Burdakov10-2008

Главная       Дисклуб       Наверх   

 Космонавтика и устойчивое развитие

 

В сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) под эгидой Организации Объединённых Наций проходил очередной саммит по устойчивому развитию земной цивилизации, которой грозит глобальное потепление климата, истощение невозобновляемых ресурсов и глобальное загрязнение среды обитания. В связи с этим активизируется научная общественность планеты, так как по решению той же ООН все страны должны представить на саммит свои национальные стратегии устойчивого развития.

Самолёты, автомобили, ракеты, корабли, электростанции, заводы и фабрики также обязаны потреблять энергию. «Пищей» для них служат разнообразные горючие вещества, сгорающие в окислителях, например, в атмосферном кислороде. При этом выделяется вода и углекислота. Оба газа называются парниковыми, т.к. они, попадая в атмосферу, задерживают выход в космическое пространство избыточного земного тепла. Правда, водяные пары не так опасны, поскольку они, собираясь в облака, выполняют и противоположную функцию – отражают поступающее к Земле солнечное тепло. А что бывает с планетой, в атмосфере которой много СО2, видно на примере нашей соседки Венеры, температура на поверхности которой 462оС, замеренная нашими межпланетными аппаратами, полностью исключает всякую биологическую жизнь!

Наука, изучающая проблемы теплообмена, стоит на первом месте в анализе грозящей всем нам опасности – глобального потепления климата. Проблема потепления самым тесным образом связана и с термодинамическими проблемами социального устройства как личности, так и социума.

Сейчас среднегодовая температура Земли +15о С. Повышение среднегодовой температуры приземного слоя атмосферы Земли всего на один градус свидетельствует о надвигающейся катастрофе – глобальном потеплении климата… Такие науки, как теплообмен, механика жидкости и термодинамика, являются базовыми при изучении и прогнозировании этого явления.

Проблема потепления – это прежде всего проблема содержания в земной атмосфере углекислого газа. В земной атмосфере его, вроде бы, не так уж и много – всего каких-нибудь 0,03%. Но это сейчас. А на ранней стадии существования Земли её атмосфера почти целиком состояла из углекислоты. Подсчитано, что при увеличении содержания СО2 в атмосфере до 0,1% среднегодовая температура увеличиться на 3–4 градуса, а это приведёт к катастрофическим последствиям: растают полярные льды Антарктиды и Гренландии, уровень Мирового океана поднимется на 20–30 м, сотни прибрежных городов исчезнут с лица Земли, разрушатся постройки, воздвигнутые в зоне вечной мерзлоты, в их числе Норильск и Норильский металлургический комбинат; половина поверхности Земли в зоне экватора превратиться в выжженную пустыню. Само существование земной цивилизации окажется под вопросом!

Но самое страшное заключается в том, что всё это может случиться не в отдалённой перспективе, а в 2030–2070 гг.!

Ещё не так давно учёные спорили: будет потепление или нет. И противники неизбежности потепления опирались на ряд общеизвестных фактов. Действительно, среднегодовая температура атмосферы за период с 1935 по 1980 гг. не только не росла, но, наоборот, падала, несмотря на рост концентрации СО2. Правда, это падение составило всего 0,2оС, но это всё-таки был не рост, а обнадёживающее падение!

На своё место всё встало в 1990 г., поскольку температура атмосферы с 1980 г. поднялась на 0,4оС. Глобальный (общеземной) процесс потепления стал фактом!

И вот по инициативе ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро собрались руководители подавляющего большинства стран мира, чтобы обсудить возникшую непростую ситуацию и наметить программу на будущее. Тогда-то и появился термин «устойчивое развитие» в качестве антитезы в то время лишь наметившейся, а ныне набирающей всё большие темпы «устойчивой деградации» социума. Тогда же в Рио появился термин «золотой миллиард». Тогда же стали подсчитывать ресурсы разных стран, включая солнечное тепло, темпы роста растений и численности населения.

ООН приняла программу по сдерживанию деградации земной цивилизации с помощью финансовых средств, собираемых с 21-й развитой страны в количестве 0,7% от ВНП и направляемых на обеспечение устойчивого развития. Эксперты определили, что для этого достаточно затрачивать 600 млрд. долл. в год, из которых 125 млрд. предоставляется странам на безвозмездной льготной основе. Принятое решение не выдерживает никакой критики, так как решает лишь экологические и частично энергетические проблемы, в то время как обеспечение устойчивого развития требует решения пяти взаимосвязанных задач: энергетической, транспортной, экологической, производственной и информационной, причём со строго оптимальным распределением ресурсов.

Итак, в ооновской программе не предусматривается кардинальных мероприятий по сохранению земной цивилизации, а намечены лишь полиативные, временные меры по ослаблению темпов деградации социума. Противостоять же глобальному потеплению может лишь космонавтика, и ничто другое! И вот почему.

За свою очень долгую жизнь, а ей уже 4,5 млрд. лет, Земля испытывала неоднократные обледенения и потепления. Период колебаний от похолодания к похолоданию составлял примерно 150 млн. лет. И только похолодания, которое должно было случиться примерно 150 млн. лет назад, почему-то не было! Среднегодовая температура атмосферы в этот период регулировалась в пределах 20–25 градусов тепла. В это время на Земле появились хорошо усваивающие СО2 покрытосеменные растения, птицы, млекопитающие, в том числе обезьяны (39 млн. лет назад). А потом…

А потом снова произошло обледенение, и среднегодовая температура атмосферы снизилась с 25 до 10 градусов тепла. Именно в это время, т.е. примерно 4,5 млн. лет назад, в самый пик обледенения и появились люди. Не исключено, что именно похолодание и необходимость выживания в суровых зимних условиях были главными факторами в постепенном становлении «человека разумного».

Сейчас мы находимся на пути к неизбежной и людям пока незнакомой жаре, т.е. на восходящем отрезке кривой потепления. В середине этого отрезка среднегодовая температура атмосферы составит 18 градусов, т.е. будет на 3 градуса выше нынешней, что и приведёт, как уже говорилось, к неизбежным катастрофическим последствиям. В конце же процесса потепления, когда температура достигнет 25 градусов, жить можно будет лишь в странах, омываемых Северным Ледовитым океаном, в частности в России. Будет заселена и Антарктида… Глобальное потепление неотвратимо!

Пример того, что может произойти в результате такого потепления, в истории Земли уже был. Тогда, на границе геологических периодов перми и триаса, в результате потепления вымерло больше половины земных обитателей! А что будет на этот раз? Ответить на такой сложный вопрос может лишь «наука о температуре» – термодинамика с учётом того, как мировое сообщество намерено развивать космонавтику.

К великому сожалению экологи, экономисты и политики в своём подавляющем большинстве не знакомы даже с основами термодинамики, хотя термином «общественная температура» пользуются охотно. Не знают они и глобальных возможностей космонавтики, думая, что космонавтика способна решать лишь одни информационные задачи. Лучше всего знают термодинамику двигателисты и энергетики, но даже они как не пытаются, не могут убедить гуманитариев, а экологи, экономисты и политики – это гуманитарии, в необходимости её применения к нуждам личности и социума.

Плохо обстоит дело и с пропагандой возможностей космонавтики. И это, на наш взгляд, главное препятствие на пути к обеспечению устойчивого развития общества, ибо термодинамика указывает единственный путь спасения: глобальное развитие космонавтики. Только общепланетная космонавтика позволит человечеству избавиться от всех недостатков замкнутой системы, в которой оно находится. Из термодинамики известно, что в замкнутых системах деградационные процессы (процессы возрастания энтропии) – неизбежны. Выражаются они для земной цивилизации в бесконтрольном росте населения развивающихся стран, в засорении и разрушении среды обитания, в обесценивании моральных устоев, в терроризме, преступности и коррупции, в проституции всех видов, включая взяточничество, в наркомании и алкоголизме, в обмане населения политиками при помощи СМИ, в разрушении генофонда, в уменьшении земного биоразнообразия, в разрушении представлений об общечеловеческих ценностях, в сведении этих ценностей к вещизму и долларовому эквиваленту, в загрязнении языков общения ненормативной лексикой, в разных формах вандализма, обособленности и т.д. И хотя процессы деградации идут одновременно с процессами самоорганизации (полезные открытия и изобретения, коллективные действия на благо общества и т.д.), эти последние охватывают не более 10% населения планеты.

Но это теория. В практическом же плане только космонавтика способна вывести на околоземные орбиты огромные и регулируемые солнечные отражатели, балансирующие земные тепловые процессы на безопасном для людей уровне; создать солнечные космические электростанции, снабжающие землян электроэнергией, не связанной с засорением Земли отходами; вывести в будущем в космос значительные массы людей, растений и животных для сохранения, а то и для приумножения генофонда земной цивилизации. Короче говоря, потепление не такая уж безысходная вещь, как кажется на первый взгляд. Всё зависит от коллективного разума мирового сообщества, которое сегодня тратит только на военные цели более 700 млрд. долларов, а на космонавтику – менее 100 млрд, блокируя при этом научно-производственный потенциал России – родины космонавтики. Именно Россия сегодня владеет самым крупным в мире пакетом идей и возможностей в развитии космонавтики, накопленных за почти полувековой срок лидерства в этой области. Это шанс не только для устойчивого развития, но и для выживания человечества, и не использовать его – просто неразумно!

В заключение интересно рассмотреть вопрос о правах личности, борьба за которые якобы ведётся в ряде благополучных стран, и в первую очередь о праве на жизнь. К сожалению, экологический кризис глобального потепления, ожидаемый в 2030–2070 гг., может совпасть, судя по расчётам энергетиков, с кризисом энергетическим. Ожидается, что в те же самые сроки Земля лишится своего главного и очень удобного энергетического богатства – запасов нефти и газа. А ведь энергетика – главная жизненная потребность человека, без удовлетворения которой права на жизнь социум ему гарантировать просто не может!

Вот почему ряд стран уже сейчас активно развивают атомную энергетику, которая от запасов горючих ископаемых не зависит и не участвует в пополнении атмосферы диоксидом углерода. Топливных же ресурсов атомной энергетики хватит на тысячи лет. Во Франции, например, 85% непищевых энергоресурсов обеспечиваются АЭС, правда, за счёт того, что радиоактивные отходы накапливаются на Земле, и не всегда на территории Франции. Единственно возможный способ избавления от этих отходов: удаление их с Земли космическими средствами – пока не реализован из-за дороговизны ракет-носителей и их обслуживания, а средства на развитие дешёвой космической техники международное сообщество выделять не торопится. Вот и трудятся специалисты по космонавтике в основном на так называемой безвозмездной основе, придумывая новые топлива и эффективные космические средства для удаления радиоактивных отходов, мечтая при этом, что международное сообщество будет не только приглашать их на конференции для выпытывания ноу-хау, но и должным образом оплачивать их усилия.

А пока приходится ещё раз отметить: если это самое международное сообщество хочет развиваться устойчиво, не хочет исчезнуть с лица Земли из-за нагрева её атмосферы и других факторов деградации, а также не хочет всемирной кровавой бойни за удобные для проживания северные территории, оно должно тратить на развитие космонавтики немалые средства, исчисляемые сотнями миллиардов долларов ежегодно, а в теоретическом плане – развивать экоматермику, т.е. комплекс из таких наук, как экономика, математика и наука о температуре – термодинамика.

 

Валерий Павлович Бурдаков, профессор