Chizikov41-12

                                                                                                                                                                                            

Открытый академический теоретический семинар

«Марксовские чтения»

 

  Главная       Поиск    Семинар      Объявления   План работы   Наверх

СТАТЬИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА

 

 

 


ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ СОЦИАЛИЗМА?


Практическое решение задачи, как из нынешнего положения двигаться к социализму, требует уяснения следующих материалистических данностей и необходимостей.

 

I.                    Революционность и авангардность как их понимали большевики

«Партия – сознательный, передовой слой класса, его авангард. Сила авангарда раз в десять, в сто раз более велика, чем его численность. Возможно ли это? Может ли сила сотни превышать силы тысячи? – Может и превышает, когда сотня организована. Организация удесятеряет силы… Сознательность передового отряда в том, между прочим, что он умеет организоваться. А организуясь, он получает единую волю, и эта единая воля передовой тысячи, сотни тысяч, миллиона – становится волей класса» (Ленин В.И. Собр. Соч., т. 12, ч. 2, с. 588).

Такой была партия большевиков-ленинцев, совершившая Великую Октябрьскую Социалистическую революцию. Сегодня нужна именно такая партия. Партия большевиков была сильна своей организацией, единой волей, потому что стояла на марксизме, на платформе освобождения рабочего класса от эксплуатации, т.е. стремилась к построению социалистического способа производства.

Революционность является главным требованием, предъявляемым марксизмом к авангардной партии рабочего класса. Что такое «революционность»?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к истокам большевизма, к Ленину. «Социал-демократия, – писал Ленин в «Искре» в 1900 году, – есть соединение рабочего движения с социализмом, ее задача – не пассивное служение рабочему движению на каждой его отдельной стадии, а представительство интересов всего движения в целом, указание этому движению его конечной цели, его политических задач, охрана его политической и идейной самостоятельности» (Полное собрание сочинений, т. 4, с. 373).

Пролетарская партия не может быть революционной, если ее деятельность не строится на научной основе, не опирается на марксизм как науку. Ничто не может заменить строго определенную теоретическую платформу марксизма. «Без революционной теории не может быть и революционного движения», – писал Ленин в 1902 году (ПСС, т. 6, с. 24). И далее: «Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (там же, с. 25). Это – первый критерий революционности рабочей партии. Пренебрежение марксистской теорией, прагматическое приспособление к «реальной политике», псевдомарксизм, замена теории набором лозунгов, «понятных простым трудящимся», и т.п. – всё это первые шаги на пути к деградации и гибели пролетарской, коммунистической партии как революционной организации. Это мы и видим в действиях «компартий» современной России.

Коммунисты должны владеть ситуацией и не допускать, чтобы ситуация овладела ими. Они не вправе идти на поводу у стихийного рабочего движения, не вправе приспособляться к сиюминутным потребностям отдельных коллективов или секторов рабочего класса, ставить себя им на службу, не вправе опускаться до идеологического и культурного уровня пролетариата. Напротив, они обязаны поднимать пролетариат до своего уровня – уровня марксистского авангарда, обязаны идти впереди трудящихся, увлекая их за собой, обязаны отстаивать общие интересы пролетариата как класса. Это второй критерий революционности партии рабочих.

 

Суть политических и социально-экономических причин распада СССР

Партия победила, но переродилась в КПСС, и не только не довела дело освобождения рабочего класса от эксплуатации до конца, а предала это дело: собственность, которую партия должна была передать народу, номенклатура КПСС прибрала к своим рукам, стала реальным (прямым) собственником национального богатства.

КПСС не сумела или не захотела превратить «государственный капитализм при коммунизме» в гражданское общество с собственностью и властью народа. Она превратила его в обыкновенный капитализм.

В Советском Союзе экономическая конструкция переходного периода была верна. Верна была и его идеологическая составляющая. Глобально все выглядело правильно. Утяжеляли и разрушали эту систему изнутри два фактора: управленческий волюнтаризм (игнорирование объективных законов экономики и самой природы) руководителей по всей цепочке производства, обмена, распределения и потребления и экономическое равнодушие исполнителей, от дворника до клерка и ученого.

Управленческий волюнтаризм пышно расцвел и укрепился как неукоснительная данность на почве сталинизма, прикрывшегося «марксизмом-ленинизмом», основанного на псевдообъективных законах, сформулированных Сталиным. Это – «основной экономический закон социализма» и «закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства». Последний «объективный» закон подменял закон стоимости и выводил на переднюю линию управленческий волюнтаризм партийной номенклатуры.

Экономическое равнодушие трудящихся возникало из способа оценки результатов труда, ничем не отличающегося от принятого во всем мире способа оплаты труда наемных работников.

Не система, к которой стремились большевики и поверивший им народ, виновата. Виноваты обстоятельства и поспешность, с которой И.В. Сталин хотел при своей жизни построить социализм, а также роковые ошибки вождя и с законами, и с присвоением государством избытка продукта труда (в виде прибыли) над издержками поддержания труда (в виде зарплаты).
Советский государственный способ производства имел свои пороки и недуги: нивелировка во всем, застойные явления в экономике, низкая производительность труда, теневая экономика, пьянство, прямое воровство, взяточничество, разделение людей на партийных и беспартийных, естественное стремление каждого человека в массе работающих людей жить лучше, чем он живет, и невозможность достичь желаемых уровней благополучия честным личным трудом.

Несмотря на все негативные явления, Советский Союз был в одном шаге от способа производства, ради которого произошла революция 1917 года. Препятствовала КПСС, которая построила свой социализм, не имеющий никакого отношения к собственности и власти народа (всех и каждого).

 

Почему рабочий класс молчит, раздроблен и не имеет солидарного классового сознания?

По всей стране идут локальные протесты разного содержания, профсоюзные и стихийные акции наемных работников. Лозунги и требования разные, но все исключительно экономические. Вожди левого движения проводят Форумы Левых сил, «Марши миллионов», с призывами к пролетариям: участвовать в них. Пролетариат не реагирует, молчит. Почему?

Рабочий класс не молчит, но он в своих действиях дезорганизован и раздроблен многопартийностью. Почему он не имеет солидарного классового сознания? Причин несколько. Их легко видеть, если понимать, что народы на пространстве бывшего СССР не успокоятся, пока не будет решен исторический вопрос о собственности (присвоении) и власти.

Итак, первая причина: ни одна из существующих ныне компартий, продолжая политические традиции КПСС, не выражает высокоразвитые классовые противоположности капиталистическим отношениям собственности (присвоения). Вместо этого ими ведется безудержная критика своих оппонентов и действующей власти.

Вторая причина: компартии (вожди и их идеологические штабы) совершенно не интересуются рекомендациями экономистов по социализации собственности и власти.

Третья – идеология, пропагандируемая компартиями, базируется на псевдомарксизме. Да, есть внутри партий школы, клубы и семинары. Но все они не являются исследовательскими лабораториями, а используются партиями для декларации своих идеологий.

Четвертая – поскольку компартии не выражают высокоразвитые классовые противоположности, то члены партий видят роль рабоче-пролетарского движения лишь как средство водворения компартии во власть. На этом и выстраивается идеология, предлагаемая рабочему движению.

Пятая – поскольку организациями рабочего самоуправления (Советы, комитеты, Координационные советы) руководят члены компартий,  исполнительные органы рабочих организаций пропагандируют их идеологию.

Шестая – партийные функционеры, играющие в политиков, на словах выступающие за интересы пролетариата, за интересы народа, за социализм,  на деле совершенно не знают авангардные классовые интересы современного русского рабочего класса. Смотрите документы Форума Левых сил, программные документы партий.

К сегодняшнему дню в среде левой оппозиции четко различаются две политические линии: госкапиталистическая (сталинистская) и социалистическая (марксистская). Одна является выражением неразвивающегося переходного состояния, которое И.В. Сталин в Конституции 1936 года утвердил как социализм. Другая основывается на марксистской теории прибавочной стоимости, согласно которой прибыль создается руками наемных работников в непосредственном производстве в виде избытка продукта труда над издержками поддержания труда, следовательно, должна принадлежать тем, кто ее производит, – трудящимся: всем и каждому.

 

Почему коммунисты не могут перейти к социализму?

Да только потому, что коммунисты России не выражают политические высокоразвитые классовые противоположности авангарда современного рабочего класса, не являют пример солидарного авангардного классового мышления, не работают в деле организации объединения пролетариата, не знают и не стремятся раскрыть политэкономические основы социалистического способа производства.

Реализуемые сегодня коммунистами методы и формы борьбы пролетариата классовыми назвать нельзя – пролетариату компартиями и профсоюзами навязывается лишь протестная форма борьбы с соответствующей идеологией: «за копеечку – достойную зарплату, за рабочие места, за социальное государство». Сегодня в среде «коммунистов» распространено убеждение: то, что было в СССР, лишь следует развивать усовершенствованием эффективности управления экономикой, в которой сознательный народ строго и четко следует директивным указаниям административно-управленческой команды. В таких целях нет и намека на революционность, чему должны следовать коммунисты.

Сегодня реально по материалистическим условиям труда и жизни новой буржуазии противостоит лишь пролетариат, рабочий класс. Под буржуазией мы понимаем «класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд», т.е. труд, производящий избыток продукта труда (прибыль) над издержками поддержания труда (зарплатой), присваиваемый буржуазией.

Под рабочим классом мы понимаем «класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу. Сегодня рабочий класс – это класс в себе. Задача коммунистов-марксистов, объединившись в единую марксистскую политическую партию (единый марксистский фронт) на единой социально-экономической платформе, раскрывающей порядок и содержание перехода к социализму, действуя на этой солидарной социально-экономической платформе, организовывать и объединять пролетариат, содействуя становлению его рабочим классом для себя – революционным рабочим классом.

 

Как преодолеть многообразие целей различных «коммунистических» и рабочих партий?

Как от сталинизма перейти на магистральный путь – движения к социализму?

 

Внимательно изучая происходящее в рабочем движении России (социальные движущие силы, формы и характер протестов и их идеологическое оформление), изучая состояние и характер действий левой оппозиции и, главным образом, отсутствие каких-либо идейно-теоретических перспектив внутреннего развития левой оппозиции, невозможно не прийти к важным марксистским выводам.

Форум Левых сил (ФЛС), декларируемый как объединение левых, практическим существом дела позиционируется как некий симбиоз социал-демократов, левых, коммунистов, националистов-социалистов, социалистически ориентируемых общественно-политических групп, организационно выстраиваемый на принципах федерации с сохранением групповых и партийных программ. Практическое большинство участников не стоят на марксистских позициях. Это указывает на то, что революционной перспективы у ФЛС нет!

В левой оппозиции в настоящее время действуют как бы три центра.

Первый центр – это РКРП-КПСС (объединение КПСС, РКРП, ВКПБ, РКП-КПСС), идеологией которого является сталинизм. Этот политический сегмент левой оппозиции, имея незначительную поддержку в среде рабочего движения и части свободных профсоюзов, отражает согласие наемных работников, слабо разбирающихся (не их вина!) в вопросах политэкономии, на восстановление общественных отношений, действовавших в СССР. Лозунги дня этой группы: «Достойная зарплата!», «Рабочие места!», «Социальное партнерство через Коллективные договоры!», «Даешь независимые профсоюзы!».

Второй центр – КПРФ и ее филиалы, например «Коммунисты России», идеология которых давно оформлена как отказ от марксизма, признание всех форм собственности с доминирующей государственной собственностью и политэкономической риторикой советского образца: главенствующая роль принадлежит государству, компартии. Идеологии КПРФ, КР практически не имеют распространения и поддержки в среде рабочего класса, так как их главный лозунг «Власть и собственность – народу!» понимается рабочими как власть КПРФ (КР), государственная собственность.

Третий центр (ее активные сторонники – члены ИГ «Новые Коммунисты», выступающие за создание Партии рабочего класса России) находится на этапе постепенного организованного структурирования, медленного, но уверенного увеличения числа сторонников в регионах России. Идеология центра – творчески развиваемый (на основе опыта СССР) научный и практический марксизм. Его политэкономическая основа – общественно персонализированная собственность: каждый – собственник и работник одновременно; каждый трудящийся человек присваивает результаты своего труда в соответствии с произведенной прибавочной стоимостью и отстегивает на общие нужды и расширенное воспроизводство по общему согласию (избранные законодатели).

Первые два центра левой оппозиции, в контексте их политических линий, действуют, по сути, как одно политическое направление: сталинистское. Можно сказать, что в первых двух центрах политиков, способных находить ответы на исторические вызовы текущего момента, нет!

Политическая направленность третьего центра усилиями разрастающегося актива, ведомого целями, задачами, а главное – содержанием деятельности центра, диалектически укрепляется, поскольку опирается на марксизм и деятельность самоорганизующегося актива регионов России. Именно этот вектор социально-политического движения России имеет внутренний потенциал и интеллектуальные ресурсы, позволяющие видеть и раскрывать этапы организации Единой политической силы трудящихся России (ЕПСТР).

 

Что надо делать, чтобы достичь социализма?

Задача сил социализма – не свержение, как таковое, нынешней власти и не возврат в СССР с новой властью над народом. Задача – осуществить социалистический способ производства. А это значит: собственность и власть – народу, всем и каждому.

 

Александр Васильевич ЧИЖИКОВ,

 президент Фонда «Центр марксистских исследований»,

 член Инициативной группы «Новые Коммунисты»,

 член Независимой экономической ассоциации