Знакомьтесь: Андрей БУДАЕВ!
Уверен, многие читатели, особенно москвичи, уже знакомы с творчеством этого неординарного художника. В январе прошлого года в Новом Манеже, что рядом с Государственной думой и недалеко от Кремля, проходила очередная выставка работ Андрея Будаева. Я оказался в числе многочисленных посетителей этой впечатляющей выставки. Более того, познакомился там с Андреем Будаевым. Показав свое удостоверение журналиста, получил его разрешение пользоваться фотоаппаратом (съемка на выставке была запрещена). Но самое главное – бережно храню выставочный буклет с дарственной надписью Андрея: «Юрию БЕЛИКУ от Андрея БУДАЕВА с пожеланиями успехов! 25 января 2007 г.». Перебирая свой архив и обнаружив красочный буклет выставки, решил поделиться неизгладимыми впечатлениями полуторагодичной давности. Андрей Николаевич Будаев родился в 1963 году в Москве. Член Творческого союза художников России и Московского союза художников. С 1991 г. он занимается социальным и политическим плакатом. Кроме России и стран ближнего зарубежья, работы Будаева экспонировались на выставках в США, Франции, Германии, Дании и других странах. Счет персональных выставок художника уже пошел на второй десяток. Стиль, в котором он работает, весьма оригинальный. В его основе – метод художественной инсталляции, когда используются компьютерная графика и сюжеты из классической живописи, которые Будаев талантливо и с большой выдумкой осовременивает. Получается своего рода компьютерный коллаж. Персонажами его картин и плакатов, объектами острой политической сатиры и пародии давно являются Ельцин и его «семья», затем Путин со своим питерским окружением, члены правительства, руководители Государственной думы. Узнаваемы многие бизнесмены, звезды телевизионного ток-шоу и т.п. Едва ли найдется представитель российской правящей элиты, который не попал в поле зрения художника. Не одно его полотно посвящено Украине. Хорошо узнаваемы на них Юлия Тимошенко в разных облачениях, а также Ющенко, Кучма, Янукович. На полотнах можно встретить практически всех глав СНГ. С почтением художник представляет Уго Чавеса и Фиделя Кастро. Не обойдены его вниманием Клинтон (в том числе и с Моникой), Буш и Кондолиза Райс, Гельмут Коль, Тони Блэр… Персонажей столь много, что всех не перечесть. Андрей Будаев в своем творчестве оперативно откликается на события, происходящие в отечественной и зарубежной жизни. Он не только в совершенстве владеет современными технологиями компьютерной графики, но и является своеобразным философом с аналитическим взглядом полным сарказма и боли за происходящее. При этом Андрей отнюдь не мрачный трагик. Многие его работы вызывают беззлобную и простодушную улыбку, а нередко – непринужденный смех. Художник взял себе в союзники классиков живописи: нидерландцев – фантасмагоричного Хиеронимуса Босха и ироничного Питера Брейгеля, мистического испанца Франсиско Гойю, других, не менее известных мастеров кисти. Обычно увидеть абсурдность происходящего проще, чем показать ее другим. Андрею Будаеву это удается в полной мере. Своими работами Андрей Будаев срывает с глаз шоры официоза, открывает широкую панораму современного политического спектакля, освобождает от стереотипов «общественного» мнения. Делает это он высокопрофессионально и с выдумкой потрясающей воображение. Тема выставки, о которой идет речь, – «Постсоветская демократия – 15 лет пародий!». Сегодня одни из персонажей полотен Будаева уже навсегда покинули сцену, другие – пока еще функционируют и мелькают в лучах рампы политического театра абсурда России. Понятно, истинная роль того или иного политического деятеля в полной мере станет понятной нам только со временем. Разделяю полностью содержащуюся в выставочном буклете оценку художником того, что произошло с нашей страной за годы «реформ»: «Многолетний абсурд в политической и экономической жизни страны сыграл свою жестокую роль в понимании «реформаторских амбиций» политиков, воспитанных во времена Постсоцреализма. Уже всем ясно, что это привело к «ваучеризации страны», обнищанию народа, неприкрытому грабежу старшего поколения, катастрофической беспризорности, алкоголизму и наркомании. В «политической копилке» олигархии и чиновничества – расстрел парламента, нескончаемые кавказские войны, строительство финансовых пирамид, банкротство либеральной экономической мысли и непригодность западных рецептов оздоровления страны, приведших к дефолту 1998 года и трудностям, которые до сих пор переживает наш народ. Бесконтрольный вывоз природных ресурсов, стагнация производства, демографический коллапс, размещение национального финансового резерва за рубежом, монетизация, назначение наместников, подконтрольность СМИ… Перечислять можно бесконечно. Кто, закрыв глаза и уши, пишет сценарий судьбы многомиллионного народа? Кто суфлирует каждую реплику главных «героев», питает воображение режиссеров нашей истории? Думать и решать всем нам. И, желательно, быстрее. Андрей БУДАЕВ». Из более ста полотен выставки обращаю внимание читателей на два, отражающих постсоветскую Россию. Передачу власти Ельциным Путину Андрей Будаев остроумно изобразил коллажом, в основе которого полотно французского художника Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин». Кто помнит, у Сезанна оба клоуна молодые, Андрей же наделил их лицами Ельцина и Путина. Полотно назвал АРЕНУ СДАЛ… АРЕНУ ПРИНЯЛ! (87х120, холст, печать, 2005)
Россия, по замыслу художника, это цирковая арена, где правят клоуны. Конечно, разница между старым и молодым клоуном не только возрастная. Ельцин запомнился «дорогим россиянам» как подвыпивший «дирижер» во время пребывания в Германии, игрой на ложках. В качестве гостя Киргизии он также сыграл ложками на лысине улыбчивого и гостеприимного хозяина – Акаева. Перечень ельцинских трюков этим далеко не исчерпывается. Но это внешняя сторона. В России при Ельцине с помощью тучи забугорных «советников» и послушных исполнителей советов типа Гайдара, Чубайса и подобных им, произошел глубокий обвал экономики, началось вымирание народа (по миллиону в год), нарастали дебилизация общества, упадок нравственности, появилось много других бед. Путин не повторял поступков «породившего» его Ельцина и потому пользовался популярностью. У него свой стиль и свой жаргон. Запомнятся его: «мочить в сортире», «из желудка достанем», «сопли жуем и политиканствуем», «я не правлю, я просто работаю» (на тех, кто нами правит?), «я пахал как раб на галерах» и т.д. и т.п. Достойно глубокого сожаления, однако, что за восемь лет президентства Путина недостатки ельцинской эпохи не были преодолены. Россия еле-еле догнала саму себя образца 1990 г. (далеко не лучшего в экономике). Да и то лишь в стоимостном содержании ВВП благодаря высокой в нем нефтегазовой составляющей. Если посмотреть на показатели 2007 г. в части производства важнейших видов продукции промышленности и сельского хозяйства, то картина предстанет удручающей. Здесь ещё догонять и догонять… По существу, налицо деиндустриализация промышленности и столь же постыдный обвал сельского хозяйства. Второе впечатляющее полотно художник назвал ТРИУМФ (180х150, холст, печать, 2005). Представляется, однако, уместным название взять в кавычки («ТРИУМФ»), поскольку это ведь не подлинный триумф, а ирония по поводу такового. Центральную, главную часть композиции венчает сияющий довольством Ельцин – «СВЯТОЙ ПРЕЗИДЕНТ 2000», передавший власть Путину. Ниже надпись во всю ширь: «Президент Российской Федерации». Крупным планом в центре коллажа предстает сам В.В. Путин в царском облачении и с оригинальными символами власти. Он восседает на троне, установленном… на крышах платных туалетов (не в этих ли «сортирах» он призывал «мочить»?). «Царь», а заодно и туалеты, находятся под охраной. Внизу – жаждущие туда попасть. На кабинах таблички: «Платный туалет. Цена 5 рублей (льгот нет)». (Картина датирована 2005 годом, сейчас «услуга» стоит уже 15, а местами даже 20 рублей. Инфляция!) На заднем плане зарево пожаров. Россия пылает! Слева от центральной части – царские «угодники». В самом низу – Вишняков, радостно сообщающий об «успехе» очередной избирательной кампании. Прямо над ним в красном одеянии выделяется аплодирующий «царю» Миронов. Это он перед последними выборами возвестил, что его идеалом является не капитализм, а социализм. Правда, не связал это с характером собственности, трогать которую у олигархов не собирается. Какой же без этого социализм? Слева и справа в ряду с Мироновым Илюмжинов, Евдокимов, Шаймиев, Тулеев, Нарусова. В следующем ряду – Грызлов в окружении Слизки, Лаховой, Володина, Босса и Бабурина. В ложе над ними восседает Ельцин в иудейском облачении вкупе с Абрамовичем, Березовским, Гайдаром и Чубайсом. Замыкают ложу С. Иванов и Д. Медведев. От ложи справа «киндер-сюрприз» Кириенко и «породивший» его Черномырдин, банкиры Геращенко и Дубинин (удостоились чести!), другие лица, среди которых узнаваемы Устинов в кольчуге и Немцов. Композицию этой части завершает орущий что есть мочи голый дьявол, за спиной которого опять-таки пылающее зарево. На крайней левой части коллажа – Ходорковский, судя по всему перед отправкой в ад. Под наблюдением Путина его готовят туда Греф, Козак, Устинов. Справа от центральной части представители различных течений оппозиции. В самом низу – «вождь» социал-демократов Горбачев в ряду с Явлинским, Рогозиным, Рыжковым-младшим, кандидатами в президенты на выборах 2004 г. Харитоновым и Малышкиным. За ними – Жириновский (ЛДПР), голый, с высунутым окровавленным языком, и Семигин («Патриоты России») в одежде папы римского… В следующем ряду: «сладкая парочка» Боровой – Новодворская, Немцов, Киселев, Гайдар, Хакамада, Чубайс. Замыкает композицию стоящий во весь рост голый Касьянов с поднятой вверх рукой. А рядом – изваяние сидящего Березовского. В крайнем коллаже справа члены правительства во главе с Фрадковым. Выделяется Зурабов – непотопляемый «министр здравоохранения и ритуальных услуг», как его нарекли в народе. Под ним – Греф в головном уборе в виде крыши американского Капитолия. Внизу узнаваемы Кудрин с Голиковой. Сколько выдумки, какая мощная политическая сатира с помощью кисти и компьютера художника! «Триумф» Будаева – одно из многих полотен, представляющих мощный удар по власти олигархического капитала, насквозь пропитанного коррупцией. В жизни пореформенной России художник остро чувствует глубокое социальное расслоение общества и фарисейство властей. Его талант – на стороне униженного, ограбленного, бесправного народа. В силу этого объективно Андрей Будаев является союзником патриотических сил в борьбе с прогнившим режимом, в борьбе за общество социальной справедливости. После трёхчасового ознакомления в залах Нового Манежа с выставкой своими впечатлениями поделился в пухлой Книге отзывов (привожу по сохранившейся у меня копии): Андрей Будаев – молодец! Талантище! Патриот своей многострадальной Отчизны. Восхищен! Фантастические замыслы и блестящее исполнение. Так держать! Дальнейших успехов! С неизменным уважением журналист Ю. Белик 25.01.07».
Хочу надеяться, что мои впечатления вызовут желание у тех, кто ещё не знаком с творчеством замечательного художника-патриота Андрея Будаева, побывать на очередной выставке его работ. Уверен, никто не пожалеет!
Юрий Андреевич БЕЛИК, политолог, член Международного союза журналистов
|