Besedin12007

Главная       Дисклуб     Наверх   

 

Без иллюзий, но с большим пессимизмом

(ответы на вопросы «Экономической и философской газеты»)

 

Ответ на вопрос № 1

Для уяснения роли и места философии в общественных отношениях следует сказать следующее.

Философия является одной из форм общественного сознания и составной частью общественной идеологии.

Если отвлечься от социально-классовой сущности идеологии, и в том числе философии, то следует твёрдо сказать, что философия есть специфическая форма субъективного отражения в наиболее общих категориях (понятиях) объективной действительности (реальности).

Но, несмотря на то, что философия более других форм идеологии «удалена» от материальных основ жизнедеятельности общества и человека, она по своему назначению должна «улавливать» все наиболее актуальные и потенциальные явления, события, процессы и тенденции, которые относятся к сущности конкретного состояния общества и указывают динамику и направления этой динамики его развития.

В таком качестве философия общества, находящегося на подъёме, всегда шла впереди процессов преобразования и была источником пробуждения общественного сознания, могучим стимулом консолидации и развития всех движущих сил этого общества.

Но философия всегда превращалась в мелкотравчатый выразитель упаднического настроения общественного сознания, его деградации, если это общество переживало кризисное состояние своих производительных сил и морального потенциала.

Так называемая мировая философия ответственна за то, что в бывшей советской цивилизации не узнала страдательно-гордый прообраз будущих коллективистских обществ, не увидела из-за своей классово- идеологической ограниченности те тенденции становления высокого реального гуманизма, которые неизбежно будут востребованы в будущих социалистических сообществах.

Кроме этого, мировая философия не обратила внимания интеллектуальных сил человечества на такой факт: хотя разрушение социализма и стало одной из причин бурного развития производительных сил западного капитализма (особенно информационных технологий) в конце ХХ и начале ХХI веков, но это обстоятельство повлекло за собой возникновение качественно новой парадигмы общественного сознания – интегрированных (общих) правил буржуазной идеологии и социальной психологии. Суть этой парадигмы – в её непримиримо-агрессивном противостоянии не только научно-материалистическому мировоззрению, но и всякому рационализму.

 

Ответ на вопрос № 2

В выявлении сущности количественных и качественных критериев современных демократий и границ их влияния на научно-технический и социальных прогресс общества философия мало что сделала.

Более того, так называемая мировая философия пошла вслед за буржуазными политиками, которые сознательно извратили изначальную сущность демократии как реальную власть большинства общества над его меньшинством.

Философия не проанализировала и не показала процесса превращения буржуазной демократии в плутократию власти меньшинства над большинством общества, не выявила социального механизма, не вскрыла факты такого состояния «демократии», когда меньшинство общества, не располагая ни политическим, ни социально-психологическим доверием большинства народа, а имея один лишь экономический рычаг (вопреки философской категории справедливости), приобретает неограниченный выбор влияния и на личные судьбы, и на судьбы всего общества.

Глобализация, будучи объективным процессом разделения общественного труда, подняла родовую сущность капитализма – эксплуатацию человека человеком – на новый качественный уровень, превратив эту сущность в эксплуатацию одним государством другого или даже группы государств, окончательно обратила буржуазную демократию в исторический комедийный фарс.

Заслуга философии перед буржуазной демократией лишь в одном: философия демократию всегда очень прилежно «расцвечивала в такие цвета радуги», как свобода слова, свобода выбора, свобода личности, равенство всех перед законом и т.п.

А философское кредо властных субъектов современных буржуазных демократий (политических органов государственной власти) ныне состоит в том, чтобы всеми доступными явными и скрытыми средствами и способами (экономическими, политическими, юридическими) усилить, усугубить самую массовую, трудно излечимую болезнь современного большинства общества (эксплуатируемых масс) – его неорганизованность.

Современные демократии (политическое меньшинство общества) каждого индивида непрерывно опутывают невидимой, но крепчайшей экономической, политической, психологической, религиозной «паутиной», всё сильнее обособляя его, превращая в готовый продукт гражданского общества.

А в сущности личность человека как совокупность общественных отношений в гражданском обществе сужается до его биологической сущности; его личные качества – до сугубо гипертрофированного материального интереса и эмоционально-инстинктивных побуждений…

Буржуазная философия «не заметила» опыта становления истинной демократии (власти большинства народа или всего народа) в условиях существования советского социализма. Марксистская философия, как и идеология, не подняла до позитивно-критического осмысления опыта представительной демократии социализма, не довела его до убеждения советских людей, «не увидела» в этом опыте тенденций качественно перерастания представительной демократии в подлинную советскую самодеятельную демократию, соответствующую периоду качественного изменения производительных сил социализма в 70–90 гг. ХХ века.

Таким образом, ни мировая, ни марксистская философия до сих пор ещё не осознали всемирно-историческую невосполнимую потерю человечеством опыта развития социалистической демократии в результате разрушения советского социализма и советской демократии.

Что же касается обеспечения философией «духовного» единства общества при наличии в нём многообразных мировоззрений, то такое единство в буржуазном государстве возможно лишь в густом эклектическом киселе деидеологизации и толерантности.

До такого мировоззренческого единства в России очень охочи казённые профессора-конъюнктурщики от идеологии, фальшивые интеллигенты, поменявшие свои прописные убеждения на мелкобуржуазные иллюзии, да ещё те люди, которые убеждены, что лучшие убеждения – это отсутствие всяких убеждений!

Можно повторить, что мировоззренческое многообразие в классовом обществе – это идеологическая ширма. В действительности мировоззренческое многообразие на практике сводится всего лишь к двум мировоззрениям: научно-материалистическому и антинаучно-религиозно-мистическому.

Все иные – это субъективно-личностные, психологические индивидуально ограниченные «картины мира», относящиеся к оттенкам двух основных мировоззрений.

В результате разрушения советской цивилизации постиндустриальное капиталистическое производство (производительные силы) западных стран получило не только могучий приток квалифицированной рабочей силы, богатейший научно-технический потенциал в форме НИОКР, образцы промышленных технологий мирового значения, безбрежный рынок сбыта товаров и услуг, но ещё и миллионы бывших советских интеллигентов-ренегатов от научного мировоззрения.

Эта интеллигенция, как «свежая кровь», своим суррогатным мировоззрением влилась в буржуазную философию и тем самым окончательно повлияла на формирование современной антинаучной парадигмы – буржуазного образа отражения реальной действительности. Эта парадигма сильно раздвинула и сильно укрепила позиции противоматериалистического, противонаучного мировоззрения современного обывателя.

 

Ответ на вопрос № 3

Я не знаю, какую философию сегодня исследуют и преподают студентам в российских университетах, но думаю, что марксистская философия, марксистские традиции если еще не со всех соответствующих кафедр изгнаны, то скоро это будет сделано.

А марксистские философские традиции состоят в том, что марксизм всегда отвергал негативную, всё отрицающую зряшную критику противоположных позиций. Марксизм и философия марксизма всегда стремились удержать рациональные положения и одновременно внести свои собственные, логически обоснованные суждения.

Что же касается иных философских традиций, то их вместе с марксистскими традициями ныне в России подчинила, подмяла, растворила парадигма эмпирио-мистического эмоционально-алогического образа отражения действительности.

В рамках этой парадигмы принято:

Ø     истину отождествлять с выгодой;

Ø     кажущиеся отношения между людьми выдавать за действительные;

Ø     постоянно настраивать эмоции обывателей на признание исторически отживших ценностей;

Ø     акцентировать всеобщее внимание людей на единичные случайные явления и следствия, выдавая их в качестве сущности причин реальной жизни;

Ø     опускать личность человека ниже нижнего порога цивилизации, на уровень варварства или скотоподобного состояния;

Ø     нагнетать в сознание людей неаргументированный антикоммунизм;

Ø     изгонять из сознания людей авторитеты научно-мировоззренческого характера;

Ø     формировать у людей ложную убежденность в абсолютной свободе и независимости личности в обществе;

Ø     формировать у людей веру в сверхъестественные силы, в их способности уберечь, защитить и помиловать человека от несчастий в жизни;

Ø     отбрасывать методы преемственности в науке, литературе, искусстве;

Ø     игнорировать общественную мораль и подменять её личным престижем…

Материальными носителями подобных традиций ущербного сознания общества ныне являются сотни лженаучных «академий», религиозных сект, тысячи мошеннических «научных центров», десятки тысяч колдунов, ведьм, шаманов и прочих мистиков, которые совместно со СМИ постоянно нагнетают в общественное сознание тяжелый туман мракобесия.

Уничтожение кафедр марксизма в образовательных учреждениях также становится хотя и антинаучной, но политически престижной традицией.

 

Ответ на вопрос № 4

Себя я идентифицирую с марксизмом.

Марксистскую философию коротко можно охарактеризовать как совокупность взглядов, выводов и умозаключений на историю человечества (общества), естественную природу и на человека (его мышление) через призму материалистической диалектики – современной теории развития.

В таком качестве марксистская философия, наложенная на конкретные общественные образования, природные процессы, деятельность человека и его мыслительные представления, является методологией, которая позволяет рассматривать объективную действительность исторически и всесторонне: какими были, какими стали, как взаимоувязаны процессы жизнедеятельности общества и человека, какие возникли тенденции дальнейшего существования общественных процессов и т.д.

Таким образом:

1.                     Марксистская философия (материалистическая диалектика, диалектическая логика и теория познания) – наука доказательная. Может истину показать во всем её объёме.

2.                     Марксистская философия благодаря диалектике в определении сущности конкретных явлений способна избежать субъективизма и односторонности.

3.                     Марксистская философия остается фундаментом научного материалистического мировоззрения и решительным образом отвергает во всех проявлениях идеализм, религию и всяческий мистицизм.

4.                     Однако в таком качестве марксистская философия может быть и была там и тогда, где и когда она, отвечая на вызов времени, отражала коренные процессы развития общества, улавливала тенденции и направления качественного изменения производительных сил и общественных отношений.

Современная марксистская философия, в том числе и философия советского периода, была в основном компиляторской.

Марксистская философия, как и идеология в целом в 70–90-е годы прошлого века, вследствие почти 100-процентной зараженности её материального носителя – советской интеллигенции мелкобуржуазными иллюзиями в отношении социализма, поддавшись влиянию плюрализма и деидеологизации (как интеллектуальной диверсии), не смогла заметить, выразить и поддержать тенденции качественного изменения советского социализма.

Мелкобуржуазные иллюзии теперь уже бывшей советской интеллигенции очень часто проявляются и на страницах уважаемой «Экономической и философской газеты».

А в конце прошлого века марксистская философия и идеология пошли в хвосте буржуазного антикоммунизма – пошлейшей, негативно-зряшной критики социализма, определяя его как тоталитарно-кризисно-застойное общество.

А между тем этот период был самым плодотворным, наукоемким, ресурсозатратным и одновременно – самым противоречивым периодом советского социализма.

В этот период, 70–90-е гг., наметились и совершались такие качественные изменения производительных сил социализма и ломки общественных отношений, при которых социализм окончательно освободился от объективно унаследованного от буржуазного общества влияния на эти силы и отношения, но главное – производительные силы и соответствующие общественные отношения по характеру и содержанию превращались в собственно социалистические.

Переход производительных сил и общественных отношений к собственно социалистическому содержанию совершался на материальной базе «безлюдных технологий» – автоматического и полуавтоматического производства и автоматизированного управления на основе массового внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ, АСУП, АИДП и т.д.), которые оснащались ЭВМ третьего-четвертого поколения советского производства.

Ответ на вопрос № 5

Изменять необходимо не методики преподавания философии в университетах и прочих образовательных учреждениях, а общественную систему, где будут востребованы научные, материалистические взгляды на объективную действительность.

Если общество находится на подъеме, его интеллектуальный потенциал богат и разнообразен, идеология обеспечивает этот подъём. Тогда народ Гоголя и Гегеля «с базара в дом несёт» и изучает марксистскую философию!

Когда же общество деградирует, интеллектуальный потенциал нации ослаблен, адепты обскурантизма беспрепятственно засевают интеллектуально-нравственные пути нации идеологическим чертополохом, то тогда народ и Гоголя, и Гегеля, и Пушкина, и Ленина выбрасывает на свалку и вместо философии потребляет в качестве эмоционально-духовного корма криминально-порнографическое месиво.

 

Михаил Валентинович

 Беседин