Чья работа? Несправедливость со времен Адама Смита возросла тысячекратно
Уважаемый О.В. Науменко круто, в ключе современных боевиков, критикует теоретиков социализма («ЭФГ» № 28 за 2006 г.). Может, и поделом им. Но какой путь предлагает сам? Индивидуализировать труд, чтобы лучше учесть трудовой вклад каждого в созданном при его участии товаре. Но это невозможно! Труд всё более обобществляется, а не индивидуализируется. Хочет этого кто-то или нет, назад этот процесс не повернётся. Рассмотрим житейскую проблему. Почти каждому из нас (городскому жителю, исправно платящему за услуги ЖКХ), подошедшему к умывальнику, полезно на минуту подумать над простым и банальным вопросом: а кто, собственно, доставляет воду прямо в квартиру? Холодную и горячую. Мы обнаружим две организации: Водоканал и Тепловые сети (котельную, теплоцентраль) как непосредственных участников предоставления услуг. Для начала рассмотрим работу на примере известного мне Водоканала. Утверждённая в нашем городе норма потребления холодной воды из водопровода равна 140 литрам на одного человека в сутки. Для нашего территориально обособленного микрорайона с населением около 15 тысяч человек суммарная ее величина составляет: 140 х 15000 = 2100000 литров/сутки, или 87 т/час. Установленные насосы, типа бНДс, покрывают эту потребность в воде. На насосных работают два человека в смену – женщины. Днем приходит еще слесарь, чтобы устранить появляющиеся дефекты, которых может и не быть. Есть ещё диспетчер. Персонал санитарной экспресс-лаборатории, контролирующей качество воды, тоже посчитаем за эксплуатационный – 1 человек в смену. Будем считать, что все эти люди «качают» воду. Итого получилось 4 человека. Ремонтная бригада, устраняющая порывы на магистрали и в разветвленной сети водопровода, работает эпизодически. Ее работа направлена на восстановление проржавевших труб или по каким-то причинам вышедшего аварийно из строя какого-либо участка сети. Главным же образом она занимается плановыми ремонтами всего своего хозяйства. В их работе, как и у вышеупомянутого слесаря, много физического труда, однако он уже совершен в прошлом, материализован, и в текущем времени водопровод работает без их участия. Кроме того, все ремонты может производить подрядная организация. То есть будем считать, что в подаче воды ремонтники не участвуют. Водоканал доводит воду только до дома, где стоит задвижка, после которой распределительная сеть по квартирам находится в ведении ЖЭКа. Задача работников ЖЭК – устранять неисправности арматуры, различные течи воды в сальниках, прокладках, «свищах» и т.д. Их к эксплуатационникам, «качающим» воду, тоже нельзя отнести, несмотря на то, что они работают в смену «по вызову». Да и работают они в другой организации. В самом Водоканале для организации и руководства, как и у всякого современного предприятия, имеется контора с бухгалтерией, плановым, кадровым и другими отделами, каждый из которых выполняет свои сугубо специфические дела: начисляют и выдают зарплату, планируют финансовые потоки, принимают-увольняют, обучают и повышают квалификацию, решают технические задачи, проблемы снабжения, охраны труда, охраны имущества предприятия и т.д. И всем надо платить зарплату. А зарабатывают-то, казалось бы, только те 4 человека, «качающих» воду! А собственно, как же они её качают, что они делают? Рассмотрим этот вопрос подробнее. Например, работу женщин-операторов. Они хлорируют поступающую из автоматически работающих артезианских скважин в баки воду, следят за параметрами работы насосов, их исправностью, давлением и расходом, пускают и останавливают при необходимости, ведут журнал, выполняют другие работы, как это предписано им инструкцией или текущими распоряжениями сверху. Непосредственной физической работы – минимум, собственно с водой – нуль. Между тем производится работа, согласно физике, равная: А = В х Н = 87000 х 6 = 5220000 Джоулей. Здесь В = 87000 литров, поднятые на высоту третьего этажа, Н = 6 метров. (Фактически же развивается давление до 60–70 метров водяного столба, способное поднять воду на 20-й этаж!) Допустим, что установленный Водоканалом расход завышен (это им выгодно) и мы можем рассматривать его как максимальный в утренние и вечерние часы. Эту выполняемую в эти часы работу в 5220000 Джоулей мы можем представить, например, как 8700 ведер воды (расход 87000 литров в час), поднятые на 3-й этаж. Если допустить, что один человек способен поднять 30 ведер в час (одно ведро за 2 минуты), то для выполнения работы потребуется в эти часы 290 человек. Это только на подъём, без горизонтального перемещения от водозабора до квартиры. Но людей, физически выполняющих указанную работу, мы не нашли! Чья же это работа? Таким образом, начав с анализа трудового вклада каждого, мы пришли к проблеме совсем иной: объём совершаемой физической работы оказался на 2-3 порядка больше фактически выполняемого работающими в текущем времени. Следовательно, проблема должна состоять в осознании факта работы, выполненной технологией, в нашем конкретно случае – водопроводом. С водой-то трудилась только технология! Она трудилась и тогда, когда дежурные операторы наблюдали за её параметрами, записывали их в журнал, и тогда, когда они спокойно пили чай. Сейчас в экономической литературе это называют удобной фразой – «повышением производительности труда». Спросим: чьего труда конкретно? Если коллектива Водоканала, может быть, трудовой вклад каждого мы уже не оценим. Если отдельного человека, то кого: оператора или, может быть, директора? Кто-нибудь когда-нибудь видел директора, качающего воду, особенно при повышенной производительности труда? Трудно представить. У него специфическая работа в кабинете. Женщина-оператор ближе к воде. Но и она, как мы увидели, занимается работой по обслуживанию машин. Раньше, когда она действительно работала с водой, доставляя её в дом на коромысле, её работа была очень индивидуализирована, но малопроизводительна. Теперь, когда «производительность труда» у неё увеличилась в тысячи раз (мы допустили, что это её труд), она смотрит за параметрами работы насосной, а напрямую про воду забыла. У неё главное – показание приборов давления и расхода воды. Но она её не качает! Работа насосов может быть автоматизирована. Тогда и оператор окажется не нужен. Но производительность труда в Водоканале в целом увеличится. Таким образом, мы опять подошли к понятию «повышения производительности труда» в коллективе в целом. Но только этим дело не ограничивается. Представим, что однажды, открыв кран, вы воды не обнаружили. Вы хотели попить чай, но нет электричества, нечем греть. В досаде вы к телефону, но и он не работает. Разве такого или почти такого не бывает? Нет воды в водопроводе, потому что, допустим, сгорел трансформатор (как это было в 2005 г. на одной из подстанций Подмосковья) и обесточилась насосная Водоканала. Теперь мы вынуждены признать, что обеспечение водой зависит ещё и от других людей, тех, кто должен быть ответственен за своевременную замену действующего, но уже на 100% изношенного технологического силового оборудования. Оно очень дорогое. Трезвые головы бьют в колокола по поводу колоссального износа основных производственных фондов. Чтобы они работали и дальше, их надо срочно и систематически обновлять, модернизировать, разрабатывать и вводить новые технологии, вкладывать колоссальные деньги в простую замену миллионов километров проржавевших водопроводных, отопительных, канализационных труб. А собственник придерживается принципа: выжать из людей и оборудования максимум прибыли и стать богаче. И никакого графика замены устаревшего хламья и траты денег не нужно. Жилищно-коммунальное хозяйство превращается во всё более трудно излечимую болячку. Каждое наступление зимы ожидается с содроганием, подобно вхождению всей территории России под управление невидимой враждебной силы – холода, которая проверяет все слабые места цивилизованного человеческого дома. Этой силе противостоит только спасательный отряд – МЧС. А плановых, эффективных мер не принимается. Правительство всё время печется о привлечении иностранных инвестиций, а собственные российские миллиарды, нужные здесь, дома, утекают за границу. Кого оно хочет обмануть? Количество миллиардеров в России быстро растёт. А капитал настолько стал «свободным» вместе со своим обладателем, что легко утекает за границу. Похоже, богатые короли Россию – свою Родину, давшую им богатство, за свой дом уже и не считают. И такие нравы царят в нашем «цивилизованном» доме, именуемом Россией. В итоге получается, что за надежное обеспечение услуги по снабжению водой (теплом, электричеством) ответственны непосредственно не только Водоканал, тепло- и электросети, но и довольно большой и не очень определённый круг других производств и организаций. Труд по созданию услуг ЖКХ (как и во всём производстве) колоссально обобществлён. И как же его индивидуализировать при таком обобществлении? Реформаторы индивидуализировали, вернулись в капитализм. Что теперь получилось? А получилось «погано». Индивидуализировали не труд отдельных работников, а коллективы, обслуживающие высокопроизводительные технологические процессы. И если раньше, при ручном малопроизводительном труде собственник средств производства выдавливал прибавочный продукт непосредственно из каждого рабочего, то теперь, после обобществления труда на базе НТР, он выдавливает его в целом из коллектива, обслуживающего высокопроизводительные технологии. И чем новее технология, тем тысячекратно большую прибыль, принадлежащую коллективу, он у него отнимает. И растет пропасть между богатыми и бедными. По данным, озвученным 11 марта на «Временах» Познера, если олигарх среднего ранга увеличил богатство вдвое, то у рабочего, бюджетника, учителя, низкооплачиваемого богатство тоже вырастает... аж на 5 процентов! Вот и растет островок богачей быстро вверх, окруженный континентом низменности, переходящей в болото с пытающимися выбраться из него бедняками и уже не пытающимися, медленно тонущими в трясине устойчивыми бедняками. Вот к чему привела индивидуализация-приватизация! Индивидуализация труда была на самых ранних этапах его развития. Например, во времена А. Смита: сколько кто сделал веретён или булавок, за столько и получил, если был спрос. Но социализма не построили. По мнению социалистов-утопистов, он в те времена представлялся так (насколько мне запомнилось из школы – по Оуэну): Хочу я домик и доходНе больше сотни фунтов в год. Овцу, корову и телят, Зелёный маленький лужок, Куда б гонял их пастушок. Как видите, он хотел совсем немного собственности, дохода и чтобы был пастушок, который всего этого, естественно, был лишен. Так представлялось общество социальной справедливости в те времена. И сегодня мы верулись к таким представлениям после развала СССР вновь, с той лишь разницей, что соотношение богатых и бедных (собственников с доходом и лишенных собственности пастушков) было 50/50, а теперь 50/50000. Следовательно, со времен А. Смита несправедливость капитализма возросла тысячекратно!
Алексей Михайлович БОНДАРЕВ, кандидат технических наук
МЫСКИ Кемеровской обл.
|