Bratitschev12-11

Главная       Дисклуб     Наверх  

 

ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО – ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

 

Всемирная торговая организация (ВТО) возникла в январе 1995 года на месте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Она объединяет более 130 стран (Россия имеет в ВТО статус наблюдателя). Как свидетельствуют сообщения СМИ, в последнее время президент и правительство России предпринимают всё новые усилия, направленные на вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию на правах членства, то есть на реализацию протокола, подписанного на 13-м саммите Россия – Евросоюз 21 мая 2005 года. Согласно данному документу страны ЕС и другие государства не имеют возражений против российского членства в ВТО.

Ныне не является секретом, что Всемирная торговая организация – это порождение транснациональных корпораций (ТНК). Последние, будучи национальными по происхождению и космополитическими по характеру своей деятельности, занимают сегодня господствующее положение на капиталистической части планеты. К началу XXI века на 33 крупнейших ТНК со штаб-квартирами в США приходилось более 70% всех котирующихся на биржах акций. Их экономические интересы абсолютно преобладают в буржуазном макросоциуме. ТНК выступают в роли своеобразных суверенов, которые фактически определяют политику ведущих капиталистических государств мира. Важнейшим рычагом их руководства выступает ВТО. После того как последний финансовый кризис пошатнул государственность многих стран мира они намерены по своему усмотрению решать окончательные судьбы стран и народов. Экономика стран, которые полностью откроют внутренний рынок, может быть в момент сметена или поглощена, а сами страны утратят государственную самостоятельность. Транснациональные компании в наше время – настоящие экономические империи. Они знаменуют возникновение мировой олигархии, перед которой не способна устоять никакая национальная экономика, если она не имеет государственной защиты. Транснациональный бизнес преследует цель установления планетарного господства. Все его «деловые» проекты направлены на ее достижение.

Одним из порождений транснациональных корпораций является планетарный бизнес-рынок, пришедший на смену нормальному развитому мировому рынку. Это результат перерождения экономики, извращения ее мировым финансовым капиталом. Место обычной торговли и конкуренции сплошь и рядом занимают теперь силовые способы перераспределения собственности: методы рейдерского захвата, жульнической приватизации, принудительных банкротств и даже военных акций. Эти черты особенно четко проявляются в политике США – главного прибежища ТНК. Но это означает, что мировой бизнес-рынок органически не способен стать тихой гаванью межнационального сотрудничества. Он порождает агрессивность. Девиз его участников – подавление соперника любой ценой, вплоть до уничтожения. Бизнес-рынок разрушает государственные границы, ибо по своей природе он глубоко денационален. Во многом именно он привел в 2008 году к глобальному финансовому кризису, который явственно высветил его собственную несостоятельность и бесперспективность.

 На этом фоне нынешнее руководство США, где сосредоточено преобладающее большинство транснациональных компаний, продолжает свои попытки решить свои национальные проблемы за счет остального мира. Этому способствует взаимопроникновение национальных экономик, широкое распространение оффшорного бизнеса, а главное – то, что мировая финансовая система замкнута на долларе, что позволяет за счет выпуска бумажных ассигнат приобретать на мировом бизнес-рынке реальные ценности, а также экспортировать американские кризисы за рубеж, перекладывая их тяготы на плечи трудящихся других стран.

 Сказанное означает, что вступление России в ВТО – это сознательное втягивание ее в глобальный общий кризис западной цивилизации. Перед его лицом оказались бессильны даже самые промышленно развитые страны, которые по отношению к России сами выступают в роли коллективного глобализатора и грабителя. За нынешним кризисом неизбежно последуют новые. И каждый из них будет всё глубже и разрушительнее для российской экономики, принесет народу новые тяготы и неисчислимые страдания.

Каковы же истинные причины того, что российские власти, упорно добиваясь принятия страны в ВТО, готовы втянуть ее в глобальный кризис мировой капиталистической цивилизации? По этому поводу следует заметить, что в российской бюрократическо-олигархической верхушке постоянно и жестко борются две основные силы. Одна представляет тех, кто «зарабатывает» неслыханные прибыли на том, что выкачивает из России сырье и стремится обеспечить через ВТО беспрепятственные поставки нефти и газа, первичного металла, минеральных удобрений и леса-кругляка за рубеж. Вторая группа представляет обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Эти отрасли в случае членства страны в ВТО обречены на неизбежную гибель под напором «свободной» (точнее, недобросовестной) конкуренции со стороны западных монополий. Аналогичное положение имеет место и в региональном разрезе. Выиграют «сырьевые» области, края, республики, откуда неудержимым потоком плывут на Запад наши природные ресурсы, многие из которых относятся к невосполнимым. Эти субъекты РФ и сейчас обеспечены лучше других территорий, а от вступления в ВТО их руководители рассчитывают получить дополнительные преимущества. Прочие же регионы (а таких подавляющее большинство), не имея «сырьевого пирога», после вступления России в ВТО в короткие сроки экономически развалятся. Сырьевые же регионы сохраняют весьма сомнительные шансы отсрочить свою гибель до исчерпания их природных ресурсов. Все это неизбежно угрожает целостности и самому существованию России как субъекта мирового сообщества.

То, что Кремль рвется в ВТО и откровенно радуется каждому новому шагу в данном направлении, свидетельствует о том, что в правящей российской верхушке сложилось засилье «сырьевиков», наживающих миллионы и миллиарды «зеленых» на грабеже природных ресурсов России. Вместе с тем эта верхушка, естественно, отдает себе отчет в том, что полный развал промышленности и сельского хозяйства большинства регионов, где заняты десятки миллионов тружеников, приведет к последствиям, которые окажутся столь катастрофическими, что сметут с лица земли и ее саму. Поэтому правящий тандем и его клевреты вынуждены изворачиваться, ловчить, лгать, метаться. С одной стороны, проводится безоговорочный курс на вступление в ВТО, по принципу «после нас хоть потоп». С другой стороны, притворно осуждается «сырьевой уклон», провозглашается фальшивый курс на модернизацию промышленности и сельского хозяйства.

Членство России в ВТО не ограничивается указанными выше негативными последствиями. Их на порядок больше. К примеру, общеизвестно, что «камнем преткновения» для вступления России во Всемирную торговую организацию служат, в частности, более низкие по сравнению с мировыми внутренние цены на энергоносители. Специалисты и политики Евросоюза «сокрушаются» по поводу того, что за счет таких цен российские предприниматели якобы получают неслыханные конкурентные преимущества, а Россия таким способом скрыто субсидирует своих товаропроизводителей.

Антинародный режим охотно пошел навстречу Западу. Цены на энергоносители растут в России с космической скоростью. В сравнении с 2000 годом тарифы на электроэнергию подскочили втрое. Ожидается, что в 2014 году они будут выше, чем в США и некоторых других странах. В результате издержки производства промышленных товаров взлетели вверх. В частности, заметно выросли затраты в энергоемких отраслях, особенно в цветной металлургии первого передела. Одновременно снизилось общее потребление подорожавших энергоресурсов отечественной промышленностью. При этом сама промышленность стала еще менее конкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Россия сегодня завалена забугорным ширпотребом, нередко реализуемым по демпинговым ценам. За этот счет Запад расширил число рабочих мест, а в России нового пика достигла безработица. На более высоком уровне находится и инфляция. Как видим, страна еще не вошла в ВТО, а опаснейшие негативные последствия предстоящего вступления уже налицо. Не случайно президент России в десятых числах марта текущего года выразил «озабоченность» катастрофическим и неоправданным ростом тарифов за услуги отечественной энергетики, особенно электроэнергетики. Однако вряд ли можно принимать всерьез эту «озабоченность». Курс на членство в ВТО, породивший рост тарифов, остается незыблемым и приоритетным.

Формально заявленная цель ВТО выглядит довольно благонамеренно. Она сводится к установлению справедливых правил международной торговли, к приемлемому для сторон разрешению спорных вопросов, к последовательной борьбе с торговой дискриминацией, к обеспечению максимальной свободы и здоровой конкуренции в международной торговле. Однако в условиях империализма, а тем более современных процессов глобализации, международная конкуренция ведет не к оздоровлению торговых связей, а к усилению дискриминации слабых стран, к подрыву их конкурентоспособности и последовательному удушению их экономики, к превращению их в аграрно-сырьевые придатки стран «золотого миллиарда». Наивысшей свободой конкуренции в рамках ВТО располагают фирмы и компании империалистических держав, вовсю гребущие максимальные прибыли. Все спорные вопросы решаются обычно в их пользу. Таковы незыблемые основы ВТО. Поэтому понятно, почему от вступления сырьевых стран в эту организацию выигрывает прежде всего «элита современного мира».

Правила ВТО предусматривают «решительную» борьбу с политикой демпинга. Объявлено о курсе на «минимизацию» антидемпинговых процедур. Но всё это рассчитано на наивных простаков. Западные страны – члены ВТО энергично отстаивают свои права в борьбе против демпинга. Ежегодно они инициируют друг против друга свыше 360 антидемпинговых процедур. Что касается слаборазвитых стран и России, то они совершенно беззащитны перед демпингом, поскольку здесь действует принцип «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Государство фактически устранилось от участия в решении этой насущной проблемы. Поэтому после вступления во Всемирную торговую организацию следует ожидать нового роста банкротств российских предприятий, очередного всплеска инфляции и массовой безработицы.

От членства в ВТО особенно пострадает сельское хозяйство. Европейский союз требует от России установить размер государственных субсидий аграрному сектору на уровне не выше среднего арифметического за три предшествующих вступлению года. В дальнейшем данный уровень должен быть отправной точкой для последующего снижения планки господдержки. И это при том, что уровень государственного субсидирования сельскохозяйственного производства в России все последние годы просто ничтожен. Достаточно сказать, что современная государственная поддержка сельского хозяйства равна 1% расходов федерального бюджета. В расчете на один гектар пахоты эта поддержка составляет в России мизерные 5 долларов, а в странах Евросоюза – 800 долларов. Разница в 160 раз! Данные цифры наглядно свидетельствуют, насколько унизительны и неприемлемы для России «требования» ЕС, где господдержку отнюдь не собираются уменьшать, а скорее увеличат. Словом, членство в ВТО станет похоронным маршем для нашего сельскохозяйственного производства, ибо дальнейшее снижение господдержки, разрушительная конкуренция западных аграриев, изощренный демпинг, а также диспаритет цен и критическое положение с обеспеченностью сельхозтехникой, минеральными удобрениями, химическим средствами защиты растений окончательно подорвут и уничтожат агропромышленный комплекс России.

Большую озабоченность специалистов вызывает судьба российского банковского сектора. Если на наш рынок будут беспрепятственно допущены зарубежные банки, положение нашей банковской системы окажется, по существу, катастрофическим. В результате слияний и поглощений крупными финансовыми акулами Запада отечественные кредитные организации попросту перестанут существовать как национальное явление. Таковы подлинные виды на провозглашенный властями курс по превращение страны в «мировой финансовый центр». Снова всё та же демагогия и прямое пренебрежение национальными интересами страны.

Нельзя забывать и о международных обязательствах России (Таможенный союз СНГ, Союз России и Белоруссии). Их в рамках требований ВТО придется весьма существенно и очень болезненно корректировать. Ныне, как и в советские времена, Россия находится во враждебном противостоянии с НАТО на Западе. Патологический антикоммунизм мирового империализма был лишь прикрытием главной цели, предполагающей уничтожение нашей державы и ее расчленение на сферы влияния для раздела природных ресурсов. Этот агрессивный военный блок находится сегодня буквально на пороге России. Кроме того, США делают всё возможное для разжигания антироссийского исламского экстремизма на южном и восточном направлениях в интересах ослабления страны, истощения ее экономически и политических сил.

В таких условиях геополитически для России наиболее приемлемо не мировое лидерство главного прибежища ТНК, а многополярный мир. Для нее, в частности, важнейшим приоритетом были и остаются страны СНГ, возможность создавать региональные союзы, блоки, рынки. Россия заинтересована участвовать в различных мероприятиях региональной интеграции, создавать льготные режимы торговли для политических партнеров (прежде всего из числа бывших советских республик). После вступления в ВТО о таких национальных приоритетах придется полностью забыть. А вопрос о Союзе России и Белоруссии, скорее всего, будет отложен до греческих календ.

Создателями и фактическими распорядителями Всемирной торговой организации усиленно пропагандируется тезис, будто с «оформлением членства» для России широко распахнется доступ к информационной базе ВТО в области международной торговли. Это, дескать, позволит точно определять особенности и возможности стран – экспортеров и импортеров, получать информацию о национальных производителях и потребителях товаров и услуг любой страны, принадлежащей к ВТО, а также о международных экспортно-импортных операциях стран ВТО. Всё это якобы позволит выгодно оптимизировать структуру встречных товарных потоков. Тезис этот крайне спорен. Относительные информационные выгоды возможны лишь при выделении огромнейших дополнительных средств на развитие эффективной инфраструктуры обмена информацией. Но дефицитный федеральный бюджет России строится таким образом, что не располагает такими средствами ни сегодня, ни в ближайшем будущем. Более того, бюджетным планом на 2010–2013 годы такие расходы вообще не предусмотрены. Ссылки единороссовских властей на торговые преимущества, вытекающие из «доступа России к информационной базе ВТО» есть не что иное, как продолжение всё той же линии на демагогию и обман народа, прежде всего трудящихся масс.

При этом необходимо постоянно помнить, что Евросоюз защищает свои интересы очень цепко, жестко и изощренно. Европейские государства уже почти 50 лет формируют объединенную Европу. Они выработали выгодные им правила и будут твердо добиваться, чтобы Россия подлаживалась под эти правила, а не добивалась введения своих. Словом, на практике «тяга в Европу» не такое уж безобидное дело. Разговоры о «едином экономическом пространстве», о «едином военном пространстве» неизбежно завершатся тем, что Россия станет окончательно и бесповоротно топливно-сырьевым придатком Запада, свалкой вредных производственных отходов, а при определенных обстоятельствах возможно и превращение ее в туземного сателлита НАТО.

Из сказанного вытекает ряд важных выводов. Начать с того, что присоединение к ВТО приведет к резкому усилению конкуренции на внутреннем рынке, к чему Россия совершенно не готова. Ее недостаточно конкурентоспособные отрасли и предприятия будут захвачены иностранными предпринимателями. Из этого вытекает абсолютная необходимость отложить вступление в ВТО как минимум на 10–15 лет и приступить к немедленному обеспечению самой высокой государственной поддержки прежде всего ключевых, ведущих отраслей народного хозяйства, в частности оборонной, авиационной, автомобильной промышленности, машиностроения (особенно космического и атомного), станкостроения, ряда отраслей легкой индустрии. Сегодня эти сферы производства и предприятия абсолютно не защищены. Нельзя допустить, чтобы они стали на погибель России легкой добычей зарубежных монополий.

Необходима далее безоговорочная защита развивающихся новых отраслей производства, также недостаточно конкурентоспособных перед лицом внешнего давления. Правила Всемирной торговой организации предусматривают отстаивание интересов таких отраслей. Следовательно, помимо длительной отсрочки вступления в ВТО, необходимо, чтобы защита указанных отраслей при прочих равных условиях была обязательно зафиксирована в соответствующем протоколе, когда членство России в ВТО станет экономически и социально оправданным.

В свете изложенного крайне необходимо не только решительно затягивать переговоры о вступлении России в ВТО, но и активнейшим образом решать противоположную задачу, а именно неуклонно проводить в жизнь реальную альтернативу нынешнему внешнеэкономическому курсу, иметь конкретную стратегию и тактику, цели и задачи такого выбора.

Главной альтернативой немедленному вступлению в ВТО и обязательным предварительным условием такого вступления является подлинная, а не декларативная модернизация промышленности, сельского хозяйства, банковской системы, при самом активном и реальном участии в этом процессе политической власти. При этом сама модернизация должна отражать глубинные национальные интересы, прежде всего интересы трудящегося населения России. Эти требования изложены в многочисленных документах КПРФ, в частности в вопросах проводимого ныне партией народного референдума.

В перечне вопросов народного референдума совершенно справедливо и логично на первое место поставлена задача возвращения в государственную собственность земли, природных ресурсов, ключевых отраслей народного хозяйства, национализации нефтегазовой, угольной, металлургической и оборонной промышленности, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Такова решающая и обязательная предпосылка истинной модернизации промышленности и народного хозяйства в целом, преодоления «сырьевого уклона» и перехода в лоно гармоничной высокоразвитой экономики, без чего стране нечего делать в ВТО.

Вторая, не менее важная проблема – прямая ответственность государства за продовольственную безопасность страны и ее населения. Это означает, что в подъеме сельскохозяйственного производства ведущая роль должна принадлежать именно государству, его организационно-политической деятельности по развитию и укреплению крупного кооперативного производства и государственных предприятий, а также его научно-технической и финансовой поддержке сельских производителей. Без обеспечения данных условий аграрно-промышленный комплекс страны при вступлении в ВТО будет раздавлен, а о продовольственной безопасности страны останется только мечтать.

 Важная роль принадлежит финансовым средствам, обеспечивающим модернизацию народного хозяйства. Такой роли полностью соответствует требование референдума об отмене плоской шкалы подоходного налога и введении высокого прогрессивного налога на доходы эксплуататорских и других паразитических классов и слоев общества. Это позволит сконцентрировать в руках государства крупные финансовые резервы для обеспечения инвестиций в расширенное, инновационное воспроизводство экономического потенциала страны на основе новейших достижений науки и технической мысли.

Стране необходимо не поглощение нашей банковской системы зарубежными финансовыми акулами, а ее обновление и укрепление на принципах обеспечения национальных интересов. Особое место в хозяйственной политике займет разработка и применение системы цен на товары и услуги, обеспечивающей ускоренное развитие экономики, высокую конкурентоспособность российских товаров, суверенитет и независимость Отечества, неуклонный рост материального благосостояния и культуры многонационального народа России. Не будут лишними и меры по выделению необходимых средств для создания и укрепления на основе новейших достижений науки и техники эффективного органа обмена информацией, а также на подготовку высококвалифицированных профессионалов в области коммерческой дипломатии и специалистов, хорошо знающих правовую структуру ВТО и другие особенности данной организации.

Обязательным условием прогрессивной модернизации экономики и всего общества в целом выступает восстановление таких великих завоеваний социализма, как свободный и бесплатный доступ каждого нового поколения к охране здоровья, к образованию, науке и культуре. Сегодня эти завоевания, которые наш народ отстоял с оружием в руках и в самоотверженном труде, упрямо и беспардонно уничтожаются. По некоторым данным, два миллиона детей не посещают школу. Высококлассное образование всё более становится привилегией чад из «состоятельных семей». Но в эпоху, когда наука окончательно стала непосредственной производительной силой, мероприятия «по обрезанию» народного просвещения – это путь к отсталости и одичанию. Именно этого и добиваются единороссы. Этому курсу необходимо поставить решительный заслон, восстановить лучшее в мире образование, которое было в Советском Союзе. Таков кровный интерес тружеников города и деревни. Такова общенациональная задача.

Решающей предпосылкой осуществления всех этих мер выступает введение реального народовластия, воплощенного в Советах народных депутатов. Ельцинская конституция, возникшая на кровавом фундаменте расстрелянного Верховного Совета РСФСР, лживо провозглашает народ России носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. На деле единственным источником власти в нынешней России является капитал бандитско-коррупционного образца, а фактическим носителем власти – прихватизаторы из числа либерально-олигархической и компрадорско-бюрократической буржуазии, подгоняющие российское хозяйство под свои корыстные интересы разграбления национальных богатств России. Только восстановление на новой основе системы Советов способно сделать народ, трудящиеся массы подлинным носителем суверенитета Отечества и единственным источником власти. Без этого невозможны никакие прогрессивные преобразования и социальная справедливость. Восстановленное народом Советское государство вновь будет полностью независимо от любых притязаний транснационального капитала и порожденных им уродств бизнес-рынка. Только в таких условиях Россия сможет занять достойное место в системе Всемирной торговой организации.

Стратегия и тактика присоединения к ВТО – это, в конечном счете, один из судьбоносных элементов внешнеэкономического и политического курса страны в годы наступившего нового тысячелетия. И эти стратегия и тактика должны быть многогранными и многоплановыми, строиться на учете глубинных экономических, социальных и политических интересов России и ее народов, то есть на путях перехода к социализму – единственно возможному в современных условиях обществу подлинной социальной справедливости. Иного не дано!

 

 

 Игорь Михайлович Братищев,

 доктор экономических наук, профессор,

 академик РАЕН

 

 Виктор Антонович Бударин,

 кандидат экономических наук, доцент,

 заслуженный работник культуры РСФСР