Bresghnev3306

Главная       Дисклуб     Наверх       Все статьи автора

 

Человек, сохранивший отрасль

 

27 августа 2006 года Владимиру Аркадьевичу Брежневу – крупному государственному деятелю, талантливому инженеру и организатору производства, министру транспортного строительства СССР в 1985-1991 гг., президенту Группы компаний “Трансстрой” – исполнилось 75 лет.

Практически вся его трудовая жизнь – это история развития в нашей стране отрасли транспортного строительства. Как и первые ее руководители – Е.Ф. Кожевников и И.Д. Соснов, он прошел все должностные ступени, самой судьбой подготовлен к тому, чтобы стать их достойным преемником на посту министра.

По окончании в 1955 году Одесского гидротехнического института распределился в трест “Дальтехфлот”, работал помощником багермейстера, начальником землечерпательных караванов в Приморье, на Камчатке, Сахалине и Курильских островах. Потом переезжает на Украину. Здесь ему довелось постичь тонкости новой профессии железнодорожного строителя, пройти путь от старшего прораба на электрификации участка линии Львов – Старый – Чоп до заместителя начальника СУ-150 треста “Югозаптрансстрой”. Не в последнюю очередь благодаря его усилиям рос и совершенствовался коллектив, специалисты осваивали современные технологии и внедряли технические новинки, передовые методы организации работ.

В 1971 году он возглавил трест “Югозаптрансстрой”. В 1975 году, выполнив электрификацию более 1 тыс. км железнодорожных линий с переустройством и расширением многих станций, локомотивных и вагонных депо, грузовых дворов, трест досрочно завершил перевод основных направлений Юго-Западной и Львовской железных дорог на прогрессивный вид тяги. За эти годы возглавляемая Владимиром Аркадьевичем организация превратилась в одну из самых крупных и передовых в отрасли. Помимо основных работ, трест сдал в эксплуатацию сотни производственных и социальных объектов. Построил общественные здания в Киеве, ставшие заметным явлением в архитектуре города. Среди них – киевский аэропорт “Борисполь”, Дворец культуры “Украина”, институты химии высокомолекулярных соединений и гражданской авиации.

Успешная работа на Украине определила дальнейшую судьбу В.А. Брежнева. В 1975 году его переводят в Москву заместителем министра транспортного строительства СССР. В 1983 году он уже первый заместитель, а с 1985 года – министр транспортного строительства. И хотя к ответственности ему было не привыкать, пришлось осваивать другие масштабы, а многому просто учиться заново. Среди ряда направлений, которые ему поручили курировать, стало строительство вторых путей (ежегодно до тысячи километров) – важнейшая по тому времени позиция народно-хозяйственного плана и соответственно Минтрансстроя. И эта задача успешно решалась. Были и другие проблемы, которыми он непосредственно занимался, о масштабности которых можно судить на примере сооружения сложнейших транспортных объектов при освоении Астраханского газового комплекса.

Когда произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, одним из первых на место событий во главе группы специалистов Минтрансстроя прибыл В.А. Брежнев. Многократно находясь непосредственно в зоне реактора, он лично руководил работами, не забывая добиваться максимально возможного снижения уровня воздействия радиации на людей, трудившихся круглосуточно, в шесть смен. В результате поручение правительства удалось выполнить в кратчайшие сроки. Довелось заниматься устранением последствий других чрезвычайных обстоятельств: катастрофы на Волге теплохода “Александр Суворов”, взрывов вагонов на станциях Арзамас и Свердловск-Сортировочный, разрушительного землетрясения в Спитаке (Армения).

Уроки БАМа, новые масштабные планы, связанные с модернизацией транспортной системы страны, реализацией программы “Нечерноземье” и освоением нефтегазовых месторождений в труднодоступных северных районах Западной Сибири, потребовали от отрасли настоящего прорыва в научно-технической области. Именно в этих целях учеными и инженерами в конце 80-х годов разработана комплексная программа внедрения передовых достижений вплоть до 2000 года – “Мировой уровень”. Благодаря этой программе и реализации других мер экономического и организационного характера отрасль к моменту начала в нашей стране рыночных реформ успела подготовиться для работы в новых условиях. В этот труднейший период юбиляру вместе с командой единомышленников удалось не только удержать ее “на плаву”, но и создать Корпорацию “Трансстрой” – преемницу лучших традиций Минтрансстроя.

Как это делалось? Вот отрывок из выступления Владимира Аркадьевича на собрании акционеров Корпорации “Трансстрой” осенью 1993 года:

“Сегодня, пожалуй, самым сложным оказалось сохранение в процессе приватизации сложившихся технологических комплексов – в первую очередь трестов транспортного строительства. По состоянию на 1 июля из 115 трестов и управлений в 45 при приватизации выделились в качестве юридических лиц отдельные подразделения. Всего за период действия Закона об арендных отношениях и приватизации в качестве юридических лиц зарегистрировано 133 бывших подразделения. Это 11 процентов от общего числа до преобразований.

Полностью расформированы тресты “Сахалинтрансстрой”, “Новороссийскморгидрострой”, “Дальморгидрострой”, “Запсибгидрострой”, “Мосстрой-6”. По три и более подразделений выделилось в трестах “Бамтрансвзрывпром”, “Кузбасстрансстрой”, “Севтюментранспуть”, “Абакантрансстрой”, “Мострансстрой”, “Юговострансстрой”, “Брянскдорстрой”, “Пермьдорстрой”, “Примортрансстрой”, “Сургуттрансстрой”, “Нижневартовскдорстрой”, “Транстепломонтаж”.

В промышленности количество юридических лиц увеличилось со 109 до 156. При этом практически полностью распались “Уралсибтрансжелезобетон” и “Воссибтранслеспром”. В проектных и научно-исследовательских институтах выделилось 4 подразделения.

В большинстве случаев процесс разукрупнения трестов, промышленных предприятий происходил из-за межличностных отношений управляющего и руководителей подразделений. При этом вопросы производственной и экономической целесообразности не обсуждались вообще или были на втором плане.

Видимо, правы те, кто упрекает правительство, что в ходе реформ разрушение явно опережает созидание по всему фронту хозяйственной жизни. Результаты такого подхода – разрыв хозяйственных связей, натурализация и, в конечном счете, деградация многих предприятий. Корпорация принимала все зависящее, чтобы добиться сохранения целостности предприятий. И только в безнадежных случаях велись поиски компромиссных решений, которые бы максимально уменьшили ущерб от разукрупнения. Однако жизнь продолжается, и можно считать, что в основном структура, которая будет действовать в дальнейшем, определилась. В новых условиях необходимо выработать политику, позволяющую обеспечивать совместную взаимовыгодную деятельность всех наших акционеров. Это и подчеркивается в постановлении Совета Министров – Правительства Российской Федерации “О реализации в транспортном строительстве промышленной политики при приватизации государственных предприятий”.

Технология транспортного строительства требует не просто рыночной среды, но и определенных организационно-правовых и хозяйственных форм, финансовых взаимоотношений. Особенно с учетом резко возросшей капиталоемкости строительного производства. Какие же возможности даст для реализации этого правительственное решение?

Во-первых, сохраняется принадлежность к федеральному имуществу через закрепление определенного пакета акций. Иначе теряет смысл Указ Президента Российской Федерации об отнесении государственной собственности наших предприятий исключительно к федеральной собственности.

Развитие транспортной инфраструктуры России всегда будет заботой федерального правительства, и это решение отвечает как интересам предприятий, так и государства. Постановление устанавливает процедуру передачи в управление закрепленных пакетов акций с участием корпорации как выражающей интересы всех ее учредителей. Появляется реальная возможность объединения финансов всех учредителей за счет концентрации 50 процентов дивидендов на государственную долю для финансирования программ технического перевооружения и развития науки. Наконец, уточнены взаимоотношения с органами государственного управления в части специальных функций.

При реализации постановления в последующем создается реальная возможность формирования холдинговых компаний на базе предприятий-смежников. В настоящее время для такого подхода имеется необходимая законодательная база. Такие холдинги, представляющие собой прежде всего финансовый фонд, объединение капиталов, а не предприятий, выполняли бы функции мобилизации доходов, кредитования и финансирования мероприятий, которые не под силу отдельным предприятиям.

Это ближайшее будущее. Однако есть задачи сегодняшнего дня.

Недавно осуществлен подбор кандидатур на представление интересов государства в советах директоров. При этом, как правило, в советы директоров выделившихся подразделений предлагается кандидатура управляющего трестом, в котором это подразделение ранее находилось. Что можно ожидать от представителя государства в совете директоров? В соответствии с условиями контракта представитель способствует эффективному использованию имущества. Это значит обеспечение загрузки по профилю, выгодность принимаемых заказов, поиск новых рынков сбыта, выработка разумной стратегии в производственной, финансовой, научно-технической сферах, подготовка предложений по реализации проектов с другими заинтересованными предприятиями.

Сегодня в связи с резким падением инвестиционной активности одной из основных своих задач правление считает содействие предприятиям-акционерам в формировании портфеля заказов. Очевидно, что самый затяжной кризис не может продолжаться бесконечно, и мы должны быть готовы стать участниками крупных инвестиционных проектов. Не только значительных по объему и стоимости, но и чрезвычайно сложных в инженерном отношении. За истекший период рабочий аппарат правления изучал ряд крупных инвестиционных проектов, условия участия акционеров корпорации в их реализации. Одним из крупнейших инвестиционных проектов является развитие морских портов России...”

На сегодняшний день в активе Трансстроя – проектирование и строительство многих крупных транспортных сооружений. Среди них московские объекты: реконструкция на европейском уровне кольцевой автомобильной дороги, за творческий вклад в реализацию которой В.А. Брежнев награжден престижной Золотой медалью им. В.Г. Шухова, сложнейшее в инженерном отношении третье транспортное кольцо, первая в России монорельсовая дорога, масштабное обновление транспортной инфраструктуры аэропорта “Внуково”. Немало построено и в регионах России. Это железнодорожные линии в Дагестане, Читинской области, Республике Коми, Якутии, портовые гидротехнические комплексы в Усть-Луге, Приморске, Высоцке, Сахалине, автомагистрали в Ленинградской и Новосибирской областях, в Краснодарском крае. Немало строится и за рубежом: автодороги в Казахстане, Украине, Индии, мосты на автодороге вокруг Анкары и скоростная транспортная система в Стамбуле.

По совокупности показателей Трансстрой неоднократно признавался первым среди лидеров строительного комплекса России.

Особое внимание Александр Аркадьевич уделяет благотворительной деятельности, реконструкции исторических памятников, в том числе Старого Гостиного двора, и храмов. По его инициативе на средства Трансстроя и организаций транспортных строителей построен и взят на полное содержание детский дом в г. Кондрово Калужской области. Здесь еще раз проявились душевность и высокие человеческие качества Владимира Аркадьевича, не случайно получившего награду за выдающиеся заслуги в деле защиты детей – Золотую медаль им. Л.Н. Толстого.

Залогом успешной работы любого коллектива он всегда считал активную кадровую политику, включающую планирование и организацию подготовки, переподготовку и повышение квалификации персонала. Такой подход, по его мнению, благотворно сказывается на повышении ответственности и самоотдачи, формировании у сотрудников личной заинтересованности. При этом во главе угла должно стоять обеспечение организаций отрасли молодыми специалистами за счет укрепления и расширения деловых связей с институтами и техникумами. Вот уже более восьми лет действует учрежденный по инициативе В.А. Брежнева Благотворительный фонд поддержки учебных заведений, который проводит целенаправленный подбор и направление в вузы наиболее одаренных абитуриентов из организаций отрасли. В процессе учебы студентам оказывается всесторонняя помощь в овладении профессиональными знаниями, обеспечивается возможность прохождения стажировки и практики рядом с ведущими специалистами. Особо старательным студентам и аспирантам Попечительским советом фонда установлены именные стипендии. После учебы многие из них принимаются на работу в Трансстрой. Как подчеркивает Владимир Аркадьевич, процветать будут те компании, сотрудники которых обладают способностью учиться быстрее, чем конкуренты.

Большое значение придает В.А. Брежнев налаживанию в коллективах здоровых социально-трудовых отношений, что нашло отражение в закреплении в Отраслевом тарифном соглашении на 2005-2007 гг. По его инициативе и при постоянной поддержке происходит формирование отраслевой негосударственной пенсионной системы транспортных строителей. Ее развитие получило общественное признание, а Трансстрой стал победителем Всероссийского конкурса “Предприятие высокой социальной эффективности” в номинации “негосударственное пенсионное обеспечение”.

Родина высоко оценила деятельность Владимира Аркадьевича. Он кавалер четырех орденов СССР, в том числе Ленина, и четырех орденов Российской Федерации. Награжден многими медалями, имеет благодарность президента Российской Федерации. Лауреат национальных премий и конкурсов, в том числе “Созидатель года”. Выступая в июле 2005 года на церемонии награждения орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени, президент России В.В. Путин подчеркнул, что Владимир Аркадьевич всем сердцем предан своей профессии, по праву считается признанным авторитетом среди деловых кругов страны. Он член ряда российских и международных отраслевых академий, профессиональных творческих объединений, Заслуженный строитель СССР, Украинской ССР, Республики Башкортостан, Почетный строитель России и г. Москвы, Почетный железнодорожник, Почетный транспортный строитель.

Все, кто ранее трудился и продолжает работать вместе с юбиляром, отмечают его высочайший профессионализм, талант руководителя, умение брать на себя ответственность в трудные, решающие моменты, сплачивать людей на выполнение заданий любой сложности. Ценят в нем порядочность в делах и нацеленность на высокий результат, справедливость и доброе отношение к коллегам, живой характер и чувство юмора. Отмечают, что в Минтрансстрое, а затем Трансстрое за годы руководства В.А. Брежнева выросла целая плеяда крупных специалистов транспортного строительства – проектировщиков, ученых, производственников, которые считают его своим учителем.

 

Редакция “Экономической и философской газеты” присоединяется к многочисленным поздравлениям юбиляру и желает ему дальнейших успехов в работе, крепкого здоровья и счастья.