Производительные, ведущие и революционные силы общества
Положения из учебника «Актуальная и правдивая философия» Прежде чем заниматься наукой, литературой, искусством и другими видами деятельности, люди должны есть, пить, одеваться, иметь кров, то есть удовлетворять самые необходимые потребности. Без полезного труда они не могут существовать. Какова жизнедеятельность, таковы они. Прослеживается и обратная зависимость. Исторически сложились два взаимодействующих и взаимосвязанных вида производства, детерминированные происшедшим разделением труда: исходное материальное (средства к жизни – жилища, орудия труда, различные бытовые блага, богатство) и интеллектуально-эстетическое, нравственное (создание законов, художественных и научных произведений, морали и т.п.). Они и способствуют формированию личности. Производительные силы составляют люди, прежде всего трудоспособные, и средства производства (совокупность средств и предметов труда, к которым относятся техника и технология, здания, дороги, транспорт, минеральные ресурсы и вся природная среда, знания). От их развитости зависит и качество жизнедеятельности. Решающей силой являются люди, которые придумывают и производят средства труда, опредмечивая в них ум, свои способности и таланты. В процессе многообразного производства и поддержания своей жизни трудоспособные объединяются для совместной деятельности, вступают в уже установленные, от их воли независимые социально-экономические и культурные отношения. Из всех общественных отношений важнейшими, определяющими признаются производственные. Экономика, совокупность производственных отношений составляют реальный базис (фундамент), на котором возвышается юридическая и политическая надстройка (государство и его органы управления, теории, взгляды, настроения и т.д.) и которому соответствуют определенные формы сознания. Бытие, целеустремленность детерминируют идеологию, а возможности – желания. Представления, теории вытекают из жизни. Право не может быть выше строя и культуры. История есть не что иное, как деятельность трудящихся масс, преследующих свои цели, как последовательная смена формаций вследствие существенного отставания производственных отношений от производительных сил, превращения в их оковы и усиления противоборства элементов социально-классовой структуры. Ни одна формация не погибает раньше, чем полностью разовьются ее производительные силы. Новые производственные отношения немыслимы без созревания условий для их существования в недрах старого общества, смены способа производства. В каждом обществе выделяются слои, стремящиеся обогатиться и властвовать. При родовом строе такую прыть проявляла разбогатевшая знать. Затем главенствующей и господствующей силой становились рабовладельцы, феодалы, капиталисты. Угнетенные и обездоленные рабы, крепостные, рабочие, которые не хотели беспрекословно выполнять то, что указывалось высшей волей и законами, а также отчужденный тяжелый труд, периодически поднимались на борьбу за свои нрава, за свое освобождение от кабалы, эксплуатации и завоевание власти, чтобы избавиться от насилия и гнета, нищеты, добиться справедливости. Но их бунты, восстания терпели поражение, жестоко подавлялись. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, И.А. Добролюбов, А.И. Герцен пытались обосновать закономерность устранения антагонизмов. Этот грядущий мир, царство разума они отождествляли с социалистическими идеалами. В статье «Россия» А.И. Герцен изложил свои воззрения на сельскую общину. В последние годы он разработал теорию русского социализма, став одним из основоположников народничества. Переустроить общество он предлагал на основе крестьянской общины, которая якобы позволяла миновать капитализм. В альманахе "Полярная звезда" и газете "Колокол" он ратовал за освобождение крестьян, верил в их революционность. Д.И..Писарев преувеличивал роль интеллигенции, которую называл "реалистами", "мыслящим пролетариатом", также обратил свой взор на крестьян как на огромную протестную силу, советовал литераторам формировать общественное мнение и сознание, излагать идеи так, чтобы они были доступны массам. Легальным рупором революционных демократов, выражавших чаяния крестьян, заступником безгласных и приниженных стал "Современник", а затем – "Отечественные записки". Возникло даже тайное общество "Земля и воля". Задачу сближения интеллигенция с народом выдвигало "Рублёвское общество". Новаторские литература и искусство, адекватно выражавшие думы и футуристические устремления простых тружеников, их лучшие черты и качества, интересы, призывавшие к милосердию, осуждавшие паразитов и мерзавцев, несправедливость и безнравственность, прославлявшие свободу, содействовали пробуждению порабощенного народа, подъему его просвещения, культуры и самосознания. Но все же он оставался безграмотным, отчужденным от культурных данностей и творчества. В связи с этим разночинные интеллигенты движущей силой прогресса объявили критически мыслящие личности, испытывавшие чувство долга перед прогрессом и народом. Анархист М.А. Бакунин, веривший в прирожденную революционность, в коммунистические инстинкты крестьян, призывал молодежь, передовых интеллигентов, немедленно готовить и возглавить их восстание, но, разобщенные и инертные, они не брались за вилы. П.Н. Ткачев полагал, что это не их дело, а группы революционеров-заговорщиков, которые захватывают власть и проводят революционные преобразования. П.Л. Лавров считал, что процветание меньшинства обеспечено порабощением большинства, поэтому советовал интеллигенции искупить это зло. В журнале "Вперед" он ратовал за революцию, но при этом понимал, что для ее осуществления необходима длительная пропаганда, теоретическая и нравственная подготовка. В 1874 году началось интенсивное "хождение в народ". К концу 1875 года участники этого движения были арестованы и осуждены. Самые одержимые революционеры, верившие в возможность перехода к социализму через использование и преобразование коллективистских начал сельских общин, переселились в деревни, чтобы разъяснять, в чем заключается счастье, пробудить дремлющее сознание и вдохновить на труд и борьбу. Однако распространявшаяся литература не находила спроса. Разочарованные пропагандисты не смогли претворить свои намерения, так как крестьяне были далеки от внушаемых им идей. Потерпев поражение, народники-революционеры перешли к героическому единоборству с самодержавием. Огорченный Г.И. Успенский начал поэтизировать земледельческий труд, идеализировать середняка. Приверженность крестьян к индивидуальному хозяйствованию поставила писателя в тупик. Он обнаружил несостоятельность иллюзий по поводу общинного социализма и ратовал за увеличение земельных наделов. Нелегальная организация "Земля и воля" в 1879 году раскололась на террористическую "Народную волю" и пропагандистскую "Черный передел". Они вынуждены были признать, что рабочие более развиты и отзывчивы на социалистическую агитацию. Г.В. Плеханов опроверг заблуждение народников, что капитализм в России – это случайность, что крестьянская община есть главное преимущество при переходе к социализму. Он отметил огромную роль прогрессивных идей, революционной теории и пролетариата в преобразовании общества. Письмо в редакцию "Отечественные записки" (ноябрь 1877 года) К. Маркс направил после изучения поднятого вопроса о предназначении и судьбе сельской общины. Заочно полемизируя с А.И. Герценом и Н.Д. Чернышевским, он сделал заключение, что если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 года, то она упустит наилучший случай и испытает все роковые злоключения капиталистического строя. Она не достигнет этого, не превратив предварительно значительную часть крестьян (они составляли подавляющее большинство населения) в пролетариев. После этого она будет подчиняться неумолимым законам капитализма. Неизбежность разложения сельской общины он подтвердил в набросках ответа на письмо В.И. Засулич в 1881 году. Данный прогноз оказался верным, так как он исходил из намечавшихся тенденций, знания и учета законов, изменившейся действительности. В "Тезисах о Фейербахе" К. Маркс подчеркнул, что философы лишь объясняли мир и не ставили задачи его революционного преобразования. Он советовал, что усовершенствовать устаревшую государственную машину бесполезно, ее нужно сломать и сконструировать новую. Ее модификацию он назвал диктатурой пролетариата. Правомочность ее объяснялась тем, что рабочим присущи интернациональные интересы и принципы, что они свободны от национальных предрассудков, могут установить братство между разными нациями, что им принадлежит будущее. По оценке В.И. Ленина, рабочий класс определяет содержание эпохи, направление ее развития, а потому способен быть коллективным руководителем и организатором трудящихся в силу своей роли в производстве, экономике, дисциплинированности, сознательности, готовности к самопожертвованию ради достижения поставленной цели, является первой производительной силой, главным творцом и строителем коммунизма. Задача, цель, историческая миссия пролетариата усматривались в том, что он путем революции завоевывает политическую власть, хоронит капитализм и превращает себя в господствующий класс не для того, чтобы увековечить свое господство, а для того, чтобы силой упразднить устаревшие производственные отношения и классы вообще. Рабочих намеревались превратить из объекта управления в субъект, а государство – из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный». Это означало превращение политического управления людьми в распоряжение вещами, в руководство процессами производства. Тогда такая постановка вопроса была правильной. Передовые рабочие начали изучать и воспринимать марксистско-ленинское мировоззрение и составили костяк РСДРП, распространяли партийные газеты, активно участвовали в борьбе, показывали пример мужества и целеустремленности. Но победу революции обеспечили в основном крестьяне, одетые в солдатские шинели. Они поверили в обещание получить землю и самоотверженно за нее сражались. Тяжелейшие последствия разрушительных империалистической и гражданской войн заставили брать у крестьян в долг, то есть за бумажные деньги покупать продовольствие, а иногда даже безвозмездно экспроприировать излишки для покрытия расходов на армию, содержание рабочих и других групп населения, поддержки промышленности и т.д. Продразверстка противоречила интересам крестьян, разоряла их, препятствовала развитию производительных сил, порождала недовольство. Вспыхивали даже бунты, мятежи. Хотя она и была названа военным коммунизмом, но всегда расценивалась не как социалистический способ распределения, а как вынужденная, необходимая временная мера, без которой нельзя было преодолеть голод в городах и удержать власть Советов. К сожалению, она затянулась и разрушала союз рабочих и крестьян. В.И. Ленин вынужден был признать ошибочность предположения о непосредственном переходе к строительству социализма без предварительного периода, а также необходимость длительного существования мелких производителей, неизбежность лозунга свободной торговли и провозгласил переход к новой экономическом политике, то есть введение фиксируемого продовольственного налога. Эта мера позволила развивать индивидуальное хозяйство, восстановить добрые взаимоотношения между дружественными классами трудящихся. Возобновлявшийся частично госкапитализм объединял мелкое производство, был не страшен, ибо фабрики и заводы, железные дороги, внешняя торговля находились в подчинении государства. Он был шагом вперед, ибо побеждал беспорядки, разруху, расхлябанность, анархизм, нищету, повышал личную заинтересованность, превращался в предпосылку социализма. Но наиболее успешно хозяйствовавшие земледельцы были безосновательно признаны противниками социализма, и их начали поспешно раскулачивать, выселять в отдаленные места. Ускоренно создавались из бедняков совхозы и колхозы. Допускались перегибы. И.В. Сталин лишь однажды вынужден был признаться «в головокружении от успехов», но избавиться от этого недомогания не смог. Развитие колхозов и совхозов замедлялось и из-за более низких цен на сельскохозяйственную продукцию по сравнению с промышленными товарами. В 1967–1976 гг. капвложения были более чем в пять раз меньшими, чем полученная прибыль от сельского хозяйства. Деревни остались неблагоустроенными. Началось массовое бегство молодежи (прежде всего выпускников средних школ), а также более подготовленных трудоспособных средних возрастов в города и рабочие поселки. Это ухудшило половозрастную структуру сельчан, качество трудовых ресурсов. Сооружение экспериментально-показательных поселков требовало огромных средств, централизованного финансирования. Близорукие высшие руководители не сумели или не захотели изыскать деньги и возвратить долги сельским труженикам. Они транжирили огромные суммы на гонку вооружений, на подготовку революций в других странах, на безвозмездною помощь реальным и мнимым друзьям, но не выделяли средств для выполнения принятых программ. А в наше время ликвидация совхозов и колхозов, обезлюдивание деревень, заросшие бурьяном поля привели к тому, что десятки миллионов гектаров пахотных земель перестали обрабатываться, некому выращивать скот. Россия вынуждена закупать за границей подскочившее в цене продовольствие. И чтобы догнать ушедшую вперед Западную Европу, вновь приобрести независимость, нужно затратить много денег, усилий и времени. Предотвратить окончательную деградацию сельчан могут принятые и профинансированные в приоритетном порядке из Стабфонда следующие законы: 1. О повышении плодородия земель. Его выполнение следует объявить общенародным делом, так как есть хотят все. Он должен предусмотреть сбор камней, выкорчевывание деревьев и кустов на полях, снос многочисленных столбов, ликвидацию ям и заболоченных мест, вывозку органических и минеральных удобрений, торфокрошки, применение самой совершенной агротехники, выращивание высококачественных семян, выпуск в нужном количестве сельхозтехники. Ради этой цели разрешить губернаторам привлекать по графику горожан. 2. О строительстве крупных животноводческих комплексов, складов, мастерских и агрогородков (похожих на экспериментально-показательные поселки), дорог из щебня, из камней, которых в горах превеликое множество, за счет госбюджета и промышленных предприятий. Одноэтажные и двухэтажные особняки до 120–280 квадратных метров с приусадебными участками, помещения для животных предоставлять механизаторам, животноводам, другим специалистам, жителям районов и областных центров, бесплатно на 25 лет. После добросовестного труда за обозначенный период передать эти дома в пожизненное пользование. Индивидуальным застройщикам оказывать всестороннюю помощь: давать кредиты под низкие (1–2%) проценты, выделять стройматериалы, транспорт, организовывать субботники. Только такие меры могут привлечь часть молодежи и других переселенцев в село, возродить на качественной основе деревни и сельское хозяйство. 3. О создании в каждой области, автономной республике, крае питомника по выращиванию саженцев лучших, акклиматизированных сортов яблонь, груш, слив, вишен, абрикосов, смородины и других фруктово-ягодных растений. Распространять их среди всех жителей, высаживать на пустырях, вдоль сельских дорог и тем самым обеспечить россиян высококачественными фруктами и ягодами. *** Роль рабочих объяснялась их решающим местом в экономике, многочисленностью, организованностью. Многие становились рационализаторами, авторами статей, книг, государственными и общественными деятелями. Они наиболее последовательно выражали интернациональную солидарность и братство трудящихся. Их идеалы, коллективистская психология воспринимались и усваивались колхозниками и интеллигенцией, Укрепление этой роли зависело от дальнейшего роста их идейно-политической зрелости, образованности и профессиональной квалификации, сознательности и активности. Но среди партийцев и управленцев их насчитывалось всё меньше, всё больше – "интеллигентов". Псевдореформаторы в постсоветской России остановили или разрушили множество предприятий, но костяк рабочего класса все-таки остался. По-прежнему добываются полезные ископаемые, что-то строится, перевозятся грузы, производятся некоторые машины, товары и т.д. Труженики агропромышленного комплекса и совершенствующие его ученые, изобретатели, конструкторы, инженеры пока остаются ведущей созидавшей силой. Но значительная часть ИТР превратилась в господ. Выросло поколение рабочих, выпускников колледжей и вузов, которые глубоко не изучали диалектико-материалистическое мировоззрение, коммунистическую идеологию и не в состоянии осознать свой интерес как всеобщий, бороться за его осуществление. Они лишены уверенности в завтрашнем дне, свободы выбора профессиональной деятельности, возможности приобретения квартир, путевок в санатории, квалифицированного медицинского обслуживания, разобщены и не протестуют, надеются, что коммунизм им построит кто-то другой. Многие рабочие деклассируются, пытаются выжить индивидуально и становятся бомбилами, охранниками, торгашами, безработными, попрошайками и т.д. Под воздействием бессовестных тележурналистов и политтехнологов они идейно разоружены, поверили в изощренную буржуазную контрпропаганду и утратили волю к борьбе за справедливость. Сплотить обманутое, угнетенное, но разноликое по взглядам большинство способны лишь голод и страх за будущее своих детей.
Алексей Афанасьевич БАСАЛАЙ, доктор философских наук
|