Bobrov38-12

Главная       Дисклуб     Наверх  

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ – ИЗОБРЕТЕНИЕ В ОСНОВНОМ РУССКОЕ

 

Черной неблагодарностью выглядит незнание большинством телезрителей имен и биографий тех, кто сотворил это диво ХХ века – телевидение. Воистину прав был один из них – Владимир Зворыкин, с горечью признавшийся еще в 70-е годы ХХ века: «Это чудо превратилось в чудовище, жертвы которого бесчисленны. Оно пожирает за сутки миллиарды человеко-часов, которые лучше бы потратить на более полезные и приятные занятия…».

Одно из «полезных и приятных занятий» – изучение жизненного пути первооткрывателей, учась у них упорству в достижении цели, в какой бы семье ты ни родился, в каких бы благоприятных или неблагоприятных условиях ни рос…

 

«Истинно русское изобретение. Кто подарил миру телевидение?» так озаглавлена статья Виктора Уварова в «Литературной газете» (№ 12, 2000 г.). Ответ на вопрос «кто?» лучше всего поискать в «Очерках истории телевидения» В.А. Урвалова (М., 1990) превосходной книге на эту тему, своего рода «сверхкраткой энциклопедии», написанной блистательным знатоком предмета. Что же увидим, листая текст? Множество представителей самых разных народов и стран. Но прежде всего бросятся в глаза три имени: Б.Л. Розинг (Россия), С.И. Катаев (СССР) и В.К. Зворыкин (США).

Борис Розинг (18691933) основоположник электронного телевидения, что признано и у нас, и за рубежом. 25 июля 1907 года он подал заявку на изобретение «способа электрической передачи изображения на расстояние». Вскоре (в 19091910 гг.) получил патенты в Англии, Германии, России.

Справка к биографии: родился он 10 (22) апреля 1869 года в Санкт-Петербурге, в семье коллежского советника Льва Николаевича Розинга, потомственного дворянина, чьи предки были выходцами из Голландии. Сменив несколько мест службы, занял наконец довольно высокий пост чиновника особых поручений при начальнике Главного штаба. Будучи человеком хорошо образованным, разносторонне развитым, следил за прогрессом науки и техники, а в свободное время сам строил различные механизмы и установки. Чердак дома превратил в своеобразную мастерскую, заполненную досками, инструментами, деталями каких-то конструкций. Здесь колдовал рядом с отцом и его наследник. Тут прикоснулся он к сфере инженерного дела, точным знаниям и навыкам.

Мать Бориса – Людмила Фёдоровна была культурной, по-старинному воспитанной женщиной, владела тремя иностранными языками, много читала и увлекалась музыкой. Занималась домашним хозяйством, растила детей –  дочерей Екатерину, Надежду (от первого брака Льва Николаевича), Александру и сына Бориса.

Дальше учеба в столичной Введенской гимназии. Окончил ее с золотой медалью. В 1887 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Среди лучших выпускников оставлен при кафедре на два года для подготовки к научно-педагогической деятельности. Но тянулся к исследовательской работе. Ради нее перешел в Технологический институт (Петербург).

Вот что вспоминал впоследствии о встречах с Борисом Львовичем Владимир Зворыкин: «Когда я был студентом (в 19071912 гг.), я учился у профессора физики Б. Розинга, который, как известно, первым применил электронно-лучевую трубку для приема телевизионных изображений. Я очень интересовался его работами и просил позволения помогать ему. Много времени посвящали мы беседам и обсуждению возможностей телевидения. Тогда я понял недостатки механической развертки и необходимость электронных систем». И еще: «Профессор Розинг открыл принципиально новый подход к телевидению. Его идея заключалась в использовании катодного луча, отклоняемого в вакууме с помощью электромагнитных полей».

Тем не менее пионеры «электрической телескопии» (термин Розинга) в большинстве своем продолжали и в 20-х, и даже 30-х годах поиски на «неэлектронных» ее путях. В 19281929 годах в США, Англии, Германии (в СССР в 1931-м) началось телевещание с механической разверткой изображения. Зрители все чаще и громче жаловались на изъяны «картинки» слабую яркость, низкую четкость, крохотные размеры. Ворчали: «Аппарат с почтовый ящик, а экран с почтовую марку». И приблизительно в середине 30-х годов механическое телевидение было оттеснено электронным.

К 30-м годам у дальновидных первопроходцев на этом поприще утвердилась убежденность в необходимости конструировать передающие электронно-лучевые трубки с одним важным усовершенствованием накоплением зарядов. Оно сулило многократно повысить чувствительность телевизионных установок. Авторское свидетельство на схему такой трубки с приоритетом от 28 декабря 1930 года получил ленинградский инженер А.П. Константинов. Но осуществить свой замысел в приборной форме для лабораторных испытаний, увы, не сумел. Слишком сложным оказалось требуемое изготовление многоячейковой мозаики с россыпью накопителей-микроконденсаторов по методу Константинова.

А 24 сентября 1931 года московский специалист С.И. Катаев подал авторскую заявку на свой вариант передающей телевизионной трубки с накоплением зарядов – более технологичный и перспективный. Ее главное отличие от конструкции Константинова состояло в применении дополнительного электрода «в виде сетки или решетчатой пластинки, находящейся вблизи общего электрода ячейковой панели со стороны падения на нее катодного луча, для того чтобы катодный пучок производил разряд отдельных конденсаторов путем вызывания вторичной эмиссии».

Учет вклада вторичной электронной эмиссии, как оказалось впоследствии, играл весьма существенную роль, подчеркивает В.А. Урвалов. В полном описании к авторскому свидетельству С.И. Катаева нашло отражение глубокое понимание заявителем процессов, протекающих в электронных телевизионных приборах. И еще: в научной публикации «Электронное телевидение» (журнал «Техника связи», № 11 за 1932 г.) Семён Исидорович указал на технологическую возможность изготовления мозаичного фотослоя способом катодного напыления серебра на пластинку из стекла или другого изолятора.

Тем временем за океаном своими достижениями в той же области прославился ученик Розинга Владимир Зворыкин, уехавший в 1918 году из России и осевший затем в США. Символ главного успеха тех лет иконоскоп; так окрестил Владимир Козьмич свою трубку с накоплением зарядов. Зворыкин и его сотрудники нашли удобный и эффективный способ изготовления важнейшей детали мозаичной мишени напылением серебра на слюдяную подложку и нагреванием ее в горячей печи. Тонкий слой этого металла при температуре плавления сворачивается в мельчайшие гранулы. Затем на серебряный слой наносится цезий, обладающий повышенной чувствительностью к свету. С противоположной стороны слюдяная пластинка покрывается сплошным металлическим слоем. Так каждый из крохотных фотоэлементов начинает служить заодно и микроконденсатором накопителем зарядов.

Если сравнивать, как водится, хронологически и чисто формально, то Зворыкин окажется здесь вторым, пусть ненамного, но всё же не первым. Заявку он подал 13 ноября 1931 года (Катаев 24 сентября), после чего получил патент США № 2.021.907 от 26 ноября 1935 года (Катаев авторское свидетельство СССР № 29.865 от 30 апреля 1933 года).

Правда, в США отмечены досужие разглагольствования, будто иконоскоп был в основе своей создан Зворыкиным еще в 19231925 годах, а в 1931-м и позже обрел лишь законченный свой облик. Сам Владимир Козьмич не развеивал подобные слухи, даже, напротив, поощрял их елико возможно. «Однако во всех этих утверждениях нет необходимой исторической достоверности и точности», убедился советский исследователь П.К. Горохов, тщательно изучивший зворыкинские разработки. Его заключение: «По времени заявки и выдачи патента и публикации в общедоступной литературе приоритет на изобретение передающей трубки с накоплением зарядов типа иконоскоп принадлежит Советскому Союзу». Как бы вторя опровержениям нашей печати, американский «Журнал Общества кино- и телевизионных инженеров» в статье «Пионеры телевидения. Владимир Козма Зворыкин» (№ 7 за 1981 г.) позволил себе возразить официальным летописцам Американской радиокорпорации: «Иконоскопа не было вплоть до 1931 года» (SMPTE journal, vol. 90, № 7, july 1981, p. 583).

В беседе с С.И. Катаевым («К 50-летию изобретения первой передающей ТВ трубки») корреспондент ежемесячника «Техника кино и телевидения» Л.В. Чирков обратился к Семёну Исидоровичу за разъяснениями по поводу естественного недоумения: 

В США и некоторых западноевропейских странах первой передающей ТВ трубке приписывают американское происхождение. А автором изобретения считают В.К. Зворыкина… Упорное игнорирование некоторыми специалистами за рубежом нашего первенства в изобретении иконоскопа нельзя объяснить плохим знанием исходных источников, поскольку этот вопрос поднимается не впервые и обсуждался не только нашей печатью. Хотелось бы услышать ваше мнение.

В тот момент, когда В.К. Зворыкин подал заявку на изобретение иконоскопа в американский патентный орган, материалы моей более ранней заявки еще не были опубликованы в общедоступной печати, отвечал профессор С.И. Катаев. Поэтому то обстоятельство, что американцы считают иконоскоп независимым американским изобретением, не противоречит существующим патентным правилам. Но то, что ими полностью замалчивается известное, более раннее советское авторство, давно уже ни у кого не вызывает удивления. Это не первый случай сознательного замалчивания приоритета русских и советских ученых…

В США (и не только там) Зворыкин прослыл «отцом телевидения». Что ж, он воистину гигант в этой отрасли техники. Но разве здесь он единственный в своем роде, а не один из родоначальников? Можно ли забывать о таких первопроходцах, как Розинг и Катаев?

У нас с живым профессиональным любопытством присматривались к успехам этого соотечественника за границей. В 1933 году видные наши радиоэлектронщики С.А. Векшинский и А.Ф. Шорин побывали в лаборатории Зворыкина в Кэмдене (США). В том же году (а затем и в 1934-м) Зворыкин приезжал в Советский Союз, выступал перед коллегами в Ленинграде и Москве. Наладились взаимообогащающие контакты. В частности, пристальное внимание В.К. Зворыкина привлекли достижения ленинградца Л.А. Кубецкого, сконструировавшего многокаскадный фотоэлектронный умножитель. По возвращении в США Зворыкин создал у себя аналогичный прибор.

Уровень таких изобретений у нас не ниже, а то и выше, чем в Америке, в чем-то мы явно впереди. Но, к сожалению, позади с хозяйственным их освоением. Конечно, на то есть свои причины. Давно ли преодолена послевоенная, послереволюционная разруха? Давно ли у нас началась индустриализация? Внедрение новшеств в производство за океаном идет расторопнее, чем у нас. А если они еще сулят скорую и верную прибыль, как зворыкинские, их гонят на рынок «зеленой улицей». И вот именно Зворыкин и его компаньоны в США создают первую в мире систему вещательного телевидения, основы которой перенимаются затем другими государствами, в том числе и нашим.

У нас «спускается сверху» решение в кратчайший строк ликвидировать отставание в данной области. На это мобилизуются (если надо, учреждаются) целые институты или хотя бы группы электронного телевидения, организуется особая лаборатория для разработки трубок типа иконоскопа. Среди теоретиков и экспериментаторов, ученых и инженеров по-прежнему продуктивно действует С.И. Катаев.

А как с финансированием? Его всегда не хватает. Хотя запросы отдельных участников обширной программы порознь могли бы выглядеть скромно. Кстати, когда у В.К. Зворыкина полюбопытствовали, сколько понадобится денег ему и его сотрудникам, чтобы перейти от обещаний к реальному воплощению проектов телевещания удовлетворительного качества, он прикинул: округленно 100 тысяч долларов. На деле же его фирма (американская радиокорпорация) потратила на это – на все про все – ни много ни мало 50 миллионов. О таких ассигнованиях Катаев и его товарищи не могли и мечтать.

В 1936 году Катаев едет на несколько месяцев в США, где участвует в обмене опытом и в изучении вопроса о закупках оборудования для наших заводов, выпускающих электронную аппаратуру. Посещает лаборатории Американской радиокорпорации. Неоднократно встречается со Зворыкиным. Преподносит ему свою только что вышедшую монографию «Электронно-лучевые телевизионные трубки» (М., 1936).

В 1940 году появляются два капитальных труда: в СССР – «Основы телевидения» под редакцией С.И. Катаева, в США – «Телевидение» В.К. Зворыкина и Дж. Мортона. Перевод сочинения тандема двух американцев вышел у нас под редакцией С.И. Катаева в 1956 году. Частый гость в СССР Владимир Козьмич, в этот очередной визит подвизавшийся гидом на Американской национальной выставке 1959 года в Сокольниках, мог получить свое 784-страничное детище в Москве у самого Семена Исидоровича.

…В США есть Русско-американская палата славы. Там увековечена память о живших и работавших в этой стране выдающихся россиянах. Первым удостоился такой чести В.К. Зворыкин (1889–1982), «дар России Америке», как аттестовала его тамошняя пресса. На торжества по этому поводу в Королевском колледже города Флошинга (штат Нью-Йорк) 29 октября 1978 года собрались представители местных властей и широкой американской общественности. Владимиру Козьмичу вручили специально выбитую медаль и бронзовую пластину, удостоверяющие, что ему присвоено звание «Заслуженный русский американец» и что его имя будет запечатлено должным образом в мемориальной галерее Флошинга. Доктора Зворыкина сердечно поздравили мэр Нью-Йорка Эдвард Коч, губернатор штата Хью Кэри, посланцы промышленных компаний, общественных организаций, включая Конгресс русских американцев, объединения казачества и т.д.

Разумеется, мы рады и горды, что так прославляют нашего знаменитого соотечественника на чужбине. Но невольно возвращаешься мыслью к нам, в Россию. Хорошо бы у нас придумали, как получше воздать должное не менее достойным, чем Зворыкин, творцам того удивительного чуда науки и техники, которое воцарилось в наших домах, да не только в жилищах – везде и всюду на планете, на всей Земле и даже в Космосе.

Вот передо мной хваленый биографический справочник Ю.А. Храмова «Физики» (М., 1983) – около 1200 имен! Есть среди них, разумеется, и Розинг, но нет Катаева, как нет А.П. Константинова, Б.П. Грабовского, Л.А. Кубецкого, других наших пионеров «электрической телескопии». Нет зачинателей цветного дальновидения А.А. Полумордвинова, Ю.С. Волкова и И.А. Адамяна, изобретателя видеозаписи Б.А. Рчеулова и т.д. и т.п.

В свое время «Просвещение» издавало добротные брошюры – персоналии о замечательных людях. Пример (достойный подражания) – «Б.Л. Розинг» В.И. Блинова и В.А. Урвалова (М., 1991). К сожалению, такой книжицы о Катаеве не было и нет. Между тем уроки его жизни интересны и поучительны.

Родился Семён Катаев 9 февраля 1904 года в посаде Елионка нынешней Брянской области, у Исидора Петровича и Пелагеи Алексеевны, мещан среднего достатка. Мать, домохозяйка из крестьян, умерла, когда Сене исполнилось 10 лет. Отец рано пошел «в люди», уже взрослым освоил грамоту, счет. В 1909 году Катаевы, гонимые нуждой, перебрались из Елионки в поселок Сулин (Донбасс), а оттуда – в станицу Великокняжескую (впоследствии город Пролетарск Ростовской области), куда их не раз приглашали родичи из казаков. Здесь, в краю степных черноземов, с пропитанием стало полегче.

В те годы, когда Владимир Зворыкин с дипломом Петербургского технологического института стажировался в парижском Коллеж де Франс, Сеня Катаев посещал церковно-приходскую школу и даже во сне не грезил о высшем образовании. Был отдан оттуда в 4-й класс реального училища, но занимался там всего полгода. После этого был пристроен в мальчики к купцу. Приносил из лавки ежемесячно рубля три – худо ли бедно, а все же подспорье в доме, где каждая копейка на учете.

Революция всколыхнула всю страну. Советская власть на Северном Кавказе укреплялась долго и трудно. Драться с белыми ушел и старший брат Семёна Платон. Остававшиеся в Великокняжеской Катаевы хлебнули лиха в ту тревожную и голодную пору. Сеня в 1918–1920 годах по малолетству служил на мирном фронте – в магазине общества потребителей. Исидор Петрович был ночным сторожем. Семья едва сводила концы с концами, но не теряла веры в скорые перемены к лучшему.

Переломным в судьбе паренька стало его сближение с комсомольцами, утверждавшими в станице советскую новь. Секретарь местной ячейки, приглядевшись любознательному и упорному Семёну, предложил ему учиться, написал рекомендацию.

В учреждениях Ростова-на-Дону, куда обязан был обратиться Семён Катаев, его откомандировали в Москву, в ГУВУЗ – Главное управление военно-учебных заведений.

Прибыв в столицу, он явился в ГУВУЗ, был поселен в общежитии и направлен на двухгодичные хозяйственные курсы. Но в конце 1920 года, когда Красная Армия сбросила врангелевцев из Крыма в море, курсы расформировали. Юношу демобилизовали, сняли с довольствия. Не без сложностей (была безработица) устроился на канцелярскую должность. Получил койку в общежитии. Вечера отдавал библиотеке, курсам подготовки в вуз. Наконец в 1922 году поступил в МВТУ.

C первых шагов в МВТУ Катаев организует и возглавляет электротехнический кружок. Еще студентом обнаруживает творческую жилку, придумывает усилитель всех частот, некоторые другие новшества. С 1926–1927 годов всерьез увлекается телевидением. Штудирует литературу по данному профилю. И рано или поздно не может не присоединиться к мнению Розинга: «В отношении катодной телескопии предсказания являются несравненно более благоприятными, чем в отношении механической», – подчеркивает тот в статье «Электрическое дальновидение» («Научное слово», № 8 за 1928 г.). Размышляя об этом, Катаев часто говорит и нередко спорит об этом с однокашниками, с преподавателями МВТУ, с сотрудниками Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ), где проходит практику в качестве стажера.

В 1929 году Семён Катаев получает диплом инженера-электрика по радиоспециальности и поступает на работу в ВЭИ, где уже давно слывет своим человеком. Здесь подключается к изысканиям под руководством известного радиофизика Б.А. Введенского.

Быстро выдвинуться в первые ряды крупнейших исследователей и изобретателей-телевизионщиков Катаеву помогают не только личные его достоинства – недюжинная одаренность, жадная любознательность. Чтобы эти добрые семена проросли и принесли свои плоды, нужны благоприятные внешние условия. Конечно, молодость Катаева не назовешь безоблачной, но жизненные итоги вопреки всем невзгодам отрадны. У него солидная теоретическая вооруженность, отточенные навыки конструирования, великолепная школа МВТУ и ВЭИ.

Перейдя в Московский электротехнический институт связи, С.И. Катаев в 1937 году создал и возглавил первую в СССР кафедру телевидения, которая начала подготовку научных и инженерно-технических кадров для ТВ. Уже в конце Великой Отечественной войны было принято правительственное постановление построить в Москве мощный телецентр – кадры для него  были выкованы кузницей Катаева. Ныне эта кафедра, которую возглавлял Катаев до 1987 года, носит его имя.

А теперь – опять о В.К. Зворыкине. Как ни парадоксально, в словаре Храмова «Физики» (1983) блистательно отсутствует… Зворыкин. Что, впрочем, неудивительно: как-никак эмигрант, а у нас десятилетиями сохранялось настороженное отношение к «бежавшим из Советской России». Лишь не так давно эта предвзятость отринута.

Владимир Зворыкин появился на свет в Муроме, и вот этот древний город на Оке в июле 1989 года масштабно отметил столетие до дня рождения знаменитого муромца. Торжественные мероприятия были организованы местными властями, Академией наук СССР и другими авторитетными учреждениями. Среди участников – коллеги и знакомые Владимира Козьмича, встречавшиеся с ним у нас в стране и за границей, его родственники, живущие в России и за ее пределами.

Во Дворце культуры состоялась юбилейная научно-практическая конференция. Вступительное слово произнес член-корреспондент АН СССР Н.Д. Устинов, директор Института истории естествознания и техники. Среди ораторов был и упомянутый здесь не раз В.А. Урвалов. Большой интерес вызвал своим рассказом племянник Зворыкина – В.Д. Наливкин, член-корреспондент АН СССР. Ленинградский геолог, он не углублялся в дебри радиоэлектроники, тонкости зворыкинских замыслов и свершений, а просто поделился воспоминаниями о «дяде Володе», который бывал у Наливкиных «на берегах Невы» неоднократно – при каждом своем визите в СССР.

И вот несколько штрихов к семейному портрету Зворыкиных. Родители Владимира были потомками старинных купеческих родов. Отец, Козьма Алексеевич, был крупным коммерсантом, хлеботорговцем и пароходчиком, с 1903 года – директором Муромского банка. Владимир был младшим чадом из семи братьев и сестер. Зворыкины вместе с прислугой занимали трехэтажный каменный особняк на берегу реки.

Азы общего образования Володя начал постигать в реальном училище. В каникулы летом охотно и подолгу плавал на пароходе – собственности Козьмы Алексеевича. Из удовольствия, на правах юнги, помогал чинить и обслуживать судовое электрооборудование во время рейсов. Так заинтересовался электротехникой. А по окончании училища в 1906 году решил поглубже заняться физикой и поступил в Петербургский университет. Вскоре, однако, перевелся на электротехнический факультет Петербургского технологического института, который лучше отвечал устремлениям молодого человека. Здесь встретился с Розингом…

Кульминационное событие муромских торжеств – открытие мемориальной доски на бывшем особняке Зворыкиных. Выбитый на ней текст гласит: «В этом доме родился и провел годы юности выдающийся ученый, основоположник телевидения, изобретатель в области радиоэлектроники Зворыкин Владимир Козьмич (1889–1982)». Прекрасная надпись, только хочется уточнить: один из основоположников…

Телевидение… Понятие общеизвестное, знакомое миллиардам людей, а как и когда появилось само это слово, закрепившееся рано или поздно в мириадах текстов и в простой повседневной речи? Вот опять цитата из «Очерков…» профессора В.А. Урвалова: «27 декабря 1899 года открылся Первый Всероссийский электротехнический съезд… С докладом «Телеграфирование без проводов» выступил изобретатель радио А.С. Попов. Обстоятельный обзор под названием «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)» сделал Константин Дмитриевич Перский, который, кстати сказать, повторяя этот доклад в конце 1900 года на международном конгрессе в Париже, ввел в международный обиход термин «телевидение» (television). Доклад был опубликован в Трудах конгресса на французском языке, и поэтому некоторые зарубежные историки утверждают, что автором термина «телевидение» был «француз Перски».

Опять конфуз с русским приоритетом! Избежать всяких казусов, ошибок, недомолвок и прочих погрешностей помогает точная, подробная и нестареющая книга Виктора Александровича Урвалова. Но пора бы издать настоящую, большую (пусть однотомную), подлинно всеохватывающую, фундаментальную, иллюстрированную (рисунки, фото) энциклопедию «Телевидение».

 

Лев БОБРОВ