Bondarev44-45-2007

Главная       Дисклуб     Наверх   

Чья работа?

Несправедливость со времен Адама Смита возросла тысячекратно

 

Уважаемый О.В. Науменко круто, в ключе современных боевиков, критикует теоретиков социализма («ЭФГ» № 28 за 2006 г.). Может, и поделом им. Но какой путь предлагает сам? Индивидуализировать труд, чтобы лучше учесть трудовой вклад каждого в созданном при его участии товаре. Но это невозможно! Труд всё более обобществляется, а не индивидуализируется. Хочет этого кто-то или нет, назад этот процесс не повернётся.

Рассмотрим житейскую проблему. Почти каждому из нас (городскому жителю, исправно платящему за услуги ЖКХ), подошедшему к умывальни­ку, полезно на минуту подумать над простым и банальным вопросом: а кто, собственно, доставляет воду прямо в квартиру? Холодную и горячую. Мы обнаружим две организации: Водоканал и Тепловые сети (котель­ную, теплоцентраль) как непосредственных участников предоставления ус­луг.

Для начала рассмотрим работу на примере известного мне Водоканала. Утверждённая в нашем городе норма потребления холодной воды из водопровода равна 140 литрам на одного человека в сутки. Для нашего территориально обособленного микрорайона с населением около 15 тысяч человек суммарная ее величина составляет: 140 х 15000 = 2100000 литров/сутки, или 87 т/час. Установленные насосы, типа бНДс, покрывают эту потребность в воде. На насосных работают два человека в смену – женщины. Днем прихо­дит еще слесарь, чтобы устранить появляющиеся дефекты, которых может и не быть. Есть ещё диспетчер. Персонал санитарной экспресс-лаборатории, контролирующей качество воды, тоже посчитаем за эксплуатационный – 1 человек в смену. Будем считать, что все эти люди «качают» воду. Итого получилось 4 человека.

Ремонтная бригада, устраняющая порывы на магистрали и в разветвленной сети водопровода, работает эпизодически. Ее работа направлена на восстановление проржавевших труб или по каким-то причинам вышедшего ава­рийно из строя какого-либо участка сети. Главным же образом она занимается плановыми ремонтами всего своего хозяйства. В их работе, как и у вышеупомянутого слесаря, много физического труда, однако он уже совершен в прошлом, материализован, и в текущем времени водопровод работает без их участия. Кроме того, все ремонты может производить подрядная организация. То есть будем считать, что в подаче воды ремонтники не участвуют.

Водоканал доводит воду только до дома, где стоит задвижка, после которой распределительная сеть по квартирам находится в ведении ЖЭКа. Задача работников ЖЭК – устранять неисправности арматуры, различные течи воды в сальниках, прокладках, «свищах» и т.д. Их к эксплуатационни­кам, «качающим» воду, тоже нельзя отнести, несмотря на то, что они работа­ют в смену «по вызову». Да и работают они в другой организации.

В самом Водоканале для организации и руководства, как и у всякого современного предприятия, имеется контора с бухгалтерией, плановым, кадровым и другими отделами, каждый из которых выполняет свои сугубо специфические дела: начисляют и выдают зарплату, планируют финансовые потоки, принимают-увольняют, обучают и повышают квалификацию, решают технические задачи, проблемы снабжения, охраны труда, охраны имущества предприятия и т.д. И всем надо платить зарплату. А зарабатыва­ют-то, казалось бы, только те 4 человека, «качающих» воду! А собственно, как же они её качают, что они делают?

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Например, работу женщин-операторов. Они хлорируют поступающую из автоматически работающих артезианских скважин в баки воду, следят за параметрами работы насосов, их исправностью, давлением и расходом, пускают и останавливают при не­обходимости, ведут журнал, выполняют другие работы, как это предписано им инструкцией или текущими распоряжениями сверху. Непосредственной физической работы – минимум, собственно с водой – нуль.

Между тем производится работа, согласно физике, равная: А = В х Н = 87000 х 6 = 5220000 Джоулей. Здесь В = 87000 литров, поднятые на высоту третьего этажа, Н = 6 метров. (Фактически же развивается давление до 60–70 метров водяного столба, способное поднять воду на 20-й этаж!) Допустим, что установленный Водоканалом расход за­вышен (это им выгодно) и мы можем рассматривать его как максимальный в утренние и вечерние часы. Эту выполняемую в эти часы работу в 5220000 Джоулей мы можем представить, например, как 8700 ведер воды (расход 87000 лит­ров в час), поднятые на 3-й этаж. Если допустить, что один человек спо­собен поднять 30 ведер в час (одно ведро за 2 минуты), то для выполнения работы потребуется в эти часы 290 человек. Это только на подъём, без гори­зонтального перемещения от водозабора до квартиры. Но людей, физически выполняющих указанную работу, мы не нашли! Чья же это работа?

Таким образом, начав с анализа трудового вклада каждого, мы пришли к проблеме совсем иной: объём совершаемой физической работы оказался на 2-3 порядка больше фактически выполняемого работающими в текущем времени. Следовательно, проблема должна состоять в осознании факта рабо­ты, выполненной технологией, в нашем конкретно случае – водопроводом. С водой-то трудилась только технология! Она трудилась и тогда, когда дежур­ные операторы наблюдали за её параметрами, записывали их в журнал, и тогда, когда они спокойно пили чай. Сейчас в экономической литературе это называют удобной фразой – «повышением производительности труда». Спросим: чьего труда конкретно? Если коллектива Водоканала, может быть, трудовой вклад каждого мы уже не оценим. Если отдельного человека, то ко­го: оператора или, может быть, директора? Кто-нибудь когда-нибудь видел директора, качающего воду, особенно при повышенной производительности труда? Трудно представить. У него специфическая работа в кабинете. Женщина-оператор ближе к воде. Но и она, как мы увидели, занимается работой по обслуживанию машин. Раньше, когда она действительно работала с во­дой, доставляя её в дом на коромысле, её работа была очень индивидуализи­рована, но малопроизводительна. Теперь, когда «производительность труда» у неё увеличилась в тысячи раз (мы допустили, что это её труд), она смотрит за параметрами работы насосной, а напрямую про воду забыла. У неё главное – показание приборов давления и расхода воды. Но она её не качает! Работа насосов может быть автоматизирована. Тогда и оператор окажется не нужен. Но производительность труда в Водоканале в целом увеличится. Таким образом, мы опять подошли к понятию «повышения производительно­сти труда» в коллективе в целом.

Но только этим дело не ограничивается. Представим, что однажды, открыв кран, вы воды не обнаружили. Вы хотели попить чай, но нет электри­чества, нечем греть. В досаде вы к телефону, но и он не работает. Разве такого или почти такого не бывает? Нет воды в водопроводе, потому что, допустим, сгорел трансформатор (как это было в 2005 г. на одной из подстанций Подмосковья) и обесточилась насосная Водоканала. Теперь мы вынуждены признать, что обеспечение водой зависит ещё и от других людей, тех, кто должен быть ответственен за своевременную замену действующего, но уже на 100% изношенного технологического силового оборудования. Оно очень дорогое. Трезвые головы бьют в колокола по поводу колоссального износа основных производственных фондов. Чтобы они работали и дальше, их надо срочно и систематически обновлять, модернизировать, разрабатывать и вво­дить новые технологии, вкладывать колоссальные деньги в простую замену миллионов километров проржавевших водопроводных, отопительных, кана­лизационных труб. А собственник придерживается принципа: выжать из людей и оборудования максимум прибыли и стать богаче. И никакого графика замены устаревшего хламья и траты денег не нужно.

Жилищно-коммунальное хозяйство превращается во всё более трудно излечимую болячку. Каждое наступление зимы ожидается с содроганием, по­добно вхождению всей территории России под управление невидимой враж­дебной силы – холода, которая проверяет все слабые места цивилизованного человеческого дома. Этой силе противостоит только спасательный отряд – МЧС. А плановых, эффективных мер не принимается. Правительство всё время печется о привлечении иностранных инвестиций, а собственные рос­сийские миллиарды, нужные здесь, дома, утекают за границу. Кого оно хочет обмануть? Количество миллиардеров в России быстро растёт. А капитал настолько стал «свободным» вместе со своим обладателем, что легко утекает за границу. Похоже, богатые короли Россию – свою Родину, давшую им богатство, за свой дом уже и не считают. И такие нравы царят в нашем «цивилизованном» доме, именуемом Россией.

В итоге получается, что за надежное обеспечение услуги по снабжению водой (теплом, электричеством) ответственны непосредственно не только Водоканал, тепло- и электросети, но и довольно большой и не очень опреде­лённый круг других производств и организаций. Труд по созданию услуг ЖКХ (как и во всём производстве) колоссально обобществлён. И как же его индивидуализировать при таком обобществлении? Реформаторы  индивидуализировали, вернулись в капитализм. Что теперь получилось?

А получилось «погано». Индивидуализировали не труд отдельных работников, а коллективы, обслуживающие высокопроизводительные технологические процессы. И если раньше, при ручном малопроизводительном труде собственник средств производства выдавливал прибавочный продукт непосредственно из каждого рабочего, то теперь, после обобществления труда на базе НТР, он выдавливает его в целом из коллектива, обслуживающего высокопроизводительные технологии. И чем новее технология, тем тысячекратно большую прибыль, принадлежащую коллективу, он у него отнимает. И растет пропасть между богатыми и бедными. По данным, озвученным 11 марта на «Временах» Познера, если олигарх среднего ранга увеличил богатство вдвое, то у рабочего, бюджетника, учителя, низкооплачиваемого богатство тоже вырастает... аж на 5 процентов! Вот и растет островок богачей быстро вверх, окруженный континентом низменности, переходящей в болото с пытающимися выбраться из него бедняками и уже не пытающимися, медленно тонущими в трясине устойчивыми бедняками. Вот к чему привела индивидуализация-приватизация!

Индивидуализация труда была на самых ранних этапах его развития. Например, во времена А. Смита: сколько кто сделал веретён или булавок, за столько и получил, если был спрос. Но социализма не построили. По мнению социалистов-утопистов, он в те времена представлялся так (насколько мне запомнилось из школы – по Оуэну):

Хочу я домик и доход

Не больше сотни фунтов в год.

Овцу, корову и телят,

Зелёный маленький лужок,

Куда б гонял их пастушок.

Как видите, он хотел совсем немного собственности, дохода и чтобы был пастушок, который всего этого, естественно, был лишен. Так представлялось общество социальной справедливости в те времена. И сегодня мы вер­улись к таким представлениям после развала СССР вновь, с той лишь разницей, что соотношение богатых и бедных (собственников с доходом и ли­шенных собственности пастушков) было 50/50, а теперь 50/50000. Следовательно, со времен А. Смита несправедливость капитализма возросла тысячекратно!

 

Алексей Михайлович

БОНДАРЕВ,

кандидат технических наук

 

МЫСКИ Кемеровской обл.