ЧЕЛОВЕК: МЕЖДУ СПОСОБНОСТЯМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ Нет, проблема не между душой и телом, как сказал Платон. Она – между способностями и потребностями, как сказал Маркс. И это новый шаг в понимании человека! Закладываемые еще до рождения биологическими родителями, средой обитания и даже историей способности и потребности формируются затем как противоречивое единство двух ведущих начал человека: созидательного и потребительского. Если в ребенке довлеют и поощряются потребности, из него вырастает потребитель. Если в нем активнее проявляются и поддерживаются способности, в нем формируется созидатель. Все люди поэтому, от рождения и до кончины, делятся вовсе не на "духовных" и "бездушных", добрых или злых, а на созидателей и потребителей с тем или иным преобладанием одного начала над другим. Душа поэтому не есть нечто неуловимое, якобы вдыхаемое в человека богом. Бога нет. Не бог, а именно люди создали его себе (Фейербах), «по образу и подобию». Он возник не елеем с неба, а по воле земных господ, когда общество раскололось на рабов и рабовладельцев, подневольных тружеников и потребителей. «Христианство победило, – говорил Маркс, – потому что потерпел поражение Спартак». Религия с тех пор играет роль не духовного наставника, как в первобытное время, а пособника властей предержащих. Не случайно после ельцинского переворота у нас власть снова взяла религию на вооружение, открестившись от светской Конституции, чтобы низы уповали на бога и власть, а не на себя. Позволив хищным потребителям обогащаться за счет народа, процветать на отчуждении его труда и собственности, власть, по сути, предала интересы трудящихся. В действительности "душа" на научном языке – это отражательно-познавательная и контрольно-организующая, развивающаяся функция мозга, способствующая целевой устремленности человека в русле его личных предпочтений и воли. У каждого она своя, и "бог" тут совершенно ни при чем. Если бы он был, он давно взбесился бы от неуемной корысти человеков и такой же назойливости их просьб о прощении за творимое зло. Способности и потребности унаследованы человеком из природы. В природе нет таких умений, которые бы человек не поднял на уровень мастерства и искусства. Он выделился из нее именно способностями. Ими же в большей степени он отличается и от себе подобных. То есть человек в той степени человек, в коей развиты его способности. Это – критерий его как человека. В них, следовательно, заключены его родовая принадлежность и межличностная исключительность. В потребностях же он зависим от природы. Если в обществе происходит обострение жизненных проблем, его животность превращается в хищность. Тогда законы силы начинают править в общественных отношениях, уподобляя людей зверью в борьбе за самосохранение. По этой причине вывод о вселенском рождении Человека сильно преувеличен, оказываясь преждевременным. Разделение людей на рабов и господ – худшее наследие косной материи и животности природы. Рождение человека не закончилось. Чтобы общество действительно стало социумом, людям надо превращаться в людей каждодневно, не по видимости, а по сути. При этом религию, конечно, нельзя отменить декретом, как это делали плохие большевики. Но ничто не мешает признать ее частным делом верующего, запретив ей быть государственной политикой, элементом идеологической надстройки. И уберите, пожалуйста, с ТВ рекламу потребительского разврата: всюду, на всех каналах – хищный, в безразмерной улыбке, безобразный оскал потребительского вожделения. И это на фоне реального обнищания и оскудения масс – противно!!! Особенность нынешнего времени состоит в том, что когда обрушиваются на людей бедствия и катаклизмы и начинается борьба за выживание, – будь то у нас, в Европе или на Ближнем Востоке, – соотношение созидателей и потребителей тогда резко меняется в пользу потребителей, и риски возрастают. От них уже никакого спасу!
Марк Васильевич БОЙКОВ
|