Chetyn24-2007

Главная       Дисклуб     Наверх   

 

Внешность человека – основа изучения истории России

Со школьных лет мы привыкли к официальной версии истории России. Привыкнув к делению россиян на две группы: великороссы (небольшая часть населения) и инородцы (огромная масса остального населения страны), мы даже и не задумываемся об истинной истории жизни народов Российской империи. Не задумываемся и о том, что нам преподают историю возникновения и падений политических режимов на территории небольших регионов – Киевской Руси и Московского княжества. А ведь на территории других регионов России существовали свои политические и государственные образования, со своей историей и со своими династиями правителей, причем документальные свидетельства об этом были в свое время уничтожены в ходе войн и религиозных экспансий.

Не задумываемся мы и о том, что не только русский, но и другие российские народы и народности оставили след в истории нашей страны и других стран Европы и Азии. Что и они, каждый в своё время, были великими (Пермь Великая, Великая Булгария, Великая Венгрия, Обь Великая и иные), а их язык и культура, их религии, в свою очередь, носили межнациональный характер. Об этом свидетельствуют их древние эпосы и предания, сохранившиеся во многих регионах страны, а также их языки, внесшие свои лепты в формирование великорусского языка. Об этом свидетельствует и антропологический вид представителей того или иного народа, который не зависит от воли правителей и не может меняться и фальсифицироваться по конъюнктурным соображениям.

Именно на это необходимо обращать внимание при изучении прошлого и настоящего периодов жизни больших и малых народов России, а также тех или иных государств в различных частях земного шара. Язык и обычаи могут меняться, как одежда и обувь. Может меняться через революции и реформы и социальное положение тех или иных групп населения, но постоянно и стабильно, из рода в род, передается цвет глаз, волос, усов и бороды, а также рост и другие признаки внешности человека. Именно эти признаки позволяют нам выявить родственные народности, расселившиеся в былые времена на территориях Европы и Азии, Африки и Америки.

Поставив во главе методов исследования прошлой жизни многих народов и народностей антропологические признаки внешности людей, мы по-иному оценим их роль и положение в исторических процессах. И нам станут более понятными сведения древних писателей, например Геродота, о родстве тех или иных народов, об их предках и потомках. Станут понятными и сведения исторических хроник средневековых писателей о внешнем виде своих противников, отличавшихся от обороняющихся цветом волос и ростом. Например, византийцы называли северный народ русами, а греческое русиос означает рыжий или красный (по В.Н. Татищеву, слово русский на языке сарматов также означало черемный или красный [8, с. 286]), или красноволосый. А красный (рыжий) волос на голове имели и кимвры (Иосиф Флавий (Рыжий) считает их потомками Иафета [8, с. 286]), напавшие вместе с тевтонами, свевами и другими германскими племенами на Римскую империю еще в 101 г. до н.э. и разгромленные консулом Марием, на знамени которых был изображен медведь (на наш взгляд, этноним от кымэроблако у коми-пермяков [7, с. 94], что, очевидно, означало облачные люди или жители Поднебесной; изображение облака встречается на многих гербах городов России, в частности Вятки, Вологды и Устюга, как и её символом является медведь).

Рыжеволосыми были и пеласги, древние жители Эллады, и этруски, государство которых стало основой той же Римской империи, и славяне, и пермяки, и монголы Чингисхана. Рыжеволосым был и сам Чингисхан, как и другой завоеватель Средней Азии – каштановолосый Тамерлан. Рыжеволосыми были и более древние завоеватели Азии, Индии и Египта – арии, получившие, в свою очередь, этот этноним также от цвета волос (ар – у персов, которых самих называли кызылбашами, или красноголовыми). Рыжеволосые составили основу и современных народов Поволжья, в частности марийцев (черемиса исторических хроник, от черемные – красные), удмуртов и татар.

Рыжеволосые татары – это потомки мордвы – каратаев, язык которых явился основой настоящего татарского языка [11, с. 934]. Факт участия каратаев (на наш взгляд, жителей снежных вершин, от карснег в татарском [1, с. 42] и турецком [10, с. 213] языках и тау – гора, вершина [1, с. 88]) в формировании татарского народа и его языка подтверждается, помимо внешнего вида, и наличием в татарском языке многих слов из языков финно-угорских народов, особенно удмуртского, основу которого также составили рыжеволосые. Так, в языке татар слова: арака (водка), бай (богатый), байлык (богатство), бака (лягушка), вакыт (ворота), капка (ворота), каш (бровь), мунча (баня), юрт (дом, жилище), яр (берег) и другие – находят параллели в удмуртском языке: аракы, байлык, бака, вакыт, калык, капка, мамык, мунчо, синкаш, юрт, яр, а также в марийском – арака, калык, капка, пагыт и толкын [9, с. 14 и др.] и в эрзянском (например, дедушка у эрзя – папай [13, с. 456], а в татарском – бабай [1, с. 16]; одинаковое значение, жилище,  имеет и слово юрт). Много и других схожих слов. Есть схожие слова, с некоторым диалектным произношением, в языке коми-пермяков, среди которых также встречается много рыжеволосых различных оттенков – золотоволосые, красноволосые и каштановолосые.

Мордва, как известно, составляет часть общего финно-угорского населения России. Сам этноним мордва этот народ получил из сведений летописей и сообщений средневековых европейских хроник, хотя его значение охватывает более широкий круг народов и племен (в частности, родовое жилище у чеченцев тоже юрт), как, например, этноним тюрки. Причем нам объясняют, что мордовский народ состоит из двух основных групп: эрзя и мокша. Никаких расшифровок и значений этих этнонимов мы нигде не находим. Судя же по их внешнему виду, – основу эрзя составляют белокурые (белокурыми являются и чуваши, которых мордва – эрзя называет ветьке [13, с. 129] или, на наш взгляд, частью (ветвью) своего народа, а летописи – вятичами), а основу мокша составляют темноволосые брюнеты [11, с. 839], – можно сделать вывод, что это разные народы.

В научной литературе почти не встречаются сведения еще об одной ветви мордвы – о терюханах. Известно только, что они заселяли земли по берегам Оки и Волги и проживали севернее своих сородичей [5, с. 411]. На наш взгляд, сведения о них потому и не сохранились, что они составили основу русского населения Волжско-Окского бассейна рек. Терюханы, как и беловолосые (народ вису арабских писателей), на наш взгляд, проживали и на территории Прикамья, о чем свидетельствуют окончания на “ата” названий многих населенных пунктов (Антонята, Канюсята, Мараты и другие).

Соответствует внешнему виду русских, на наш взгляд, и внешний вид терюханов – русый волос, а их древние предания, обнаруженные в Нижегородской губернии, сообщают об их древней столице – городе Костроме [4, с. 310], которую европейские историки XIX века, в частности, немецкий ученый Фальмерайер (Фельмерайр), считали центром славянского нашествия в VI веке н.э. на Западную Европу. О Костроме как о стольном городе свидетельствуют и церковные служебники, называя её “преименитым городом”. Во время хождения Афанасия Никитина за три моря (1466–1472 гг.) ею правил князь Александр, о котором в летописях нет никаких сведений.

Сведений о мордве-каратаях, как и сведений о мордве-терюханах, ни в одной монографии, ни в одной “Истории России” XIX и XX веков мы не находим. И лишь единственное упоминание о ней как основе татарского народа Поволжья позволяет определить внешний облик этой ветви мордвы -рыжеволосые. Тем более, судя по месту расселения остатков этого народа – Камско-Устьинский район Татарии, он является, на наш взгляд, скорее частью удмуртского народа, о чем свидетельствует сходство языков обоих народов.

Рыжеволосыми, как мы отмечали в начале статьи, были нападавшие на Византию русы, и славяне, и пермяки. Причем способ их передвижений был один – по воде, на кораблях-однодеревках. Так же передвигался и Кудым-ош, герой коми-пермяков, проживающих в бассейне Иньвы, которые в преданиях называются еще кривотурками, и дружины варягов-руси во главе со своими князьями (описываются и изображаются рыжеволосыми). Вода определяет и образ жизни всего населения Волго-Камского бассейна рек, а не только, как мы отметили выше, народа мордвы. Отсюда и его этноним – мордва, или “человек воды”, у коми-пермяков (мортчеловек [7, с. 105] (человекmort и в иранском языке) и вавода [7, с. 18]). Этот вывод подтверждается и значением слова мордо как рыболовной верши (морды), в языке тех же удмуртов [3, с. 97].

Что же касается различий в общей массе мордвы (по внешнему виду), то этноним эрзя, исходя из удмуртского языка, означает орел [3, с. 109] (ср. с орненорел, в языке беловолосых шведов), отсюда и изображение орла в гербе России. Этноним же мокша, судя по индийской философии VIII в. до н.э. (вода – основа жизни и индусов), означает “достижение высшей цели жизни” [2, с. 108], что, в свою очередь, подтверждается верованиями жителей бассейна Оки. Этот этноним также подтверждает и догадки многих ученых о взаимосвязи древних народов России и Индии. Подтверждается и само существование Индии пресвитера Иоанна (XII в., до монголо-татарского нашествия) на территории Окско-Волжского бассейна со столицей в городе Сузы (Суздале).

Сведения об Индии пресвитера Иоанна, имеющиеся в европейских исторических книгах, в частности в книге Марко Поло, содержат описание племен, цвет волос на голове представителей которых меняется с годами: от белокурого в юности до темного в зрелом возрасте [6, с. 162]. Интересно, что именно такая смена окраса волос происходит со многими жителями Коми-Пермяцкого округа, в частности и у автора статьи, и у его ближайших родственников, и у его внука и внучки. Причем все они проживали в Прикамье, которое в некоторых русских летописях и в преданиях о походе Москвы на Пермь Великую называют Индией золотою. Не она ли, по описанию Марко Поло (а ученые считают, что он путешествовал северо-восточнее Каспийского моря и не был на территории средневекового Китая [6, с. 343]), и есть одна из Индий, входивших в царство пресвитера Иоанна?

Существование в XII веке пресвитера Иоанна, правителя христианского народа найман, жившего восточное Европы, подтверждает посещение им в 1122 году Рима и его письма к императору Византии Мануилу Комнину (1143–1180 гг.), которого он называет “князем константинопольским” и обращается как к вассалу [6, c. 157], и к Фридриху I (1152–1190 гг.), к которому он направил также посольство с дарами. К пресвитеру Иоанну, в свою очередь, с письмом обращается папа Александр III (якобы в 1177 г.), называя его “великим царем индийцев”.

Правителем Индии Иоанн стал после смерти Кон-хама, к которому во время Первого крестового похода, когда франки взяли Антиохию (1098 г.), обращались за помощью турки, покорившие её к этому времени. Кон-хам (хампервосвященник, кам), по сведениям Гильома де Рубрука [6, с. 227], правил страной, где была их родина. Нахождение прародины турков в Волго-Камском бассейне рек подтверждается наличием в гербах городов, например той же Костромы, полумесяца со звездой, географическими названиями, например река Серва, приток Иньвы, означает “главная, старшая (сер на турецком [10, с. 332]) – река (ва, турецкое вади – (речная) долина [10, с. 332])”, а также сходством турецкого языка с коми-пермяцким (например, слово каргаворона в обоих языках [7, c. 79; 10, c. 215], поэтому, на наш взгляд, коми-иньвенцев и называли кривотурками, к тому же они русоволосые с рыжими бородами, как и сами турки), но особенно с татарским, основу которого, как мы отметили выше, составил язык мордвы-каратаев.

В заключение настоящей статьи хочется пожелать ученым и лицам, пишущим книги по истории России и других стран, более объективно освещать прошедшие периоды жизни больших и малых народов (причем освещать не только истории возникновения государств как политических организаций в различных странах, но и истории жизни самих народов, заселения ими определенных земель, их образа жизни и особенно политического устройства, включая и родоплеменное устройство обществ), опираясь на имеющиеся в наши дни достижения археологии, этнографии и исторических документов, выдвигать и отстаивать свои версии жизни и родства народов и их роли в истории. И в этом, на наш взгляд, большим подспорьем им будет служить такая отрасль исторической науки, как историческая антропология, взятая в более широком смысле этого слова.

 

А.И. ЧЕТИН,

историк-исследователь

 

ПЕРМЬ

Список использованной литературы:

1. Карманный татаро-русский и русско-татарский словарь. Сост. Сафиуллина Ф.С. Казань: Татар. кн. изд-во, 1997.

2. Краткий словарь по философии. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1970.

3. Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь. Сост. Насибуллин Р.Ш., Максимов С.А. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1995.

4. Максимов А.В. Русь, которая была. Альтернативная версия истории. Кн. II. Ярославль: Нюанс, 2006.

5. Мельников П.И. Очерки мордвы. Полн. собр. соч. П.И. Мельникова (Андрея Печерского), Т. VII, СПБ, 1909.

6. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Кн. III. М.: Олимп, 2001.

7. Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь. Сост. Рогов Н. А. Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2006.

8. Татищев В.Н. История российская. Т. I. М.: АСТ, 2003.

9. Учаев З.В., Захаров В.С. Русско-марийский словарь. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1999.

10. Щека Ю.В. Турецко-русский словарь. М.: Цитадель, 1997.

11. Энциклопедический словарь. Брокгаузъ Ф.А. и Ефронъ И.А. СПб: типолитография И.А. Ефрона, Т. ХIХ, 1896.

12. Энциклопедический словарь. Брокгаузъ Ф.А. и Ефронъ И.А., СПБ: типолитография И.А. Ефрона, Т. ХХХVIII, 1903.

13. Эрзонь – рузонь валкс. Эрзянско-русский словарь.. М.: Рус. яз., Дигора, 1993.