78.
Александр Колодин
(01.01.2013 08:52)
0
Общая теория эксплуатации. Введение. Не дожидаясь окончательного написания «Набросок по политической экономии», я решил представить на суд читателей одну из частей моих исследований – «Общую теорию эксплуатации». И если эпиграфом ко всем «Наброскам» я выбрал стих 14 главы 15 Евангелия от Матфея: «14. оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму»,- дополнив его следующим своим «стихом»: а если зрячий ведёт слепого, может ли слепой не упасть в яму,- то эпиграфом к этой части моих «Набросок» являются уже стихи сразу из трёх глав книги Второзакония: Глава 1 1. Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, 2. в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни. 3. Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей [всем] сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них.
Глава 15 6. ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Глава 23 19. Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; 20. иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Такой пространный эпиграф необходим мне по следующим причинам: во-первых, многочисленные авторы, в основном, ссылаются только на один или два стиха 23-й главы; во-вторых, чтобы подчеркнуть, что это завещал народу Израилеву Моисей, а не сам Бог; в-третьих, что исследование моё будет основано на проценте: будь то земельная рента, торговая надбавка, ссудный процент или предпринимательский процент; в-четвёртых, влияние процента будет рассмотрено не в отдельно взятой стране, а в международном, то есть мировом, глобальном масштабе. Общая теория эксплуатации является работой по политической экономии. Она является продолжением моих прежних работ: «Немарксизма» и «Арифметики ограбления». Можно сказать, что это вторая часть или книга «Арифметики ограбления». Политическая экономия для меня – хотя и является частью Экономической теории, но в большей степени это наука, которая изучает роль и место человека, именно человека, а не индивидуума или экономического человека, его отношения к людям в процессе производства, обмена, распределения как необходимых, так и не необходимых средств для жизни. Поэтому «Общая теория эксплуатации» - исследование именно по политической экономии, а не по макро,- или микроэкономики, и призвано она решить конечный и основной вопрос политэкономии: справедливо ли распределяется богатство, соответственно, если по большому счёту, справедливо ли устроен мир. А если проще: существует или не существует эксплуатация? Таких вопросов сегодня ни одна из многочисленных экономических теорий не только не рассматривает, но и не поднимает. Начну с вопроса: почему минимальная заработная плата в Люксембурге равна 1687 долларов США, в Нидерландах – 1606, в Соединённом Королевстве – 1507; в самих США – 1257 долларов; в Китае она 173 доллара, в Индии – 121 доллар; в России – 223 доллара; в Японии – 944 доллара; в Омане – 441 доллар; в Бразилии – 286 долларов, на Багамских островах – 787 долларов США в месяц? Эти цифры взяты мною из таблицы МОТ SA2: Минимальная заработная плата на 1 января 2010 года. Можно ответить так: «Эти вопросы давно уже рассмотрены, решены корифеями Экономической науки и приняты всем цивилизованным человечеством: Дж. Б. Кларком в Распределение богатства: теория заработной платы, процента и прибыли. Маршаллом А. в Принципах экономической науки, О. фон Бём-Баверком в Капитале и прибыли. Д. М. Кейнсом в Общей теории занятости процента и денег, Самуэльсоном П.А. в Основаниях экономического анализа, И многими другими признанными и непризнанными авторитетами и неавторитетами экономической теории». Можно ответить попроще, так говорили всегда у нас в Советском Союзе и как говорят сейчас в России: «Как работаем, так и живём». Что сказать? Сошлюсь на притчу про Хаджу Насреддина: «Муллу Насреддина на старости лет пригласили быть почётным мировым судьёй. Первым делом, которое ему пришлось разбирать, оказалось дело об ограблении. Насреддин первым выслушал потерпевшего и сказал: - Да, ты прав. Правда на твоей стороне. Секретарь суда шепнул ему на ухо: - Господин судья, поймите, так нельзя поступать. Прежде чем принять решение, Вы были должны выслушать другую сторону.
- Хорошо, - кивнул Насреддин. Другой человек, грабитель, рассказал свою историю. Насреддин выслушал и произнёс: - Ты прав. И правда на твоей стороне. Секретарь растерялся, и снова шепнул Насреддину на ухо: - Что вы говорите?! Оба не могут быть правы! - И ты тоже прав, - ответил Насреддин».
Поэтому я не буду никого критиковать, а постараюсь языком цифр или доказать или опровергнуть как сторонников, так и противников существования эксплуатации. Почему языком цифр? Так же как и в «Арифметике ограбления» я отвечу словами шута из «Двенадцатой ночи, или что угодно» В. Шекспира, как нельзя лучше подходящими ко всему имеющемуся сегодня: «…слова до того изолгались, что мне противно доказывать ими правду…слова сделались настоящими продажными шкурами». Сказано ещё в XVII веке, но лучше и сегодня не скажешь. Существует ли эксплуатация? Конечно, существует. Человек эксплуатирует природу: животных, растения. А вот эксплуатация человек человеком в наш Просвещённый и Цивилизованный век наконец-то закончилась. Всё основывается на договорных, партнёрских началах. Последние «могикане» теории эксплуатации – марксисты – разгромлены, точнее самоликвидировались в результате победоносного шествия последней стадии «загнивающего, разлагающегося, паразитического и умирающего» капиталистического строя. «Практика – критерий истины», соответственно, и теории. Победоносное шествие коммунизма прекратилось. Конечно, можно сказать, что развитие идёт по спирали, и ещё не вечер, и коммунизм – светлое будущее всего человечества. Но где теоретическое обоснование пришествия коммунизма? Я не имею ввиду цитировавшие раньше абзацы из «Манифеста Коммунистической партии», из I тома «Капитала», «К Критике политической экономии» К. Маркса, «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса, всевозможные лозунги и призывы о коммунизме. Всю марксистско-ленинскую литературу нельзя даже назвать «Библией рабочего класса». Только потому, что это просто будет неуважением к Библии. Но о марксизме и лично К. Марксе я достаточно написал в «Немарксизме» , взгляды мои на сей предмет не поменялись, а наоборот, окрепли и усилились, и об этом, если даст Бог, поговорим со страниц «Набросок по политической экономии», сейчас же вернёмся к теории эксплуатации. Если называть вещи своими именами, то у К. Маркса и марксистов теории эксплуатации нет, есть в лучшем случае гипотеза эксплуатации. Серьёзно считать теорию о марксистской прибавочной стоимости теорией эксплуатации – не серьёзно, точнее и вернее, не научно. Теория марксистской прибавочной стоимости всёго лишь временная теория теории эксплуатации, она родилась из необходимого и прибавочного времени, которые и стали прибавочной стоимостью, стоимостью неоплаченного труда. Приведу мнение Самуэльсона П.А. о К. Марксе, которое он высказал в Предисловии к русскому изданию своих «Оснований экономического анализа» : «Мои выводы и оценки промахов и успехов Маркса были достаточно развернуто изложены в семи томах "The Collected Scientific Papers of Paul A. Samuelson" (1966, 1966, 1972, 1977, 1986, 2001, 2001). Используя все те же прозаические методы пост-Ньютоновской математики, я продемонстрировал, что основное новшество, введенное Карлом Марксом - попытка объяснить уровни и тренды эксплуатации рабочих посредством новой парадигмы "прибавочной стоимости", или Mehrwert, - содержало ошибку в описании и оценке степени жестокости функционирования капиталистических рынков. Однако при разработке тех частных случаев учения Маркса, в которых его анализ мог бы быть безошибочно применен к реальности XIX в., можно показать, что его подразумеваемая "эксплуатация" выродилась в банальное положение: "Рабочие подвергаются эксплуатации, когда их заработная плата низка, в то время как реальные доходы собственников высоки". Как могут истинные или ложные предсказания по поводу неизбежного действия закона убывающей реальной заработной платы и закона убывающей нормы прибыли быть убедительно выведены из столь банальной тавтологии? Неужели в процессе своего анализа я не нашел вообще никаких достоинств в работах Карла Маркса (1818-1883), пост-рикардианского экономиста? Нет. Во втором томе "Капитала", который читают только имеющие склонность к математике, я обнаружил гениальные (но неровные) достоинства в Tableaux of Balanced Stationary-State Reproduction Маркса и в его Tableaux of Balanced Exponentially Expanding Reproduction (опубликованных посмертно). Маркс заслуживает справедливых похвал как популяризатор физиократической Tableau Есо-nomique Кенэ 1759 г., как предшественник моделей "затраты-выпуск" середины XX в., созданных моим гарвардским учителем Василием Леонтьевым и моим другом из Кембриджского университета Пьеро Сраффой. Но все это не имеет отношения к Ленину или Керенскому; к Мао или Сталину; к сравнительным достоинствам смешанной экономики Западной Германии и коммунистической Восточной Германии». Мне интересно это высказывание П. Самуэльсона по следующей причине: во время написания «Немарксизма» и «Арифметики ограбления» я хотел найти решение марксовой схемы простого воспроизводства из II-го тома «Капитала». Ведь Маркс решал свою схему в течение восемнадцати лет, но так и не решил. Но я ни у кого так и не нашёл. Понятно: наши марксисты-ленинцы не могли не только сказать, но и подумать, что Маркс не прав, и «ларчик-то просто открывается», и «всё гениальное просто». Ведь, если в его схеме всего лишь поменять местами I-е со II-ым подразделением производства. Система из двух уравнений и не может по-другому решаться. Это же алгебра, элементарная математика. Но винить наших академиков и даже Нобелевских лауреатов нельзя: реши они эту схему Маркса – не были бы они не только академиками и лауреатами, но им бы не дали и доучиться: сколько истинных марксистов сгинуло на бескрайних просторах нашей Родины, претворяя в жизнь теорию Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Но и западные корифеи, свободные от марксов, лениных, сталиных, прошли мимо. А Самуэльсону марксовая схема даже понравилась. Но продолжим наше чтение предисловия П.А. Самуэльсона: «Бертран Рассел (1872-1970) был великим логиком и философом. Сто лет назад он отправился из Великобритании в Германию, чтобы в течение года изучать достоинства и недостатки экономической теории Карла Маркса. Хотя сам Рассел был пацифистом и социальным реформатором, вывод, заключающий написанную им книгу, состоит в следующем: учение Маркса лишено логических и эмпирических достоинств. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) был величайшим британским ученым-экономистом XX в. Его "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), можно сказать, спасла капитализм laissez-faire от великой депрессии, едва ли не от коллапса. Кейнс, как и Рассел, на протяжении всей своей жизни заявлял, что марксистская экономическая теория является "мутным вздором": она заблуждается по поводу эксплуатации и законов развития эволюционирующего конкурентного капитализма». П. Самуэльсон следующим образом разделяет всю экономическую теорию: «Не далее как столетие назад древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к посткейнсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из Марксова «Капитала» (1867, 1885, 1894) и его заново открытых более ранних работ по экономике». То есть его словами: экономическая теория делится на правильную – посткейнсианскую магистральную экономику, и неправильную - марксистскую экономическую теорию, которая - всего лишь «мутный вздор». И это он пишет в 2000 году для читателей России. А кто такой тогда для него наш Канторович Л.В., который в 1975 году совместно с американцем Т.Ч. Купмансом был удостоен Нобелевской премии по экономике «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов»? «В 1939 году, - читаем в Википедии, Канторович Л.В., - опубликовал работу «Математические методы организации и планирования производства», в которой описал задачи экономики, поддающиеся открытому им математическому методу и тем самым заложил основы линейного программирования». В 1942 г. Канторович Л.В. написал книгу «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов», которая была опубликована только в 1959 г.. В.В. Леонтьев, учитель П.А. Самуэльсона, американец русского происхождения, в 1936 г. опубликовал первую статью, посвященную методу «затраты – выпуск», за развитие которого «и за его применение к важным экономическим проблемам» он был удостоен Премии памяти Нобеля по экономике в 1973 г., т.е. на два года раньше Канторовича Л.В.. Таким образом «древо экономики», как говорил П. Самуэльсон, которое «не далее как столетие назад раздвоилось на два направления», одно из которых «через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к посткейнсианской магистральной экономике», а другое «вышло из Марксова «Капитала», - принесло одни и те же плоды. К семидесятым годам XX-го века оба направления экономической теории вновь слились, а их представители заслуженно удостоились Нобелевской премии по экономике за разработку одной и той же темы. Профессиональные математики получили премии по экономике. С Леонтьевым В.В. понятно: уже в своей первой книге «Структура американской экономики, 1919...1929 гг.: эмпирическое применение анализа равновесия» он против применения математических теорий к объяснению мировых экономических проблем, он считает, что «экономика относится к числу прикладных наук, и ее теории могут принести пользу, если будут эмпирически осуществлены в жизни». Что представляют собой расчеты по методу «затраты-выпуск»? У нас они называются экономико-математическими моделями межотраслевого баланса. У Леонтьева В.В. это решение системы, состоящей из 44 линейных уравнений по числу отраслей, которая имеет около 200 расчётных коэффициентов. У нас, в 1960 году ЦСУ СССР на основе работ Канторовича В.Л. разработало отчетный межотраслевой баланс в стоимостном выражении по 83 отраслям и первый в мире межотраслевой баланс в натуральном выражении по 257 позициям. Так что в те годы мы действительно были «впереди планеты всей» и не только «в области балета». Почему марксистская политическая экономия, бывшая «мутным вздором» получила международное признание? Она просто перестала быть «политической». Политэкономия, как и «экономикс», благодаря математике стала решать чисто прикладные задачи по экономике. Она стала всего лишь макроэкономикой и перестала быть основой политических наук. Раздвоившееся «древо экономики» вновь слилось и стало единым. Есть социология, есть политология, есть культурология, есть экономика или «экономикс». Для «экономического» человека, представителя «золотого миллиарда» предостаточно. Для «неэкономического», - достаточен вопрос-ответ и констатация факта: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?!» Сможешь ты решить систему, по-крайней мере, из сорока четырёх уравнений, то можешь считаться экономистом, нет – какой ты тогда экономист, соответственно, и нечего тебе делать в экономическом сообществе. А вот Моисей три с половиной тысячи лет назад – решил. О Моисее. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Псалтырь 117:22
Он возглавил племя рабов, и из племени сделал сильную нацию, история которой стала древней историей мира, а религия – стала родительницей христианства и ислама, мировых религий. Моисей происходит из Левитов. Что это такое? Перечитаем Книгу Исход, главу 19: «3. Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: 5. итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6. а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым». А ещё раньше, в Исходе, глава 3: « 6. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. 7. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его». В Книге Исход, глава 4: «22. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой»… В Исходе, главе 40 читаем: «12. И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою, 13. и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. 14. И сынов его приведи, и одень их в хитоны, 15. и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их». Таким образом, если народ Израилев - царство священников и святой народ, то есть «соль земли», то Левиты – священники священников, попросту: «соль соли земли», и на эту роль, должность назначил их сам Господь. Но вернёмся к Моисею. Он считался приёмным сыном «дочери фараона». Кормилицей у него была собственная мать, как это случилось, изложено в Книге Исход, главе 2. А что он считался именно сыном «дочери фараона» написано в следующем стихе: «10. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его». Сколько лет Моисей прожил во дворце «дочери фараона» - не известно, Почему-то считается сорок лет. Возраст не «мальчика». Чему его учили? И если он жил во дворце пусть не фараона, но его дочери? В то время самыми грамотными и образованными являлись жрецы, священники, думаю, они и являлись учителями Моисея. Во время Исхода, когда ему было уже восемьдесят лет, Моисей состязался и победил «волхвов», египетских священников, насылая на Египет десять бедствий – казней египетских. Что знали священники? Они, по крайней мере, могли предсказывать, вернее, высчитывать время разлива Нила. А строительстве пирамид, дворцов и целых городов? Как тут без геометрии? Без математики? До нас не дошли письменные свидетельства существования таблиц умножения, соответственно, не знаем: возводили ли египтяне в то время в степень, решали ли уравнения. Ни компьютеров, ни калькуляторов, конечно, не было, не было даже счёт. Что тогда было? Выгодский М. Я в книге «Арифметика и алгебра в древнем мире» пишет: «… у египтян существовал и счётный прибор, аналогичный нашим счётам. Вероятно, он отличался от счётов тем, что камешки, которые служили для обозначения единиц различных разрядов, не передвигались по скрепляющей их нити, а клались в отделения счётной доски. Всё, что известно нам об этом приборе, сводится к замечанию Геродота, что египтяне «считают с помощью камешков, передвигая руку справа налево, тогда как эллины ведут её слева направо». И дальше: «Насколько счёт камешками был распространён у народов древности, можно судить по тому, что термин “калькуляция”, перешедший во все европейские языки из латинского языка и равнозначный термину “подсчёт”, означает буквально “счёт камешками” (точнее было бы перевести его: “камешкование”), ибо латинское слово calculus означает “камешек”». Но первый счётный прибор появился в Древней Греции, он назывался абак, который и является прародителем счёт. А наибольшее распространение на практике абак получил только в период средневековья.
Да и арабские цифры, вернее, индийские появились в Европе только в Средние века. А как считали до этого? Можно ли было что-то перемножить между собой или разделить в древности? Просто тогда умножали с помощью сложения и делили при помощи вычитания. Попробуем и мы что-нибудь сложить как во времена Моисея. «Один» на древнем иврите – алеф, на древнегреческом – альфа, на старослявянском – аз. «Два», соответственно, бет, бета, буки. «Три» - гиммель, гамма и веди. Итак, алеф плюс бет равно гиммель, Альфа плюс бета равно гамма. Аз плюс буки равно веди. Ни какой системы тут не видно. И не так–то всё просто. Хотя если верить Сократу: «Жизнь не так проста, как она кажется. Она ещё проще. Поэтому надо искать простоту. Чтобы потом сказать: «Просто как всё гениальное». После сорока лет вождения евреев по пустыне, считая всё это время в лучшем случае с помощью прибора, описанного Геродотом, Моисей провозгласил «сынам Израилевым": Глава 1 1. Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, 2. в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни. Глава 15 6. ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Глава 23 19. Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; 20. иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею». Второзаконие, главы 1, 15,23. Практически тоже самое повторяется во Второзаконии главе 28: 9. Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; 12. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. 13. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять». Случайно ли это? Может быть. А что сказал Бог по этому поводу? Читаем Исход, главу 22: 25. Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Бог говорит всего лишь о человеке. А Моисей говорит о народе, точнее о нации, о государстве. Выходит, Моисей всего лишь чуть-чуть подправил Бога. Он Пророк, он получил Декалог, Скрижали от Бога. Выходит, ему это позволено: «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Скажи это кто-либо другой, что было бы?! Но это тема не данного исследования, поэтому вернёмся к его названию. Что озвучил всенародно 3324 года назад Моисей, прикрываясь именем Бога? Теорию, больше того, аксиому эксплуатации. Эксплуатацию человек человеком, народ народом, нации нацией, государство государством. Конечно, эксплуатация была и до него, так же как и Пифагор не открыл теорему Пифагора: взять те же пирамиды в Египте, да и любое строительство. Как можно строить не зная о прямом угле? Многие из нас не знают, а древние знали, что отложив три и четыре метра под прямым углом, получим ровно пять. Так и Моисей. Он первым озвучил то, что стало называться теорией эксплуатации, поэтому Отцом-основателем, её первооткрывателем можно с полным правом назвать Моисея. Есть у Моисеевой теории эксплуатации и прародитель: достаточно почитать Книгу Бытие, главу 47: «20 И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. 21 И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого. 22 Только земли жрецов не купил [Иосиф], ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей. 23 И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю; 24 когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим. 25 Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону. 26 И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону. 27 И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились». А через шестьсот лет после Моисея, пророк Исайя пророчествовал следующее: Книга пророка Исайи, глава 60: «1 Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. 2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. 3 И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. 10 Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. 11 И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. 12 Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся. 6 Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. 17 Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду». Комментарии, как говорится, излишни. Потом был Христос, Магомед, Лютер и Кальвин. Кальвин и разрешил ссудный процент, но ограничил его 5%. В Женеве, в Швейцарии. Чем славится она сегодня? Конечно же, швейцарским сыром. Но мы говорим о ссудном проценте. Об отношении мировых религий к проценту написано множество книг, число их всё множится и множится. Почему-то нет ни одной книги, где просто был бы рассмотрен вопрос: к чему приводит ссуда? Начальное и конечное положение, - такое, какое дано в Пятикнижии Моисея. Но вернёмся в наше время. О. фон Бём-Баверк в книге «Критика теории Маркса» разбил в пух и прах теорию эксплуатации социалистов. Особенно досталось К. Марксу и его последователям. Кто смог на равных ответить Бем- Баверку? Никто. Приведу слова ученика Маркса Э. Бернштейна, одного из родоначальников той социал-демократии, которая воплотилась в деятельности социалистических и социал-демократических партий в странах Западной Европы, но которого наши марксисты считали оппортунистом и предателем рабочего движения: «Верна ли теория ценности Маркса или нет – это совершенно безразлично для того, чтобы доказать существование прибавочного труда. В этом отношении она не составляет доказываемого положения, а лишь средство анализа и наглядного представления... При производстве и доставке товаров принимает длительное участие только одна часть общества, между тем как другая состоит из людей, которые получают доход за услуги, которые не находятся ни в каком непосредственном отношении к производству, либо получают нетрудовой доход. Таким образом, за счёт общего труда, заключающегося в производстве, живёт гораздо большее число людей, чем то, которое принимает в нём деятельное участие, и статистика доходов показывает нам, что не участвующие в производстве слои присваивают себе гораздо большую долю общего продукта, чем этого требовало бы их численное отношение к производящей части. Прибавочный труд этой последней есть эмпирический, наблюдаемый на опыте и не требующей дедуктивного доказательства факт». Все другие ответы, правда уже запоздалые, сводились к следующему: «Дурак. Сам дурак». Единственный, кто бы мог на равных поговорить с Дж. Б. Кларком, Маршаллом А., О. фон Бём-Баверком, Д. М. Кейнсом, Самуэльсоном П.А. и многими другими был наш Серебряков Б.Г. Из книги «Теории экономического равновесия», имеющей подзаголовок «Современные буржуазные экономические теории: критический анализ», вышедшей в 1973 году, через пять лет после его смерти, следует, что теории экономического равновесия не совсем верны, точнее, как в поговорке: «больной скорее мёртв, чем жив». Но кому нужна была его критика буржуазных теорий в начале семидесятых годов, когда шло победоносное шествие социализма по планете, и полмира уже было социалистическим, а развитой социализм у нас в стране был построен, и советский народ вовсю строил коммунизм – светлое будущее всего человечества! Так шалости, не более. Наши экономисты-математики и математики-экономисты из года в год совершенствовали своё детище - межотраслевой баланс, всё более и более приближая его к действительности. Разработка государственного долгосрочного плана развития страны – вот она первоочередная и главная задача экономистов страны развитого социализма. Да и Запад всё больше и больше переходил на плановое ведение хозяйства. Поэтому и не случайно, что два математика В.В. Леонтьев и Л.В. Канторович стали лауреатами премии памяти Нобеля по экономике практически за одну и ту же тему. Потом у нас «экономика стала экономной», потом развитой социализм стал социализмом с человеческим лицом, потом социализм стал просто перестройкой, потом Советский Союз прекратил существование. Ваучеризация, приватизация, - все в одночасье стали собственниками. «Обогащайтесь!» Распролетаризация, раскрестьянизация, раснаученизация. Так начался капитализм. И вот тут вспомнили об эксплуатации, вспомнили конечно те, кто почему-то не стал «владельцем заводов, газет, пароходов». Но кроме марксовой теории другой теории эксплуатации нет, её так и не придумали. А марксову теорию на цифрах опровергла теория предельной производительности, которая доказала, что «каждому – его», как на воротах Бухенвальда: работнику – работниково, капиталисту – капиталистово, предпринимателю – предпринимателево, в общем, «кесарю – кесарево, слесарю – слесарево». Что ж посмотрим, точнее, посчитаем и мы, что достаётся каждому при распределении продукта. Только тогда и можно сказать кто прав. Я приведу ещё одну цитату О. фон Бём-Баверка из его книги «Критика теории Маркса», из «Теория эксплуатации», так как считаю её наиболее подходящей к началу изложения основной, расчётной части моего исследования. Он пишет: «Я перехожу теперь к той замечательной теории, появление которой если и не принадлежит к самым утешительным событиям в науке XIX в., то уже, без сомнения, к самым важным по своим последствиям, теории, которая стояла у колыбели современного социализма и выросла вместе с ним, которая в данный момент представляет собой теоретический полюс, вокруг которого в большинстве случаев вращаются нападение и отражение в борьбе за организацию человеческого общества. Эта теория ещё не имеет краткого характерного названия. Если бы я хотел его вывести из особенностей большинства приверженцев этой теории, то я мог бы её назвать социалистической теорией процента. Но ввиду того что я считаю более целесообразным при наименовании этого учения исходить из его теоретического содержания, то я не нахожу для него более подходящего названия, чем теория эксплуатации. Этим названием и я впредь буду пользоваться». Таким образом, О. фон Бём-Баверк ставит знак равенства между теорией эксплуатации и теорией процента, правда считает, что это социалистическая теория процента. Но как я уже показал ранее, процентная теория эксплуатации принадлежит Моисею, а уж к социалистам его причислить никак нельзя. Первый социалист, точнее, коммунист появится только через 1312 лет после озвучивания Моисеем теории эксплуатации, и с его рождением начнётся Новое время. Но это совсем другая огромнейшая тема. Расчётная схема. Чтобы не увеличивать объём страниц этого исследования, приведу сразу основную формулу стоимости конечного продукта, полученную мною в «Немарксизме». Действующими лицами являются, как и у Маркса, являются: «Совокупный капиталист» и «Совокупный рабочий». Tn = (Tn-1 + Vn)x (1+p), где: Tn – стоимость конечного продукта; Tn-1 – стоимость предыдущего продукта, полуфабриката, средств производства для последующего производства; Vn – заработная плата «Совокупного рабочего», производящего конечный продукт; р – норма прибыли, процент прибыли «Совокупного капиталиста». Соответственно, если идти от конечного продукта к исходному, то формулы стоимости продукции будут выглядеть так: Tn-1 = Tn/(1 +p) – Vn; Tn-2 = Tn-1/(1 +p) – Vn-1 = Tn/(1 +p)2 – Vn/(1+p) – Vn-1; Tn-3 = Tn-2/(1 +p) – Vn-2 = Tn/(1 +p)3 – Vn/(1+p)2 – Vn-1/(1+p) – Vn-2 ; и так далее. Если же идти снизу вверх, т.е. от исходного продукта к конечному, то формулы будут выглядеть так: Tn = Tn-3 × (1+p)3 + Vn-2 × (1+p)3 + Vn-1 × (1+p)2 + Vn× (1+p); Tn = Tn-4 × (1+p)4 + Vn-3 × (1+p)4 + Vn-2 × (1+p)3 + Vn-1× (1+p)2 + Vn× (1+p) и так далее, до самого конца, до исходного продукта. Начинаем упрощать наше уравнение. Остановимся на трёхстадийном производстве. Тогда стоимость исходного сырья или потребительная стоимость исходного продукта, «Tn-3», есть ни что иное как земельная или природная рента, которая никоем образом не является прибылью “совокупного капиталиста”, но входит в прибавочную стоимость, которую не получает, и на величину которой недопотребляет непосредственный производитель. Второе упрощение нашего уравнения. При заработной плате, одинаковой во всех отраслях производства, формулы упрощаются, и добавленная стоимость, или стоимость продукции, произведённой именно в данной отрасли, и, соответственно, объём возможного потребления в отрасли становятся такими: [Tn] = V × (1+p)n; [Tn-1] = V × (1+p)n-1; [Tn-2 ]= V × (1+p)n-2 и так далее. Соответственно, разница в потреблении по отраслям: [Tn]./ [Tn-1]= (1+p); [Tn.]/ [Tn-2] = (1+p)2; [Tn.]/ [Tn-3]= (1+p)3 и так далее. Но этот ряд – ни что иное как геометрическая прогрессия, знаменатель которой «(1+р)». Вот к такому решению я пришёл в «Немарксизме». Таким образом, распределение продуктов потребления происходит по законам геометрической прогрессии, наибольшую часть получает отрасль, производящая конечный продукт, наименьшую часть – отрасль, производящая исходный продукт или сырьё. Ни о каком справедливом и равном распределении не может быть речи. В «Арифметике ограбления» формула моя чуть видоизменилась: Vn – заработную плату «Совокупного рабочего», производящего конечный продукт «Tn» я разложил на составляющие: (Vn – vn) + vn, где: (Vn – vn) – предпринимательский доход «Предпринимателей»; vn – доходы непосредственных производителей, т.е. «Рабочих». И решая уравнения для трёхотраслевого производства при одинаковых процентах прибыли пришёл к тому, что опроверг О. Бём-Баверка и защитил Маркса. Правда не его трудовую, вернее, временную теорию эксплуатации Я получил следующее: 1. С увеличением роста производства, это может быть увеличение физических объёмов или простое увеличение стоимости продукции, при одинаковом проценте прибыли, доля потребления в общем объёме потребления непосредственных производителей, так называемых «Рабочих» падает; доля в общем потреблении так называемых «Предпринимателей», наоборот, увеличивается, доля так называемых «Рантье», лиц, живущих на проценты от капитала, это могут быть и простые вкладчики в банке или акционеры предприятия, остаётся неизменной. П
|