О ПУТИ РОССИИ (Ответ на предложение «АиФ» № 5, 2008)
Вот уже второе столетие, как Россия прошибает лбом завесу будущего. Ее самобытность не в особом пути, якобы предначертанном с языческих или монархических времен. Задержавшись на старте, по полной пройдя общеположенные версты (крепостничество и буржуазный подъем), она с начала ХХ столетия вошла в мировую историю как разведчик всеобщего развития, со всеми присущими этой роли неожиданностями (революция, гражданская война, НЭП; упоение строительством: индустриализация, коллективизация, культурная революция; упоение властью: тоталитаризм, репрессии; далее – Великая Отечественная, восстановительный период, попытка коммунистического взлета). При всем этом высшая научность философско-нравственного обеспечения и подлейшие (без обратной связи) способы управления. Любой стране всего этого хватило бы, чтобы умереть, исчезнуть, раствориться. Но мы еще не умерли. Бьемся в конвульсиях, сопротивляемся обратной тяге, когда воспрянувшие извне и из прошлого силы захлестывают, злобствуют и упиваются якобы окончательной победой. Может, и в самом деле лучше отказаться?.. Можно, конечно. Но когда разведчик погибает, гибель грозит всей армии. В нашем случае – человечеству. Мы ведь не только разведчики, но в некотором смысле и спасители. По призванию, с одной стороны, и по таланту, с другой. Именно наш отказ-отречение будет означать смерть. И не только нашу. Особенность нашей биографии в том, что у нас не было времени осмотреться. Призыв «АиФ» симптоматичен. Это очень нужно нам. Но не властям: им всегда всё ясно и у них всегда всё правильно. А ведь ростки уже были. Но их не заметили. А сегодня они потоптаны, смяты. Суетливой стяжательской беготней взад-вперед, вкось и поперек, наперегонки. Но подняться они всё же смогут. Эти люди еще живы, они осматриваются. Рождаются новые. Впервые о них заговорил в конце 50-х В. Дудинцев в книге «Не хлебом единым», а потом напомнил своим фильмом С. Говорухин. Это – рационализаторы и изобретатели. Кто они такие? Почему вообще появились? Нужны ли они? И зачем, если есть ученые, всякие там науки, супернанотехнологии? Какова же их роль в жизни общества? Ведь зачем-то они нужны, раз появились. В предвоенном 1940-м их численность составляла 526 тысяч человек, в послевоенном 1950-м – 555 тысяч. А уже через десять лет, т.е. накануне программного строительства коммунизма, – почти два с половиной миллиона (2431 тыс.). Перед пресловутой «перестройкой» – около 14 млн (данные ЦС ВОИР того времени). Разве не поразительно?! Вдумайтесь: если прежде все известные классы в обществе формировались тысячелетиями и столетиями, то новый слой в СССР буквально за три с половиной более или менее спокойных десятилетия, сложившись, превратился в мощную подвижническую силу, роль которой значительно превосходит ее численность. И вот опять всё перекорежившая, всё сломавшая выходка сверху – «перестройка». А затем – «либерализация». Ну что у них там зудит? Что за нетерпеж? Всё след свой хотят оставить в истории, перегибая и ломая ее через коленку. Давайте, наконец, спокойно разберемся, что же собой представляет опыт России в общеисторическом развитии человечества. Без патриотических слюней, либерального визга и псевдокоммунистического доктринерства. Причины больших событий вызревают долго. Россия так натерпелась от крепостничества, что буржуазная перековка ее населения быстро избавила его от иллюзий и надежд, дав понять, что новый эксплуататор ничуть не лучше своего предшественника. И в 1905-м восстали рабочие, выходцы из деревень. А в 1917-м – военизированное в мировой войне крестьянство и уже сложившийся в столицах пролетариат. Революция была неизбежна, и она не есть большевистский переворот. Она не выдумка, а следствие. Она – естественный результат и неоспоримый факт. И хватит ломать копья. Она свершилась, чтобы жить лучше. Как свершаются все революции, в том числе и наша, ближайшая, в 1991 году, названная номенклатурными демагогами «контрреволюционным переворотом», но которая, по своим целям и участникам, была элементарно народно-демократической, при поддержке огромной массы настоящих коммунистов, без чего она попросту не победила бы. Революции свершаются не только против чего-то, но и ради чего-то. То, ради чего свершилась социалистическая, открылось, в силу перегруженности нашей истории долгими и тяжкими трагедиями, с превеликой, в несколько десятилетий, задержкой. И признаком этого позитивного смысла явилось именно зарождение никем не планируемого, непредвиденного массового рационализаторского и изобретательского движения, которого до этого нигде, ни у кого и никогда в таком масштабе не было. Смысл этого позитива чрезвычайно прост. Мало изъять сами по себе стареющие средства производства из собственности капиталистов и помещиков. Важно развивать их дальше и непрерывно. Мало также смысла и в самой революции, если на себя после нее приходится трудиться с большим напряжением и износом, чем на капиталиста и помещика. Общественная собственность породила в себе творческую активность масс. Революция поэтому не просто и не только протест, но и введение в новую историческую задачу: от экспроприации средств производства перейти к их непрестанному совершенствованию и обновлению, соответственно от физического, изнурительного использования работника переходить к развитию и использованию его умственных способностей и творческих дарований. Именно такой труд не только «сберегает народ» (термин А. Солженицына), но и развивает его, поднимая на новую высоту человеческой субстанциальности и ценности. Труженик оказывается способным к деятельности, которая прежде считалась исключительно привилегией господствующих классов и слоев. Но в какое положение были поставлены новаторы правящим чиновничеством в СССР? Они были вынуждены обивать пороги бесконечных инстанций, прося хотя бы даром взять идею ради пользы дела. Способствуя повышению производительности труда («самого главного, по определению Ленина, для победы нового общественного строя») в десятки, сотни, тысячи раз, они встречали глухое сопротивление руководства, предпочитавшего повышать нормативы и снижать расценки ради жалкого повышения текущих показателей. В Новочеркасске расстреляли народный протест, а новаторам, решающим его проблемы, показывали отворот-поворот. Экономисты рассматривали экономику в отрыве от человека и потому позволили политике загнать ее в тупик. Сегодняшний выход – это не выход. Это ложный путь. История развивается по закону преемственности движущих сил. Речь уже не о коммунистических ценностях, порядком извращенных. Теперь – о спасении страны, да и человечества в целом. «Либеральные реформы», особенно в нашем исполнении, это не созидательная политика, а потребительская, развращенная дележка созданного наследия. А еще точнее – конкурентное разграбление всеобщего достояния. Концентрация капиталов с последующим переводом их на новые технологии и параллельно на социальную благотворительность (повышение зарплат, пенсий и других выплат) – еще более сомнительный фантом, чем построение коммунизма путем интенсификации труда. Необходимо преодолеть навязанные, лживые приоритеты, чтобы перейти от воровского (как присвоить да разбогатеть) творчества хапуг к массовому позитивному, созидательно-конструктивному (во имя общего блага) творчеству. Люди, разумеется, имеют право жить богато и привольно, но вопрос – каким способом и за чей счет. На то есть два предложения. Во-первых, необходимо ввести к зарплате работника-новатора постоянное дополнительное денежное отчисление от экономического эффекта его предложения и выплачивать его до тех пор, пока идея приносит доход, будь то на частном или государственном предприятии. Это отчисление явится оплатой предшествующего неучтенного труда, что повысит заинтересованность рационализатора и изобретателя в подаче, быть может, меньшего количества, но зато более фундаментальных предложений, поскольку они будут означать более весомые отчисления. Тогда, по совокупности, широкая техническая революция не заставит себя долго ждать и справедливость к новаторам обернется для всех нас возрастающими благами. Во-вторых, когда эти отчисления сделают бессмысленной обычную заработную плату и человек сможет жить на средства от новаторских идей, тогда вообще его следует освободить от официальной, регламентированной занятости на предприятии с правом свободного и самостоятельного посещения своего и других предприятий по собственному желанию и соответствующим образом оформленному мандату. Это будет свободный труд свободного человека! Как у писателя, художника, композитора. И более эффективный вне чиновного подчинения и принуждения. Тогда у него появится время постоянно расширять и углублять свои знания, забираться в новые сферы человеческой деятельности, развивая свои способности и таланты, разделять домашний труд и воспитание, свободно общаться, увлеченно заниматься спортом, следить за окружающей средой. Да мало ли! Душа избавится от зависти, корысти, стяжательства, расцветет положительными эмоциями, счастливым мироощущением. У общества появится возможность сокращать сменную занятость для остальных тружеников, понижать пенсионный порог на употребление физической рабочей силы, удешевлять потребительские цены, избавляться от социальной конфликтности и преступности. Человечество постепенно вступит в новую, бесклассовую, мега-эру своего развития. Его история началась с изобретения каменного топора. Теперь, когда творческая способность стала всеобщей принадлежностью, она начнется с изобретения новых чудо-орудий, которыми оно прорубит окно в космос. Но прежде… пусть наши великие честолюбцы Горбачев и Гайдар принесут народу свои извинения за недальновидную и деструктивную политику, стоившую нам не меньших потерь и несчастий, чем от сталинской диктатуры. Наша трагедия не в том, что мы не знаем и не можем, а в том, что нам не дают знать и мочь. Нам многое по силам, если бы только нам адекватных правителей. И сегодня тоже.
Марк Васильевич Бойков
20 февраля 2008 г.
|