О деформировании Единой энергетической системы страны – основы экономики и безопасности России
В небывало короткий срок (за пятьдесят лет) в СССР была создана Единая энергетическая система. От разрозненных энергомощностей (общей мощностью около 2 млн.квт) на территории самой большой в мире страны до второй в мире по установленной мощности единой энергосистемы и первой в мире - по надежности электроснабжения потребителей (при минимальном резерве мощности). Путем ежегодного последовательного наращивания генерирующих мощностей (с доведением их до 10-12 млн.квт в год) реформировалась и сама система оперативного и экономического управления электроэнергетикой. В результате, к 80-м годам XX века сложилась вертикально интегрированная система оперативного управления и территориальная система административно-хозяйственного (экономического) управления в административных границах субъектов государства. Эти условия позволили обеспечить работу единой энергосистемы без крупных системных аварий и потрясений в течение шестидесяти лет.* В условиях дикого рынка эксперименты с естественной монополией, коей является Единая энергосистема страны, ее реформирование должно проводиться с особой осторожностью и открытостью. А принадлежность ЕЭС России к естественной монополии подтверждается нормой статьи 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»:
«естественная монополия - состояние товарного
рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в
отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в
связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по
мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами
естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими
товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары,
производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от
изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; ЕЭС России, являющаяся основой экономики и безопасности страны, без каких-либо допущений является естественной монополией и ее реформирование может происходить только на основании этого постулата. Существующая в России единая система производства (генерации), передачи, распределения и реализации электрической энергии (ЕЭС) до сих пор, несмотря на 20-летний период застоя и экспериментов (1988-2008 гг.) являлась и является единственной в мире самой надежной системой непрерывного производства и потребления продукта – электрической энергии. Каковы же основы, которые позволили этой системе стать наиболее надежной в мире системой? Основными критериями и признаками работы этой системы являются: 1. Бесперебойное и надежное электроснабжение потребителей при наивысшей (оптимальной) экономической эффективности системы (а не отдельных ее объектов!); 2. Вертикально-интегрированная система диспетчерско-технологического управления (от электростанций до всей Единой системы); 3. Высокая ответственность каждого оператора по вертикали за результаты по п. 1; 4. Собственник большой единой системы – государство; 5. Тарифы - определяются государством.
При многих преимуществах рыночной экономики для систем, где потребитель может выбирать конкурирующего продавца продукта, который может аккумулироваться, храниться, транспортироваться, перепродаваться и т.д., энергетическая система не представляет собою подобного продавца, т.к. процесс непрерывен и потребитель не может выбирать (потреблять) электроэнергию от определенного генерирующего объекта. А маркировать электрическую энергию по долям тех объектов, которые ее произвели, - НЕЛЬЗЯ. Единственная возможность насильственно внедрить «РЫНОЧНОСТЬ» – это запитать потребителей от разных генерирующих источников электроэнергии, что для населения и большинства потребителей экономически нецелесообразно. Осуществляемая РАО ЕЭС России реформа предлагает и реализует в два этапа с позиций системного анализа абстрактную схему. В этой схеме «нет места» для созданного в мае 2008 г. – Минэнерго РФ. I этап (закончился 01.07.2008 года)
II этап (начался с 01.07.2008 года)
I
Сравнительный анализ критериев и признаков дореформенной и постреформенной энергетических систем России
Приведенный краткий анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Исполнительная власть на уровне Правительства Российской Федерации нарушила ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» своим Постановлением от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», позволив РАО «ЕЭС России» демонополизировать важнейшую, приоритетную монопольную отрасль – Единую энергетическую систему страны. Таким образом разрушается вертикаль оперативного и экономического управления непрерывным процессом производства, передачи, распределения и реализации электрической энергии.
2. Создание в мае 2008 г. Министерства энергетики Российской Федерации на фоне разрушения вертикали оперативно-технологического и экономического управления Единой энергетической системы создает непреодолимые трудности работы министерства в этих условиях.
3. Необходимо Правительству РФ, набравшись мужества, вернуться к пересмотру ошибочных позиций по насильственному внедрению рыночных отношений в естественную монополию – Единую энергетическую систему Российской Федерации.
Константин Ефимович Баскин, Ветеран энергетики (стаж более 50 лет), Ветеран ВОВ, инвалид Чернобыля
|