ПРОВАЛЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ НЕВОЗМОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ БЕЗ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА
Я хочу начать именно с того термина, который раньше у нас обозначал всю экономическую теорию, с термина «политическая экономия». Не следует забывать первоначальный смысл этого термина. А он, с моей точки зрения, означает, что нельзя ограничиваться только анализом, пусть очень глубоким, только рыночных механизмов получения прибыли и ее распределения. Политическая экономия включает в себя и рыночные механизмы образования прибавочной стоимости и ее распределения, но она включает в себя и экономическую политику государства, то есть еще один фактор, который мы обычно упускали из виду в разработке теоретических моделей. И не случайно классики политической экономики именно это дали название. Ведь и в ту пору государство заведовало, скажем, налогами. А налоги, как известно, сильно влияли и влияют на экономическую жизнь. Государство заведовало и внешнеэкономической политикой, делая ее либо протекционистской, либо фритредерской. И это тоже, безусловно, сильно влияло и влияет на экономические процессы. Сегодня, когда мировую экономику потряс масштабный кризис, когда во всей человеческой цивилизации происходит макросдвиг, эти события заставляют нас обратиться к роли государства: и на практике, и в теории. Сегодня вопрос о роли государства и провалах рынка – один из центральных вопросов, на которые мы должны дать ответы. И здесь, как мне кажется, мы несколько отстаем от развития мировой политэкономической мысли. На Западе многие крупные ученые, например лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, всерьез обсуждают роль государства и его значение для того, чтобы провалы рыночной экономики можно было как-то преодолевать. Я думаю, и для нас очень важно решить, и на уровне теории, и на уровне практической политики, какую роль должно играть государство в оздоровлении нашей экономики, в ее модернизации, наконец, в оздоровлении всего общества. Потому что, с одной стороны, мы хотим осуществлять дальнейшую приватизацию, передавать все большее и большее число предприятий в частные руки, исходя из существующей концепции о том, что это наиболее эффективный путь использования собственности, с другой – мы сталкиваемся с провалами рыночной экономики, которые без участия государства просто нельзя преодолеть. Наиболее яркий пример – вопросы экологии. Многие экологические показатели, характеризующие в том числе и качество жизни, их динамика находятся в прямом противоречии с рыночными критериями эффективности. Но есть и другие примеры. За последние двадцать лет из страны, по разным оценкам, утекло от 1 до 2 триллионов долларов (а может быть, и больше). Это ценность, созданная нашим с вами трудом, нашей экономикой, и это произошло потому, что никаких разумных препон на пути легального и нелегального вывоза капитала из страны создано не было. А ведь решение подобного рода задач – прямая функция государства. Если государство не будет выполнять эту функцию, с проблемами такого рода справиться не удастся. Далее. Инфляция. Проблема, с которой мы до сих пор не можем справиться и которая, увы, измеряется отнюдь не теми официальными цифрами, которые нам преподносят, а цифрами куда более высокими. Кто в реальности может бороться с инфляционными процессами? – Государство. И не только с помощью традиционного набора мер монетаристской политики: ограничения денежной и кредитной эмиссии, но и другими способами. Например, с помощью разумного ограничения монополизма, борьбы с целым рядом злоупотреблений, которые проявляются в условиях проведения рыночной политики. Сегодня теоретики, которые думают о том, что плохо в рыночном капитализме, и о том, что нужно исправить, пишут о том, что главной угрозой является растущее неравенство между наиболее богатыми и бедными, растущая социальная дифференциация в обществе. Преодоление социальной дифференциации также невозможно без активного участия государства в решении этой задачи. Закончить же хочу следующим: наша политэкономическая наука в большом долгу перед обществом и государством. Те задачи в области экономической политики, которые нам предстоит решить на практике, должны быть предварительно продуманы и решены теоретически, на уровне теории. И этот наш долг еще не оплачен.
Олег Тимофеевич БОГОМОЛОВ, академик РАН, вице-президент Российской академии наук
|