Обиженные люди
На привокзальной площади Челябинска имеется мемориальное сооружение. Это – памятная стела. На ней на трех языках – чешском, словацком и русском – выбита надпись: «Легионерам, погибшим на пути к Родине». Внизу, под подписью, дата: «17.5.1918 – 18.5.1919». Рядом, на отдельных прямоугольных каменных брусках, имена легионеров: речь идет о солдатах чехословацкого корпуса.
Их история начинается в годы Первой мировой войны, когда странам Антанты – в том числе царской еще России – на полях сражений противостоял Тройственный союз Германии, Турции, Австро-Венгрии. Чехословакия входила в состав Австро-Венгерской империи, но чехословаки не хотели воевать с русскими и переходили на сторону России. Из них и был сформирован чехословацкий корпус, или легион.
Как известно, Российская империя была побеждена, и уже советское правительство было вынуждено подписать Брестский мир. Чехословаки, согласно мирному договору, должны были покинуть РСФСР и сражаться на стороне Антанты далее – в Европе.
В РСФСР новая власть еще только становилась. В то же время она не встречала серьезного вооруженного сопротивления со стороны контрреволюционных сил: были отдельные, хотя и очень жестокие, но быстро сходившие на нет мятежи, шли местные бои с частью офицерства, но полномасштабной войны не было и близко.
Всё изменилось, когда взбунтовался чехословацкий корпус. Мятеж начался 18 мая 1918 года на станции Челябинск. Отлично обученные и вооруженные, чехословаки сметали слабые отряды красногвардейцев, вырезали членов советов и их семьи. Буквально за двадцать дней восстания чехословаки заняли крупный город – Самару. Особая опасность мятежа была и в том, что чехословацкий легион растянулся от Волги до Иркутска, парализовав единственную транспортную артерию страны. После всего этого советской власти оставалось только ожесточенно обороняться и принять жестокую меру против потенциальных сторонников контрреволюции – красный террор. Начавшаяся так гражданская война продолжалась шесть лет и стоила жизни восьми миллионам человек, в основном – гражданскому населению.
Как видите, стела установлена именно в честь мятежа. При этом городская дума Челябинска, с разрешения которой установлена стела, совершенно не захотела считаться с традициями нашей страны. Давайте вспомним их.
Во-первых, на иностранных солдат, пришедших на землю России, народы нашей страны реагировали всегда одинаково: брались за оружие и выгоняли их прочь. Так и случилось с чешскими легионерами в 1919 году. Во-вторых, никогда на нашей земле не ставились памятники в честь иностранных солдат. Даже в том случае, когда иностранные наемники сражались на стороне России, – как, например, немецкие рейтары в войске Ивана Грозного. Ну вот не хотят у нас видеть иностранных солдат – и всё тут!
Кроме того, есть аспекты нравственные и политические. Видимо, челябинская городская дума считает начало гражданской войны всерьез делом, достойным всяческого увековечения, а последовавшую гибель почти десяти миллионов человек – замечательным явлением. Установка же памятника иностранным войскам означает, в смысле политическом, поддержку челябинской городской думой права иностранных держав иметь свои интересы в России и защищать их вооруженной силой.
Словом, дело выглядело бы совершенно удивительным недомыслием, если бы оно было одно такое. Но вспомните мерзкие фильмы о Великой Отечественной войне, огульное охаивание всех примечательных личностей России. Это означает уже целенаправленную политику.
Это – политика, метод которой – манипуляция. Смысл в том, чтобы навязать свое мнение людям, которым это не только не нужно, но и откровенно вредно.
Как такое можно сделать, ведь люди не так уж и глупы? Действительно, будь большинство людей в состоянии просчитывать политические ходы подобно мастеру шахмат, то манипуляция не имела бы шансов. Беда в том, что такой расчет не под силу даже большинству политиков; что же говорить о рядовом гражданине? Но зато у него есть в запасе другое: нравственные и культурные ценности. Они содержат ряд стереотипов и шаблонов, схем и взглядов, руководствуясь которыми человек, обладающий более или менее здравым смыслом, способен избегать серьезных ошибок. Поэтому задача недобросовестных людей во власти – подорвать нравственность. Один из способов – поставить ценности под сомнение, навязать взаимоисключающие ценности – психологи называют это «вызвать у человека когнитивный диссонанс», шизофрения в миниатюре. И памятник чехословакам – как раз такое деяние. Возникает целый ряд противоречий. «Интервенция – это плохо», – говорит простой гражданин. «Неправда, интервенция в Россию – это хорошо!» – возражает гордума, ставя памятник интервентам. «Нельзя звать иностранца на помощь, надо решать свои внутренние дела самим», – говорит россиянин. «Вмешательство иностранцев в наши внутренние дела – это здорово! Пусть они решают, кому из россиян жить, а кому – умереть», – считает гордума. «Россия – суверенная страна», – говорит наш гражданин. «Неправда, – отвечает гордума, – у иностранца есть право вооруженной рукой отстаивать свои интересы в нашей стране».
Человек, потонувший в неразрешимых внутренних противоречиях, беспомощен перед манипулированием и его легко заставить сделать что угодно. Давайте посмотрим на конкретном примере, как работает против человека уничтожение духовных ценностей.
Вот «ЭФГ» в № 18-19 с.г. напечатала статью В. Наганова «Поглумились?». Сама статья написана отлично, имеет определенные художественные достоинства. Текст написан с откровенной целью – вызвать озлобление против власти. Но если вы захотите выяснить: а чем, собственно, недоволен Наганов, то удивитесь, как мало и избито он выскажется по этому поводу.
Очевидно следующее противоречие: много раздражения и ненависти и совершенно непонятно, чего хочется. «Битва за Россию»? Но в чем она? У России ведь много ипостасей. Ненависть ко всему плохому – совершенно неопределенно, ибо что есть плохое? Для разных людей плохи разные вещи. Плох «Путин и его друзья-миллионеры»? А сидящий в тюрьме глава ЮКОСа плох или хорош? Из статьи это непонятно. Единственное, что просматривается, – это обвинение властей в произволе: не разрешают ходить там, где хочется, и говорить то, что хочется. Как-то уж совсем по-детски.
Есть и другие противоречия. Например, Немцов, Касьянов, Ксения Собчак называются среди организаторов белоленточного движения. Но эти люди – как раз и часть, и порождение «режима жуликов и воров»! Что же получается – они зовут: «Идите бороться с нами»? Тогда зачем было вообще уходить с Болотной площади? Разделаться с частью «жуликов и воров» можно было прямо там. Это ведь просто классика жанра – вор кричит «держи вора!», а ведь как раз его-то и слушают!
Еще одно противоречие – отсутствие каких-то альтернатив власти. Раз власть столь плоха, как представляет дело автор, то надо ее смещать. Но нельзя же просто снести власть! И Наганов вроде бы не анархист… И тем не менее в статье ничего нет об этом, никаких предложений.
Схема манипуляции людьми из статьи Наганова вырисовывается очень простая. Есть недовольные, рассерженные и обиженные люди. Они выходят протестовать и получают удар милицейской дубинкой. И реагируют рефлекторно: тебя ударили – ты ударил. Всё банально, как в уличной драке.
Вот только политика – это не потасовка, не мордобой и даже не бокс. Если выходить на улицу просто от злости, от желания подраться с ОМОНом, то результат будет именно такой, какой случился с героями статьи: столько-то побитых, столько-то помятых, столько-то поколоченных. А когда протестующих станет намного больше, то они и взаправду смогут снести ненавистную власть. Но что же дальше? Власти нет, в стране раздрай, в регионах сепаратизм…
И нет ничего удивительного в том, что Навальному симпатизирует американский госдепартамент: такой слепой протест рассерженных людей, стремящихся просто свести счеты, полностью разрушителен и очень опасен. Причина проста: у разъяренного человека отключаются все ценности, весь здравый смысл, и он действует банально, без размышлений и стратегии, отвечает ударом на удар.
А дальше будет больше. Манипуляторы, ослепив часть людей и расколов таким образом общество, получают возможность стравить тех, кто стал жертвой их хитростей, и тех, кто сохранил здравомыслие и не стал связываться с ельцинским вице-премьером Немцовым и Собчак. При этом те, кто получил дубинкой, еще и чувствуют себя героями: как же, боролись и были биты!
Человек с поврежденными ценностями легко превращается в игрушку. Играть с ним, правда, опасно, ибо не известно, куда он кинется, но тут уж как повезет; для жуликов и обманщиков – самый рай. И стела, памятник интервентам в Челябинске, – это шажок недобросовестной части власти в уничтожении национальных ценностей, превращении человека в примитивное существо, живущее рефлексами и не способное осознавать смысл своих поступков.
Б.А. Марков,
кандидат физико-математических наук,
доцент
Челябинск
Комментарий «ЭФГ»: Напомним, что протестное движение усилилось в России не само себе, движимое жаждой разрушения и ненавистью, а было вызвано к жизни грубейшими нарушениями и фальсификациями со стороны власти на выборах. Кто-то может комфортно существовать в условиях тотальной лжи, успокаивая себя рассуждениями о целостности и стабильности. А кому-то перспектива длительного бессмысленного гниения представляется более ужасной, чем кратковременная анархия. Вторая категория людей будет продолжать протестную борьбу, невзирая на мнение Лубянки или Госдепартамента.