Chekalinkolesnitsa

Главная       Дисклуб     Наверх   

                                                                                                    

У опрокинутой колесницы

 

Продолжение темы “Причины гибели государств и ухода народов с ринга истории”, начатой в заметках “Корчажка рынка-капитализма

– не для справедливости” № 48-49 за 2005 год.

 

Увы! Складывающийся тип развития российских реформ – один из трагических в истории. История таких реформ, какие проводятся в России, насчитывает не одно тысячелетие. Их ужасающие последствия испытали на себе древние китайские государства. В их абсурдности убедилась и династия Птолемеев (Древний Египет), когда после распада империи Александра Македонского и в условиях государственной монополии столкнулась с необходимостью развивать свои производительные силы введением частных форм присвоения и заплатила за это своим государством.

Птолемей Лаг, египетский царь, тоже считал, что частные формы присвоения эффективней государственных, личная польза вроде эффективней общей, так как своя рубашка всегда ближе к телу…

По иссушенной палящим солнцем каменистой дороге, вдоль редких зарослей пальмовых рощ и тамариска, движется царская колесница, охраняемая лучниками. Дорог в Египте много, столько же, сколько и каналов, земля из которых, расположенная по берегам, образует дамбы. Впереди колесницы бегут негры-скороходы, сзади лучников поспешают многочисленные слуги и писцы в белых юбках. Белая юбка – знак высшего достоинства, она означает, что ее обладатель не занимается физическим трудом. Слуги несут все необходимое, если царь захочет отдохнуть или отдать распоряжение. На изящной прочной колеснице с резными фигурами и завитушками из золота – изображения удлиненных глаз, которые предохраняют царя от опасности. Все египтяне любят удлиненные глаза. Такой грим предохраняет от воспалений, вызываемых жарким солнцем, ветром, пылью и насекомыми.

Недавно Птолемей Лаг отдал распоряжение о наказании не в меру ретивых воинов, которые вырывали сандалии из рук простодушных граждан. Все египтяне носят сандалии в руках, обуваются только на месте. В сандалиях ходить неудобно, они натирают и портят ноги. Древние медицинские трактаты свидетельствуют, что у египтян часто болели ноги.

Площадка царской колесницы находится примерно в семидесяти сантиметрах над землей. Она опирается прямо на ось безо всяких рессор, если не считать кожаной прокладки, поэтому от тряски сидеть невозможно. Царь едет стоя, и ноги его постоянно в подпружиненном состоянии. Бывает, когда колесо наезжает на камень, колесница легко опрокидывается, и царю приходится демонстрировать свою ловкость, быстро соскакивать, для чего колесница открыта сзади. Условиями пустыни сохранилась и дошла до нас инструкция для боевых колесниц Египта. Если колесница опрокинулась во время боя, то возница и воин должны быстро соскакивать, обрубать постромки лошадей и спасаться бегством.

Трудами многих ученых восстановлены жизнь, быт, обычаи всех сословий египтян Птолемеевского Египта, однако, сколько бы раскопок, археологических исследований ни проводили ученые, сколько бы произведений древних художников, скульпторов они ни восстанавливали, они никогда не находили и не найдут изображений египетского царя рядом с опрокинутой колесницей.

Прошу читателя обратить внимание на этот факт. Именно этот и тысячи других фактов и элементов поведения легли в основу знаменитого системно-эвалюционного подхода при создании Марксом его концепции отчуждения, составляющую стержень его исторического завещания, как оказалось связанного с одним из важнейших свойств разума – прерывистостью. Ощущения и восприятия любого человека поставляют окружающий мир в выдержках и извлечениях, всегда важных для каждого из нас. Сила обычая, заставляющая нас, пользуясь стаканом, целомудренно сгибать оттопырившийся мизинец, – один из примеров проявления отчужденной силы.

После смерти Александра Македонского его полководцы так и не смогли прийти к единому мнению, кому быть царем и что делать дальше. Птолемей Лаг, командир царской конницы, категорически отвергал право наследников Александра быть царями, так как их матери – восточные женщины. “Пусть военный совет из полководцев, – говорил Птолемей Лаг, – собирается каждый раз у пустующего трона и большинством голосов выносит решение”. Неарх выставил кандидатуру внебрачного сына македонского царя – Геракла от Барсины, жившего в Пергаме. Мнения опять разделились. Одни согласились с Птолемеем, другие – с Пердиккой, который предлагал сделать царем еще не родившегося сына Александра, третьи предлагали сделать царем того, кому он отдал свой перстень на смертном одре. Воины в своей массе поддерживали кандидатуру Арридея, сводного брата Александра, они были против будущего сына, так как Роксана не македонская, а восточная женщина и к тому же пленница царя. Македонские гоплиты с оружием в руках бросились во дворец, где оставалось непогребенное тело Александра, требуя провозглашения царем Арридея, побочного сына Филиппа II. В воздухе запахло кровопролитием, и, чтобы избежать его, полководцы решили разделить империю Александра на сатрапии между всеми военачальниками македонского царя. Хотя одни выступали флагом целостности царства, другие ринулись в борьбу за раздел наследия Александра.

Так на развалинах империи Александра Македонского возникли новые государственные образования – вроде гнусавого СНГ, сшитого на скорую руку. Как свидетельствуют Юстин и Диодор, Египет достался Птолемею Лагу.

Система управления Египтом сочетала в себе местные обычаи с руководящей ролью греков и македонян в государственном аппарате, что и обеспечивало прочность завоевания и не ущемляло интересов египетского жречества. При этом все население Египта делилось на три класса – воинов, земледельцев и жрецов.

Личность царя Птолемея, основателя династии правителей Египта, самого дальновидного и предприимчивого в древней историографии, окружена признанием и почетом. Птолемей, единственный царь, который дожил до 75 лет и умер естественной смертью, тогда как остальные “главы СНГ” стали жертвами династических заговоров и междоусобных катаклизмов. Птолемей, покровитель научных исследований и искусств, проявивший столько заботы об организации Александрийской библиотеки и Мусейона – коллегии ученых и поэтов, получил у современников хвалебную оценку. В этом немалую роль сыграло то обстоятельство, что именно Птолемей завладел прахом Александра, перевез его в богатую усыпальницу Александрии, подтвердив этим жестом свою приверженность планам македонского царя и доказал свое право считаться его наследником.

Став царем Египта, Птолемей начал энергично осуществлять реформы. Македонскую монетную систему, основанную на серебряном стандарте (драхме), он заменил на золотую. Царь и его окружение понимали, что засилье государственной монополии, доставшееся в наследство от Александра, сковывает инициативу, тормозит развитие Египта. На всех приисках, золотых рудниках твердили, что не хватает рабочих рук и поэтому дела идут плохо. Лишь в Нубии, на прииске, переданном в аренду частному лицу, всегда знали, сколько повозок скота, сколько рабов надо, и лишнего не заказывали. И в современной России считают, что частные формы присвоения вроде эффективней государственных. За это “голосуют” как будто и принципы термодинамики, то есть принципы подчиненности и круговой причинности. Частные формы присвоения, являясь более древними в эволюционном смысле по отношению к государственным, претендуют и на большую эффективность. Как и зрительный канал информации, являясь более древним в эволюционном плане по отношению к речевому каналу, “эффективней” последнего. Лучше один раз увидеть. Эти принципы подчиненности к круговой причинности хорошо согласованы в синергетике – теории самоорганизации, где “команды” нижестоящих (по степени эволюционной древности) нейронов обязательны для вышестоящих (эволюционно молодых) нейронов, “команды” большинства нейронов – обязательны для меньшинства.

Царская казна, а она в Египте выполняла те же функции, что и кабинет министров в современном государстве, вводила частную собственность продажей частным лицам брошенных и конфискованных за долги земель. Храмовые земли и земли бывших воинов Александра Македонского путем хитрых торгов переходят в частные руки. В ремесленном производстве также нарушаются царские монополии. Появляются частные кожевенные, ткацкие, красильные, ювелирные, оружейные мастерские, мастерские по производству оливкового масла, асфальта для мумий, керамики, гончарных изделий. Частные лица стали производить вина, хлеб, пряности, изделия из слоновой кости.

Однако приоткрыв лазейку для частных форм присвоения, Птолемей и его администрация неожиданно столкнулись с недобором государственного дохода, как и современные реформанты – с дефицитом бюджета. Волей-неволей пришлось раздувать бюрократический аппарат и создавать контрольные ведомства одно над другим.

А поскольку частные формы присвоения, как считают либерморы, всегда “эффективней” государственных, то чиновники в администрации Птолемея, как в центре, так и на местах (в номах), получающие зарплату от царя (от государства), уже не смогли проконтролировать свободных частных товаропроизводителей, которые “на корню” оптом и в розницу стали скупать царских мытарей и чиновников, превращая госаппарат в лоббистский.

Лучшие граждане Египта, составляющие все ветви власти, тоже скупались оптом и в розницу и действовали преимущественно в интересах свободных частных производителей.

Чтобы увеличить государственный доход и в известной мере взять под контроль эти процессы, царская администрация в центре и на местах создает нечто вроде ВЧК по сбору налогов (аналог чубайсовской комиссии по сбору налогов).

Однако усиление бюрократического аппарата приводит к обратному результату. Налоговые сборы падают. Армейские командиры, которые в мирное время являлись руководителями и надсмотрщиками на горных работах (на приисках), переориентируются на выполнение функций налоговой полиции. Однако и они стали срастаться со свободными товаропроизводителями, бюрократия превращается в самодовлеющую силу. Злоупотребления в государстве принимают такие масштабы, что царская власть оказалась не в силах с ними справиться. Пышным цветом расцветали взяточничество, воровство, подлоги документов, подкуп, заказные убийства, проституция. Действие царских законов и указов ослабевало.

Но годы шли. О, времена! Переменились времена в Египте подобно гончарному кругу. Рационально-экономические формы поведения в силу своего саморазвития, вызванного введением частных форм, обусловливали нетренировку нравственных форм поведения. Любовь все чаще отказывалась от общения с поэзией, подменялась рационально-экономическим сексом, честно и откровенно отраженным в папирусах, дошедших до нас. Нравственные, честные способы достижения жизненных целей уже не смогли конкурировать с рационально-экономическими, так как с введением частных форм присвоения возник прагматизм и одновременно исчезли условия для “прорастания”, “тренировки” нравственных “смысловых полей” разума, нравственных пространственно-временных мозговых кодов.

Принципиально общественные процессы в современной России развиваются так же, как и в Птолемеевском Египте, ибо мы не умнее и не глупее его жителей.

Характер религиозных отправлений и жертвоприношений, вместо поклонения богам, стал приобретать характер спекулятивной сделки с богами: “Я даю тебе, чтобы ты дал мне”. Нормой демократического поведения в Египте становится: “Я назначаю тебя за то, что ты поддерживаешь меня”. Ратные подвиги полководцев Александра Македонского уже не воспламеняли сердца египетских юношей. Честь, совесть, достоинство египтян, не являющиеся товаром и не имеющие цены, по мере укрепления частных форм присвоения начинают приобретать свойства товаров и участвуют в обменных процессах наравне с материальными ценностями.

Непокорные ополчались против несправедливых. Несправедливые “поглотители собственности” обусловливали еще большую неустойчивость экономического положения Египта, которое, в свою очередь, стало порождать постоянную борьбу за власть.

Нравственные, честные способы достижения власти стали абсурдными и нелепыми, поэтому борьба за власть доходила до самых низменных и ожесточенных форм, с заказными убийствами, с применением военной силы. Ведь любой процесс, который “работает”, любая технология, которая “тренируется”, независимо от полезности или бесполезности, подхватывается самоорганизацией в силу принципов своего саморазвития.

Непокорные убивали несправедливых и сами становились несправедливыми, так как частные формы присвоения обусловили нарушение самосинхронизации между рационально-экономическим и нравственным восприятием мира. Разрушена самосинхронизация между политикой и моралью, между деньгами и совестью, между рационально-экономическими и нравственными “смысловыми” полями разума членов общества. Причем такое нарушение самосинхронизации подхватывается самоорганизацией в силу принципов саморазвития, ибо самоорганизация не содержит аспектов полезности или бесполезности. Самоорганизация, как и Шенноновская информация, смысла не содержит (Клод Шеннон – американский инженер, создатель теории информации).

Для того чтобы преодолеть древнюю мафию и коррупцию, существующие в самых немыслимых формах, уже Птолемей VII издает “Декреты человеколюбия”, как и в современной России – “Год примирения”. В этих “Декретах”, дошедших до нас в трудах греческих ученых, царь призывает к согласию между бедными и богатыми, объявляет амнистию всем участникам политической борьбы и призывает на борьбу со злоупотреблениями чиновников.

Откуда мог понимать египетский царь, как и современные реформанты в России, руководствуясь здравым смыслом, что невозможно победить мафию, борясь с нею ее же методами? В основе мафии, как и в основе государственного строительства, лежат одни и те же принципы разумности. Победить мафию в России уже нельзя, а бороться с ней можно до самых греческих календ.

Победить мафию Российское государство уже не сможет потому, что, независимо от сознания и воли людей, государственные формы присвоения, существующие в организационных, технологических, идеологических (с военной составляющей) способах, уже не смогут соперничать с эволюционно древней формой присвоения – частной экономической. Так речевой канал информации не может соперничать со зрительным, ведь зрительный канал более древний в эволюционном смысле по отношению к речевому.

Это уже понимали древние китайские философы, наученные горьким опытом, обладающие знаниями уроков введения частных форм присвоения в условиях госмонополии, что и привело к распаду древних китайских государств, к ужасающим последствиям в Поднебесной: “Если государство вызовет к жизни силы народа и не сумеет их обуздать, то оно будет нападать на самого себя и обречено на погибель”. Ибо в основе мафии и в основе государственного строительства лежат одни и те же принципы разумности. Поэтому в Российском государстве, как и в Птолемеевском Египте, самые густые сети законов, инструкций, указов царей и президентов оказываются дырявыми решетами для просачивания частного интереса, личной пользы, обусловливая, в свою очередь, омертвление, деградацию государственного интереса, дальнейший разрыв между личной и общей пользой. А поскольку этот разрыв начал “двигаться”, “работать”, сюда опять устремляется самоорганизация, которая не содержит аспектов полезности или бесполезности для человека, для общества, так как самоорганизация “цели” своего развития не содержит.

Древнеегипетская мафия и коррупция уже вышли на оперативный простор, как и в современной России, прочно срослись с громоздким бюрократическим аппаратом и стали приводить к перенапряжению экономики. Деньги в Птолемеевском Египте отрываются от материального производства, циркулируют не в интересах всех египтян, а в интересах “новых египтян”, приобретая дух собственного саморазвития, собственной циркуляции в силу принципов самоорганизации любых процессов, любых технологий.

Как и в современной России, отрыв денег от материального производства порождает и вовлекает в свое развитие торговлю ценными бумагами, к ним присоединяются акции предприятий. А поскольку возникла циркуляция “по малому кругу” (ведь деньги тоже стремятся найти наикратчайший, наиэффективнейший путь), то торговля деньгами и ценными бумагами будет неизбежно отрываться от материального производства. При этом колоссальные денежные ресурсы будут действовать не в интересах государства, а в силу соперничества, преследующего цель облегчить биржевые операции торговцев деньгами и владельцев акциями.

В Птолемеевском Египте резко ухудшается сельскохозяйственное производство. Заболотились оросительные каналы, осыпались дамбы, деньги обесценивались. Работать на земляных работах, на приисках и рудниках стало невыгодно. Сельскохозяйственные и горные рабочие поодиночке и целыми общинами бросали тяжелую малооплачиваемую работу, объединялись в шайки, жили в развалинах, разбойничали на дорогах, убегали из Египта в соседние государства.

И несмотря на то, что Птолемеи перепрофилировали большую часть армии на выполнение функций налоговой полиции, царская казна испытывала острую нужду. Для вооружения армии требовалось много железа и бронзы, а для ее содержания – золота и серебра, однако того и другого уже не хватало.

Взятки, подлоги, грабежи, убийства, злоупотребления чиновников приняли невиданные масштабы и захлестывали Египет, как утлое суденышко. По пыльным дорогам бродили толпы бездомных и нищих, не хватало продовольствия, тогда как целые караваны верблюдов тянулись в Египет с пустынных берегов Мертвого моря. Они везли асфальт для изготовления мумий и морскую воду для “новых египтян”. (Уже в Птолемеевском Египте вода Мертвого моря считалась целебной.)

Ну что поделаешь? У богатых свои причуды. Начали разрушать величественные здания, чтобы добыть камень для постройки частных домов. Богато жить не запретишь, и на фоне многоликой нищеты и голода “новые египтяне” утопали в роскоши и оргиях. Они угощали гостей салатом из соловьиных языков и распускали в вине жемчужины, дарили соль в корзиночках, сплетенных из финиковых пальм (соль в Птолемеевском Египте ценилась на вес золота). Рынок! Особым спросом пользовались жемчуг для осыпания наложниц и соловьи. “Если ты умный, то почему не богатый?” – сказал себе один “новый египтянин” и заказал ловчую сеть для птиц длиной сто стадий (примерно восемнадцать километров). “Новые египтяне” стали ходить в сандалиях, подбитых золотыми гвоздями. Лесть и раболепие превратились в норму общественного поведения.

Демократическое право получило самое отвратительное развитие, никакие репрессии царской власти уже не смогли остановить дикую вакханалию. Царская власть становилась все более беспомощной, в густые сети законов ловилась лишь мелкая рыбешка. На каждую контрольную комиссию создавали еще комиссию для контроля за контрольной комиссией. Коррупция и мафия разложила некогда величественную армию, доставшуюся Египту в наследство от Александра Македонского. Частями и в одиночку она уходила служить тому, кто платит. А платил свободный частный товаропроизводитель.

На фоне упадка экономики, всеобщей нужды политическая борьба становится ожесточенней, хитрей, циничней, обнажая человеческое ничтожество лучших людей Египта. Хитрость и зависть, ненависть и безумие начали править балом в тени египетских пирамид, хитрость и зависть стали править царями и народами Египта.

И, вконец обессиленный, утратив конкурентные свойства, истощенный реформантствами и теориями “разумных интересов для всех”, Египет утрачивает себя как государство, способное прокормить и организовать само себя. Мафия и коррупция окончательно отобрали у него способность к производству и распределению, куда опять устремилась самоорганизация. Рим присоединяет Египет в качестве одной из своих провинций.

Наступала Римская эпоха Египта, и побежденная Клеопатра больше не оживляла “голосом и взором” свои беспутные пиры, как только Октавиан во главе римских легионов подошел к Александрии…

 

Сергей Иванович

ЧЕРКАССКИЙ

 

КРАСНОЯРСК