Идеология русского патриотизма
1. Понимание “национализма” и “патриотизма”
Второй год в стране существует партия “Патриоты России”. Перед ней стоит задача, с которой не справилась КПРФ: объединить для борьбы за социальную справедливость всех патриотов страны независимо от их религиозной, классовой или этнической принадлежности. Для этого необходима идеология русского патриотизма, отсутствие которой у коммунистов служит причиной того, что они терпят одно поражение за другим. Сегодня становится всё более очевидным, что основная угроза для нашей страны проистекает от мировоззренческого кризиса, кризиса идеологии, выражающегося прежде всего в утрате обществом вековых традиций, в дезориентации в политических, экономических и культурно-идеологических ценностях и, наконец, в потере обществом смысловых ориентиров своего существования и развития. Причины этого кризиса носят глубинный характер, но непосредственно он порожден идеологической беспомощностью российской правящей элиты. Сегодня и сама правящая элита, кажется, начинает это понимать. После краха коммунистической идеологии и провала попытки “демократов” навязать идеологию псевдолиберализма и космополитизма, значительная часть нашего народа оказалась вне влияния какой-либо идеологии. Традиционные религии, несмотря на их оживление, проявляют неспособность заполнить образовавшийся идеологический вакуум. Но природа, как известно, не терпит пустоты. Возникает масса всевозможных деструктивных сект, возрождается язычество, оккультизм – общество на глазах опускается в пучину мракобесия, дикости и духовного опустошения. Становится всё более очевидно: спасение возможно только при выходе на новую идеологию, которая, унаследовав всё позитивное, что есть у существовавших и существующих идеологий, в то же время преодолевала бы их недостатки и благодаря этому обладала бы способностью скрепить распадающееся общество. Общественная мысль вот уже второе десятилетие бьется над выходом из мировоззренческого тупика путем поисков русской идеи, способной стать основой новой идеологии. Но мало чего достигла. А ларчик, как говорится, просто открывался: русская идея – это идея русского патриотизма. Наивно было бы думать, что эта мысль не приходила до сих пор никому в голову. Вся трудность здесь заключается в правильном понимании: что такое русский патриотизм? Более того, проблема возникает еще раньше – при выяснении того, что такое патриотизм вообще. До сих пор не выработаны общепринятые понятия: “патриотизм”, “национализм”, “этнос”, “нация”. В связи с этим исследователи национальных отношений часто путают и четко не различают эти понятия. Недавно господствовавшая у нас марксистско-ленинская идеология осуждала национализм угнетающих наций и одобряла национализм наций угнетенных, т.е. осуждала идеологию национальной исключительности и национального превосходства одних и одобряла ту же и идеологию других народов. Отсутствует четкое определение указанных понятий не только у нас, но и за рубежом. В результате сами патриоты нередко называют себя националистами, а националисты величаются патриотами. Пора внести большую четкость в понимание рассматриваемых социальных явлений, тем более что имеются ученые, пытающиеся доказать идентичность понятий “патриотизм” и “национализм”. В общественном сознании давно укрепилось отношение к национализму как к негативному явлению, нацеленному на ущемление интересов других этносов, наций, на паразитизм за их счет. И зачем нужно доказывать обратное, доказывать, что национализм и патриотизм – это одно и то же или почти одно и то же? При этом сами доказывающие вынуждены постоянно оговариваться, что речь ведут не о “плохом национализме”, а о “нормальном”, “естественном”, “здоровом”, “культурном” и тому подобном национализме. Примером такой ненужной борьбы за оправдание понятия “национализм” может служить, к сожалению, статья Евгения Троицкого (см. П.Н. Ковалевский. Психология русской нации. М., 2005, с. 3–31). “К сожалению” потому, что статья представляет собой замечательное исследование “русского вопроса”, осуществленное на базе теоретического наследия П.Н. Ковалевского. От понятия “нормальный национализм” следует отказаться, поскольку оно затушевывает различия и противоречия, существующие между национализмом и патриотизмом, доходящие до антагонизма. В тактическом плане позиции и интересы националистов и патриотов в чем-то могут и совпадать, но в стратегическом – они не совместимы. В настоящее время между русскими националистами и патриотами можно найти немало общего в понимании того, в каком притесненном состоянии находится русский народ и что необходимо решительно покончить с этим притеснением. Именно это обстоятельство приводит часть патриотов к путанице понятий “патриотизм” и “национализм”, которая неизбежно ведет к серьезным и теоретическим, и практическим ошибкам. Но дело не только в добровольных заблуждениях. Есть идеологические силы, заинтересованные в нарочитом запутывании и искажении указанных понятий. Речь идет о таких идеологиях, как космополитизм и национализм. Первая из этих идеологий заинтересована в дискредитации патриотизма и даже в отрицании возможности его существования, вторая – в извращении его смысла. Именно в этих целях введено в обращение понятие “национал-патриотизм”, стирающее различие между патриотизмом и национализмом. Космолибералы используют его для очернения патриотизма, сводя его суть к национализму, а националисты пытаются обелить себя, представляясь патриотами. В данном случае мы имеем дело с одним из приемов совместной борьбы космолиберализма и национализма с патриотизмом. Четкое разведение понятий “патриотизм” и “национализм” имеет принципиальное, научно-идеологическое значение. Иначе невозможно занять правильную идеологическую, а значит, и политическую позицию по отношению как к союзникам, друзьям патриотов, так и к противникам, врагам. Что же такое патриотизм? На Западе вместо патриотизма нередко используется понятие “идентификация личности”. Применение такого понятия в принципе допустимо, поскольку любовь к Отечеству есть не что иное, как способность личности идентифицировать себя на чувственно-сознательном уровне с определенной, исторически сложившейся общностью людей и природными условиями ее существования. Однако в данном случае понятие “патриотизм” зауживается, сводится к характеристике личностных качеств человека, тогда как патриотизм – явление личностно-социальное, идеологическое. Есть все основания рассматривать патриотизм и как национальное самосознание личности и как идеологию – самосознание нации, т.е. систему взглядов, идей осознающих и оценивающих отношение людей к своей нации, к другим народам и служащих средством патриотического воспитания. Не меньшее идеологическое значение имеет внесение четкости и ясности в понимание того, что такое этнос и нация и в чем существенное различие между ними. Науке давно известно, что историческое развитие человеческих общностей шло от родоплеменного этапа к этническому, а затем к национальному. Однако до сих пор не только в общественном, но и в научном сознании отсутствует достаточно четкое понимание различия между этносом и нацией, и эти понятия нередко выступают в качестве синонимов. Так в чем же сущностная разница между этносом и нацией? Что касается этноса, то он несет в себе живые следы родоплеменных отношений, из которых он вырастает. Это проявляется в его кланово-сословной социальной структуре, в многообразии диалектов, в заметных региональных различиях культурных традиций (в частности, в культуре одежды) и т.д. Этнос (народность) представляет собой общность людей, основная жизнь которых протекает внутри родственно-корпоративных структур: в больших патриархальных семьях, в кланах, в сословиях. Межкорпоративные – товарно-денежные, политические, культурно-идеологические отношения играют при этом вспомогательную роль. Они целиком подчинены корпоративным интересам, и прежде всего интересам господствующих сословий. На определенном этапе своего развития этнос начинает перерастать в нацию. Особенности этого перерастания в большой степени зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает этот процесс. Основателем большинства современных наций был либо один этнос, либо несколько родственных этносов. Формирование наций всегда сопровождалось образованием крупных многоэтнических государств, нередко приобретавших имперский характер. В процессе перерастания этноса в нацию он – этнос – обнаруживает открытость для сближения и даже слияния с другими этносами на определенных условиях, а именно на условиях принятия национального языка, культуры, национальных экономических и политических интересов. Другой важной чертой этноса, перерастающего в нацию, является его способность развивать свою культуру за счет лучших достижений культур других этносов, за счет адаптации с этими культурами. Образование нации означает начало нового исторического этапа. Теперь в жизни людей существенно возрастает роль межкорпоративных – экономических, политических и культурно-идеологических отношений: из них формируются соответствующие сферы общественной жизни со своими особыми запросами и интересами. Нация, вырастая из этноса, утрачивает некоторые сущностные этнические черты, например единство родоплеменного происхождения ее членов, единство веры, но сохраняет многие другие, такие как единство исторических судеб и борьбы за существование, единство языка, единство культуры, единство территории, и, наконец, приобретает новые: единство экономической жизни, новое, основанное на демократических принципах единство политической организации, единую национальную идеологию. Сущностными чертами национальной идеологии являются, во-первых, осознание общности политических, экономических и культурно-идеологических интересов, во-вторых, понимание несправедливости унаследованных от этноса сословных привилегий и необходимости борьбы с ними. Предложенное выше понимание этнического и национального этапов развития общества позволяет глубже постичь сущность патриотизма и национализма. Что касается патриотизма, то он присущ социальной жизни и на этническом, и на национальном ее этапах. Он представляет собой любовь к своему отечеству, к своему народу и убежденность, что свои нужды и проблемы народ может удовлетворять и решать за счет своих внутренних природных и человеческих ресурсов и путем сотрудничества с другими народами. Патриотизм при перерастании этноса в нацию существенно меняется. Особенностью этнического патриотизма является то, что он зиждется не столько на интересах этноса в целом, сколько на интересах господствующих сословий, т.е. он является во многом патриотизмом этнократическим. На этапе интеграции родоплеменных структур и образования ими этнической общности этнократический патриотизм, безусловно, играет позитивную роль и представляет собой прогрессивное явление. Но затем, при перерастании этноса в нацию, этнический патриотизм обнаруживает свою противоречивость: он способен превратиться в национальный патриотизм, но может при определенных условиях приобретать узко сословный антисоциальный характер. Если он, по тем или иными причинам, не перерастает в национальный патриотизм, то оказывается тормозом развития этноса, т.е. становится консервативным, а затем и реакционным явлением, т.е. превращается в свою противоположность – в национализм. Национализм можно рассматривать как своего рода инфантильность, характеризующуюся отсталостью развития национального самосознания у определенной части этноса. Как нарциссизм и предельный эгоизм личности говорит о ее социальной незрелости и неполноценности, так и национализм есть проявление незрелости и ущербности национального самосознания. Наличие национализма свидетельствует, что народность еще только перерастает в нацию, а последняя еще не стала вполне зрелым социальным явлением. Если этнократическому самосознанию присущ патриотизм и в то же время не чужд и национализм, то национальное самосознание, по самой своей сути, патриотично и исключает национализм. Понятие “национализм” возникло в связи с тем, что переход этноса в нацию нередко сопровождается рецидивами этнократического национализма. Так что национализм – явление не только не национальное, но и не этническое, а этнократическое. Если патриотизм является национальным самосознанием, национальной идеологией, то национализм – самосознание и идеология наиболее консервативных, реакционных этнических сил, представляющих собой ту часть этноса, которая обнаруживает неспособность к развитию, к перерастанию в нацию. Отношения между патриотами и националистами на первый взгляд просты и очевидны, поскольку их устремления прямо противоположны: никакие союзы между ними и никакие совместные действия невозможны. На самом деле не всё так просто. Когда тот или иной народ оказывается в состоянии национального угнетения, то позиции патриотов и националистов в борьбе против этого гнета совпадают и между ними возможен союз. Однако союз этот может носить только оперативный, а не стратегический характер. Враждебно противопоставляя свой народ другим народам, националисты действуют в ущерб истинным интересам своего народа. Правильное понимание того, что такое “национализм” и “патриотизм”, “этнос” и “нация”, может и должно стать основанием для решения многих проблем, возникающих при разработке идеологии патриотизма. В частности, появляется возможность увидеть, что из всех народностей – этносов бывшего Советского Союза только русский этнос, хотя и не полностью, перерос в нацию и только он на сегодняшний день способен создать полноценную национальную государственность, тогда как другие этносы еще только встали перед проблемой формирования национальных отношений. Эти и другие вопросы идеологии патриотизма, конечно, нуждаются в специальном рассмотрении.
Евгений Тимофеевич БОРОДИН, доктор философских наук, член-корр. Международной славянской академии
СЕВАСТОПОЛЬ
|