас в России есть еще такая старинная русская забава - поиск национальной идеи", сродни его угрозам "мочить в сортире" или объявления "придурками" всех тех, кто организует демарши под лозунгом: "Россия - для русских!". Надо ли говорить, что в этих вопросах любому политику следует быть сдержаннее?

Народная мудрость гласит: "Деньги потерял - ничего не потерял. Друга потерял - потерял половину. Веру потерял - всё потерял!" Намеренно привожу эти слова, ибо наша национальная идея проистекает из самых глубин народной жизни, выражает сущность русско-православной (русско-славянской) цивилизации. Возраст Русской идеи, писал в эмиграции философ-патриот Иван Ильин, "есть возраст самой России".

Размышляя о концептуальных истоках нашего национального идеала, мы вспоминаем античные ценности дохристианских времен, всю нашу, насчитывающую более тысячи лет, историю, такие жемчужины русской литературы, как "Повесть временных лет" (XXII вв.), "Слово о Законе и благодати" митрополита Иллариона (XI в.), "Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве" (XII в.), Устав Нила Сирского (XV в..), "Домострой", "О скудности и богатстве" И. Посошкова (XVIII в.), "Война и мир" Л. Толстого, "Тихий Дон" М. Шолохова, стихотворения М. Державина, А. Пушкина, Ф. Тютчева и С. Есенина, творения великих мыслителей и философов – М. Ломоносова и И. Киреевского, А. Хомякова и Н. Федорова, Ф. Достоевского и В. Соловьева, К. Леонтьева и Н. Данилевского, И. Солоневича, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова, П. Сорокина, Л. Карсавина, Д. Менделеева и многих, многих других.

Для нас, русских, "служение Мамоне", стремление обладать деньгами, никогда не было идеалом и стимулом саморазвития. Видимо осознавая это, власти предержащие во главе с нынешним президентом ничего путного не сказали и не скажут. Ведь нельзя сидеть сразу на двух стульях: обещать одно, а делать прямо противоположное.

"Национальная идея - это то, что должно освещать и одухотворять жизнь государства, жизнь народа, жизнь каждого из нас, вести за собой", - писала в феврале 2004 года тогда еще "Экономическая газета" в интервью с кандидатом в президенты Н.М. Харитоновым.

По нашему мнению, можно одним предложением высказать национальную идею России: это то, чего хочет абсолютное большинство нашего народа. А народ хочет жить в процветающем и социально-справедливом обществе. Народ не хочет, чтобы одни жили в золотых дворцах, а другие голодали, собирали корки.

Эту идею надо высказывать четко, прямо и бескомпромиссно. Не боясь телевизионного визга, проклятий и угроз иуд и оборотней. Если прислушаться к тому, о чем говорят, о чем думают и к чему стремятся наши люди, то национальная идея России может быть конкретизирована следующим образом.

Во-первых, Россия и ее народ могут и должны жить не хуже, чем страны и народы Западной Европы. Поэтому на первом этапе, к 2008 году, надо устранить бедность и нищету, повысить всем трудящимся и работникам бюджетной сферы, учителям, врачам, военным, милиции и другим реальные заработные платы, пенсии и детские пособия в 3–4 раза, и гораздо выше реального прожиточного минимума. На втором этапе, к 2012–2015 годам, через 10–12 лет, повысить зарплаты, пенсии, детские пособия и другие доходы населения России до уровня европейских. Это не утопия, а реальные расчеты.

Во-вторых, необходимо восстановить и обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность России и ее населения от нападения, терроризма, сепаратизма и вредительства, от любых угроз жизни народа и территориальной целостности России: государственных, коррупционных, финансовых, экономических, ракетно-ядерных, эпидемиологических, экологических, информационных, психотронных, нравственных, криминальных, продовольственных и других. Следует оказать действенную помощь имеющимися в распоряжении России политическими, экономическими и другими средствами соотечественникам, оказавшимся в странах СНГ и в Прибалтике.

В-третьих, надо сбросить с России ярмо угнетения и разорения, явственное и скрытое иностранное иго. Только те, у кого земля, дома, деньги, семья, дети и внуки в России, должны быть полноправными гражданами и хозяевами, реальными собственниками своей страны. А не жулики с двойным гражданством, открытыми и тайными счетами в иностранных банках. Ибо у них душа и сердце там, где их кошельки. Это - космополиты, предатели Родины. У нас они наживают и воруют, а затем наворованное вывозят миллиардами.

Мы можем и должны использовать все природные богатства страны, все наши заводы и фабрики, всё, что есть в России, и свой труд для самих себя. Земля, леса, недра и воды, все богатства страны - собственность всего народа.

В-четвертых, следует установить в России подлинную демократию - реальную и сильную власть народа, а не олигархов, демократов и их иностранных покровителей. Для этого необходимы: а) независимый и профессиональный народный контроль над президентами и правительствами, чиновниками и депутатами, органами правопорядка; б) персональная ответственность президентов, правительства, депутатов, судей, чиновников как за принятые законы, так и за ущерб людям, народу и России за действия и решения "по закону". Нужна ответственность власти перед народом без всяких сроков давности и освобождений.

В-пятых, надо остановить пропаганду разврата, криминала и предательства, выступления против русской истории и культуры, восстановить в России правду и справедливость, нравственные идеалы, отвечающие вере наших народов, краеугольным ценностям, присущим нашей национальной традиции.

"Нам продолжают пудрить мозги"

Отмечу, что для оппозиции в президентском Послании, прозвучавшем 26 апреля 2007 года, нет ничего нового. Высказанные в нем предложения давно проходят "красной нитью" в программных документах лево-патриотических партий и движений, и прежде всего в "Социально-экономической программе КПРФ".

Заявления о необходимости вернуть государство в экономику, обилие и масштаб возлагаемых на него задач - это, по существу, фактическое признание того очевидного факта, что рынок в его криминально-коррумпированном исполнении не только не разрешил животрепещущих российских проблем, а, напротив, усугубил их и привел страну к духовной, морально-нравственной, экономической и социальной деградации, к невосполнимой потере социального времени. С другой стороны, прослеживается попытка законсервировать проводимый курс, выйти из кризиса, ничего не меняя.

Это, как уже отмечалось, 8-е Послание президента из 14 состоявшихся, начиная с 1994 года. Из 15 лет реформ, которые принесли стране разрушения, сопоставимые с потерями нашего народа в годы Великой Отечественной войны, 8 лет (считая премьерство) принадлежат В.В. Путину. И хотя все предыдущие Послания были заметно скромнее, ни одно из них, по существу, не было выполнено.

Спрашивается: произошло ли в России нечто такое, что на этот раз дает основание рассчитывать на реализацию заявленных "амбициозных задач"? Ответ очевиден: политическая и экономическая система, показавшая свою откровенную нежизнеспособность, остается прежней, властная элита - той же. Бедность в России продолжает быть неразрешенной социальной и духовной проблемой. Достаточно сказать, что по сравнению с 1990 годом государство ежемесячно недоплачивает: доктору наук - 35 тыс. рублей, рабочему - 16, пенсионеру - 11, студенту - 3 тысячи рублей. За 10 последних лет квартплата только москвичей, к примеру, выросла в 10 раз.

Подсчитано, что Послание обойдется бюджету в 750 млрд. рублей. Однако правительство предпочитает не корректировать финансовый план государства на 2008–2010 годы. Поэтому радоваться запоздалому и в то же время угнетающему оптимизму президента и его окружения, как и верить услышанным нами сказкам, вряд ли стоит. "Нам продолжают пудрить мозги", - как-то заявил при обсуждении нынешнего Федерального бюджета, будучи в полемическом задоре, мэр Москвы Ю. Лужков. Правильные слова!

Можно ли выйти из деградации, ничего не меняя и не устраняя ее причин? Разумеется, нет. Напрашивается вывод: подлинно актуальные проблемы вращаются сегодня уже не вокруг только экономической политики, а вокруг власти и собственности, которые должны принадлежать народу.

Игорь Михайлович Братищев,

доктор экономических наук, профессор