Bratischev46-2008

Главная       Дисклуб     Наверх   

 

Вернуться к части 1

 

Смены дискурса не планируется

О первом Послании Д.А. Медведева Федеральному собранию

 

Часть 2

 

Всячески приспосабливаясь к новым мирохозяйственным процессам и мимикрируя, капитализм не меняет своей сути. Отношения эксплуатации и все сопровождающие их противоречия изменяют лишь свою форму, то есть переходят в иную плоскость, вытесняются в мировую политику и теперь разделя­ют мир по оси «богатый Север – нищий Юг» не менее радикально, чем прежде разделяли пролетария и его эксплуататора в масштабах отдельно взятой страны. Происходит не сглаживание и тем более не устранение противоречий моно­полистического капитализма, а их глобализация.

Но современная глобализация весьма специфически интегрирует мир. В одном случае она приводит к искомому объединительному результату, а в другом – обнажает непримиримые противоречия между странами.

Это подтверждается печальным опытом России и ряда других постсоциалистических стран, проводивших либеральные рыночные реформы шоковым методом, соответствующим условиям «Вашингтонского консенсуса», и несомненными успехами КНР, Вьетнама, других стран, совершавших реформирование своей экономики не по чужой подсказке, а основываясь на национальной специфике и критическом осмыслении мирового опыта.

Сильнейшим ударом по глобализации по западным рецептам явился мировой финансовый кризис конца 90-х годов, зародившийся в Азии и превратившийся во всемирное бедствие, представляющее, пожалуй, самое тяжелое мировое геоэкономическое потрясение последних десятилетий. Серьезных гарантий от его повторения при существующей системе регулирования мирохозяйственных, и в первую очередь кредитно-финансовых, отношений попросту не существует. А поэтому проблема коренной замены этой системы новой, более адекватной времени остается весьма актуальной и для мира в целом, и для всех его составляющих.

Почему мировой финансовый кризис набирает обороты? Разразившийся на Западе мировой финансовый кризис, набирая, как это и предсказывалось, мощные обороты, пока еще далек от своего максимума. «Ипотечные» убытки американских и других западных банков достигли сотен миллиардов долларов. При этом накачка ликвидности (то есть способности банков своевременно погашать свои обязательства) посредством эмиссии центробанков напоминает попытку тушить пожар бензином. Продолжается бегство капиталов из виртуального сектора экономики, где сосредоточено 90% так называемых «счетных» денег мира. Падает доля американской денежной единицы в мировых валютных резервах (сейчас она составляет 64%).

Представляется, что оценка кризисных процессов и их первопричин требует и большей объективности и большей глубины. Тем более что редко кто объясняет, по каким причинам кризис возник и к чему неизбежно приведет.

Вспомним, как Соединенные Штаты взяли контроль над мировыми кредитными ресурсами во время Второй мировой войны и стали единственным (не считая Швейцарии, которая не могла тогда вести самостоятельную политику) банковским центром мира. Помимо этого, США удалось навязать миру чисто спекулятивные биржевые операции, фьючерсы например. Это привело к тому, что основным биржевым товаром стали не материальные ресурсы, а деньги как таковые и их знаменатели – ценные бумаги. Результат известен: ушло в прошлое ценообразование, хотя бы как-то соответствующее спросу и предложению, и на авансцену вышел игрок, обладающий колоссальными финансовыми резервами, которому в 1944 году удалось протащить Бреттон-Вудскую систему. Она жестко привязала доллар к золоту и в исключительном порядке (так было сказано в соглашении) остальные валюты к доллару.

Примечательно, что тогда же, в 1944 году, созданный Международный валютный фонд (МВФ) своим Уставом запретил котировку (то есть установление курса иностранных валют, ценных бумаг) других валют к золоту. Такую комбинацию удалось провернуть, поскольку в результате Второй мировой войны большая часть мирового золотого запаса оказалась в руках США. Это обеспечило им возможность «крышевания» международной финансовой системы и ничем, по существу, не ограниченную эмиссию (выпуск в обращение) долларовых банкнот, которой занимается Федеральная резервная система США (Federal Reserve System), выполняющая функции ЦБ. При этом мало кто знает, что ФРС – вовсе не государственное, а частное учреждение, полностью независимое от исполнительной и законодательной властей США. Независимо не только административно, но и финансово. Решения ФРС не нуждаются в утверждении или ратификации ни со стороны президента, ни со стороны кого бы то ни было. Справедливости ради надо сказать, что Конгресс США формально наделен правом периодически проверять деятельность ФРС.

Таким образом, Соединенные Штаты 65 лет назад оптом, как говорится, «кинули» европейские и другие страны. Удивительным здесь является то, что никаких возмущений со стороны мировой общественности не последовало. Когда же в 70-х годах Франция обратилась к США с требованием обменять свои доллары на золото, Бреттон-Вудские соглашения в одностороннем порядке были отменены.

Возникает вопрос, при каких условиях такое непотребство возможно? Ответ очевиден: когда интересы финансистов никак не связаны с интересами государств, когда финансовая система интернациональна, точнее сказать, космополитична. Это вовсе не означает, что в ней «на равных» участвуют все нации, а значит лишь одно – те семейства, которые контролируют мировой финансовый рынок, реализуют только свои интересы, используя в своих корыстных целях силу и мощь государственных машин.

Вернемся к мировому кризису. Его первопричиной чаще всего называют проблемы, возникшие на американском ипотечном рынке. И действительно, в начале XXI века кредиты на этом рынке стали предлагаться по исключительно низким ставкам, в результате чего их набрали огромное количество людей. В совокупности с укоренившейся в этой стране привычкой «жить в кредит», то есть тратить больше, чем зарабатываешь, проблема массовых банкротств просто не могла не возникнуть. Но это лишь «одна сторона медали», подтверждающая «официальную» версию кризиса.

Другая ее сторона состоит в том, что Соединенные Штаты после Второй мировой войны в целях продемонстрировать «преимущества капитализма перед социализмом» вынуждены были программировать и поддерживать в своей стране очень высокий уровень потребления, не обеспечиваемый своим собственным производством. К примеру, в настоящее время США производят около 20% мирового ВВП, а потребляют, как уже говорилось, почти в два раза больше. Разница обеспечивается за счет эмиссии доллара, что не может не вызывать инфляцию этой денежной единицы на мировых рынках. И если раньше, до середины 90-х, годов эту инфляцию удавалось «гасить» путем расширения долларовой зоны в мировой экономике, то сейчас расширяться стало некуда и у США начались проблемы.

По расчетам известного нашего экономиста Михаила Хазина, совокупные долги Соединенных Штатов растут с колоссальной скоростью. Они уже достигли 50 трлн. долларов и продолжают увеличиваться на 5 трлн. долларов в год. В натуральном выражении 5 трлн. долларов – это половина реального ВВП этой страны, или 35–40% декларируемого официально. Но ВВП США более чем на 70% состоит из услуг, и следовательно, реальных активов под обеспечение этих долгов нет и не будет.

Кроме того, и это важно подчеркнуть, мировой финансовый коллапс носит главным образом не экономический, а политический характер.

Это коллапс однополюсного мироустройства, навязанного миру США. Это коллапс либерализма, свидетельствующий о том, что попытка «жить за чужой счет» является «попыткой с негодными средствами». Жить за чужой счет можно лишь тогда, когда есть «лишние» ресурсы в мировом масштабе. А ресурсы не бесконечны. Более того, те, кто их предоставляет, вовсе не горят желанием продолжать это делать.

Крах мирового либерализма как «единственно верного», по словам его приверженцев, социального устройства, очевидно, будет сопровождаться крахом спекулятивно-финансовой экономики, который приведет ее создателя – Соединенные Штаты Америки к ситуации, по сравнению с которой Великая Депрессия 30-х годов прошлого века покажется «тишиной и благорастворением воздухов».

Современный обвал доллара – это только начало грандиозной политико-экономической драмы.

Представляется, что причинами беспрецедентной финансовой катастрофы являются:

·                    стремительное нарастание массы мировых долгов и, следовательно, денег, необходимых для обслуживания их оборота. Основным «донором» здесь пока еще продолжают оставаться США в условиях, когда совокупный долг субъектов американской экономики составляет около 50 трлн. долларов (против 5 трлн. в конце 50-х годов). По паритету покупательной способности этот долг сравним с ВВП всего мира, составляющим примерно 60 трлн. долл.;

·                    подавляющее большинство новых финансовых активов не имеет под собой никакого обеспечения. Это чистая – бумажная фикция либо электронная запись, которая не дает ее владельцу никаких гарантий. Причем необеспеченность сложившейся мировой финансовой системы (МФС) живыми активами – это не чья-то ошибка, которую можно исправить, а имманентно присущая этой системе зависимость от эмиссии коммерческими банками всё новой долговой массы. Сегодня они смертельной хваткой держат всё население мира и все национальные правительства. В этом суть МФС;

·                    США уже не в состоянии контролировать и как-то компенсировать стремительно усиливающийся «кассовый разрыв» между долговыми деньгами и обеспечивающей их материальной базой, то есть между виртуальной и реальной экономикой. Всё дело в том, что сверхвысокий уровень потребления при двукратно меньшем объеме собственного производства покрывается финансовой системой Соединенных Штатов выпуском именно всё тех же долговых обязательств. Следует учитывать, что из совокупного денежного оборота этой страны только 5% приходится на реально печатаемые деньги, а всё остальное – это ничем не подкрепленные долговые обязательства, возникающие в процессе кредитования граждан, корпораций и банков. Ясно, что любое сдерживание их эмиссии жестко ударит по покупательной способности населения. А дальше по цепочке: дестабилизация цен на мировых биржах, паника на фондовых площадках, в банковском секторе и т.д.;

·                    заметно осложнилась глобальная военно-политическая конъюнктура для США, в то время как традиционно стабильность МФС со времени создания Федеральной резервной системы и Бреттон-Вудских соглашений в решающей степени опиралась на американскую военную мощь;

·                    объективно меняется глобальная конфигурация сил. На наших глазах утверждаются не два, как было в период «холодной войны», не один, как рассчитывали в Вашингтоне, а сразу несколько мировых «центров сил» – в лице тех же Соединенных Штатов, Китая (темпы роста здесь составили в 2007 г. 13,4%), Индии и объединенной Европы. По всей вероятности, не надо списывать со счетов и Россию;

·                    трещит по швам не только мировая финансовая система, но вместе с тем и породивший ее рынок. Множатся неуправляемые конфликты, скрытые и явные локальные и глобальные противоречия и диспропорции. Причем они возрастают не сами по себе, а под действием НТП, ведомого алчным рынком и милитаристами. Змея кусает собственными хвост: сама жизнь на Земле оказывается под угрозой;

·                    подрываются основы в общем-то нехитрого инструмента МФС, составленной из множества деталей. Имеется в виду специфическая форма передачи денег в процентный рост – ссудный процент. Ныне действующая система финансового контроля и мониторинга не в состоянии не только отследить, как говорится, «трассировать» ход денег, но и предотвратить практически любое, в том числе и противоправное, их применение.

Таким образом, болезнь МФС слишком глубока и опасна, чтобы лечить ее «примочками». Это почувствовали и в самих капиталистических странах. Вероятно, поэтому в Давосе – 2008 неожиданно возродились, казалось бы, давно забытые рассуждения о «креативном», то есть о творческом, капитализме (Билл Гейтс), о необходимости помощи бедным и беднейшим странам «третьего мира» (Гордон Браун), о противодействии вооруженным конфликтам, терроризму, изменению климата, нехватке питьевой воды и т.п. (Тони Блэр). А один из «финансовых гуру» – Джордж Сорос прямо заявил: «Текущий кризис разразился не только из-за ипотечного бума, он фактически знаменует конец шестидесятилетнего периода кредитной экспансии доллара как резервной валюты. Сегодня весь мир всё меньше и меньше желает копить доллары».

Одним из опасных, хотя кое для кого и приятных мифов являются явно заказные и голословные утверждения, что глобальный кризис не грозит России, ставшей якобы «островком стабильности», «инвестиционной гаванью» и т.д. и т.п. На фоне надвигающегося краха мировой финансово-экономической системы они выглядят либо откровенной глупостью, либо попыткой отвлечь внимание населения от реальных рисков и угроз. От вырождения русского народа как государствообразующей нации. От разгромленного до основания сельского хозяйства и грозящего нам голода. От исчезновения на глазах остатков высоких технологий. Наконец, от безудержной инфляции и многих других предвестников катастрофы.

 

Интеграция России в мировую экономику и новое глобальное управление

Интеграция России в мировую экономику, о которой говорится в Послании, требует отказа от глобализации по-американски (об этом «ЭФГ» писала множество раз) и перехода к новому глобальному управлению. Основанием такого управления должны стать нормы международного права и четкое понимание того очевидного факта, что сама по себе глобализация объективируется, по крайней мере, в двух диалектически взаимосвязанных процессах. Один из них обусловлен интернационализацией производительных сил общества, и доказательств этому масса (достаточно, к примеру, проанализировать деятельность современных ТНК). Другой определяется социализацией (подчеркиваю – социализацией, а не индивидуализацией) отношений собственности, прямо вытекающей из закономерного по своей сути обобществления производства и всех его финансовых атрибутов.

В этой ситуации всем нам необходим переход к более высоким контурам осознания происходящего. Разорение кризисом, война всех против всех за скудеющие жизненные ресурсы, безудержное потребительство, отупление и утрата всего человеческого – всё это прямой путь к катастрофе. Как ее избежать?

Мне уже приходилось писать, что глобализация во многих отношениях преодолевает границы национально-государственного сообщества. Она означает возникновение охватывающих весь мир коммуникаций и рост интенсивности отношений обмена, выходящих далеко за рамки отдельных регионов. Однако об осознании этого процесса можно говорить лишь в том случае, если возникли институциональные структуры и коллективные субъекты, действующие согласно новым национально-государственным правовым порядкам. Действуют ли реально такие институциональные структуры и коллективные субъекты в наши дни? Безусловно, да.

К ним относятся международно-правовые договоры, которые содержат в себе частичный отказ от суверенитета в пользу наднациональных органов управления. Особую и всё усиливающуюся роль в развитии международно-правового и наднационального регулирования играют различные организации системы ООН (в том числе региональные экономические организации), международные неправительственные организации и т.п. Целями и функциями их как на региональном, так и на глобальном уровнях становятся:

·  изучение и принятие мер по наиболее важным вопросам международных социально-экономических отношений;

·  обеспечение стабилизации валют, широкого товарообмена между государствами путем устранения торговых барьеров;

·  выделение средств в дополнение к частному капиталу для содействия социально-экономическому и технологическому прогрессу;

·  стимулирование условий труда и трудовых отношений;

·  принятие резолюций и рекомендаций в области социальной интеграции и социальных отношений (борьбы с нищетой, с голодом, здравоохранения, образования, помощи детям и т.д.);

·  поддержание условий для устойчивого развития и др.

Наблюдающиеся сейчас процессы развития исторически непрерывны. Государства-нации со всем своим складывающимся веками механизмом управления, хотим мы того или нет, утрачивают свою самостоятельность. Управление различными сферами совместной человеческой деятельности всё меньше совпадает с границами национального государства, поскольку всё большее значение приобретают как региональные, так и транснациональные интересы. Это вовсе не означает утрату значения и влияния национальных государств на политическом уровне. Здесь они по-прежнему будут сохранять свои определяющие позиции и суверенитет.

Сказанное еще и еще раз подтверждает вывод о важности подхода к глобализации как к осознанной необходимости, о ее сознательном регулировании мировым сообществом на основе отказа от толкования этого процесса в качестве стихийного бедствия, пусть даже и объективно преопределенного. В этом случае глобализм перестанет быть антагонистической формой интеграции мира в виртуальных рамках финансовой империи Запада. Возникнет возможность и необходимость управлять глобальными социально-экономическими процессами в интересах не только постиндустриальных стран, но и всего мира.

Альтернативное сложившемуся глобальное взаимодействие при всей его противоречивости потребует новых режимов функционирования международных институтов и методов их регулирования. Эту задачу, по определению, не может выполнять ни одна держава, какой бы могущественной она ни была. По всей вероятности, «новая глобальная архитектура безопасности» должна сочетать права всех государств и повышенную ответственность крупнейших из них. Именно эту тенденцию призвано отражать совершенствование деятельности ООН, миссия которой состоит в том, чтобы служить центром формирования архитектуры нового мироустройства.

При анализе сложившейся в мире глобальной ситуации возникает вопрос: каковы стратегические перспективы интеграции России в глобальное управление? Представляется, что ответ на этот вопрос предполагает: во-первых, самоидентификацию нашей страны в основных проектах модернизации; во-вторых, выбор возможного и выгодного для нас сценария развития.

После ельцинского переворота и разрушения Советского Союза возможными вариантами дальнейшего развития России могли стать: а) неолиберальная («ортомодернистская») модель; б) «ультрамодернистская» модель, основанная на сохранении верности социалистическим идеалам; в) «ретромодернистская» модель как попытка найти социал-демократический выход из сложившейся ситуации; г) технократическая («реформодернистская») модель, которая в совокупности с неолиберальной и стала, к сожалению, реализовываться в нашей стране.

Одновременно с этим набирали силу антимодернистские и ультрамодернистские настроения, что не исключало наличия и других тенденций – фактически инволюционных процессов деиндустриализации и потери накопленного в советские годы научно-технического потенциала и подавляющего большинства социальных завоеваний.

Не лучше обстояло дело и с выбором Россией своего места в мировых сценариях развития. Анализируя глобальную ситуацию, некоторые аналитики пришли тогда к выводу, что в мироустройстве могут быть реализованы следующие глобальные сценарии, определяющие место нашей страны в мире:

1)           доминирует супердержава – США, чьи предпочтения социально-политического и экономического развития навязываются остальному миру в качестве универсальных, что позволяет ранжировать страны и регионы по степени их приближенности к мировому лидеру;

2)           доминирует мировая элита («золотой миллиард»), удерживая под жестким контролем остальной мир, что обостряет межстрановые противоречия;

3)           многополюсной мир, в котором 6–8 региональных группировок со своими зонами притяжения и влияния обеспечивают многообразие и взаимодополнение различных цивилизационных ареалов.

Нетрудно прийти к выводу, что наиболее приемлемым для России является третий вариант (сценарий). Но и в этом случае ей предстоит выстраивать в жестком противоборстве и защищать свою зону влияния с тем, чтобы стать ключевым игроком в одной из региональных группировок и включиться в глобальное управление не только в качестве объекта, но и субъекта.

Готова ли наша страна стать фактором, меняющим глобальную ситуацию в позитивную для нее сторону? Ответ на этот вопрос и сегодня непосредственно зависит от того, способна ли Россия обеспечить высокую конкурентоспособность, сохраняется ли у страны потенциал для взаимовыгодного сотрудничества и можем ли мы перейти к разработке и реализации стратегии самоподдерживающегося устойчивого развития.

«…Если внимательно присмотреться к течению общественных событий прошлого века, – подчеркнули авторы монографии «Современный глобальный капитализм», увидевшей свет в 2003 году, – то обнаружится, что в основе многих из его глобальных подвижек находится фундаментальное основание – стремление человечества отыскать новые формы общежития, позволяющие утвердить справедливость и равенство в народном, обиходном значении этих понятий. Кто-то возразит, что эта цель по своей природе утопична и для ее реализации на земле нет условий. Спор на эту тему не имеет смысла. Но зато бесспорно другое: социальный поиск XX века этой цели если и не достиг, то со всей очевидностью показал, что вера в ее достижение сама по себе является могучей силой, изменяющей мир» (выделено мною. – И.Б.).

 

Предлагаем включить в план действий всех структур власти следующую программу

Представляется, что команде кремлевских аналитиков и президентских спичрайтеров следует отказаться от однолинейных оценок и действий, только и способных подталкивать Россию в пропасть под убаюкивающие заклинания о стабилизации и повышении доходов людей. Упрямые факты свидетельствуют об обратном. Так, по оценкам экспертов, российский фондовый рынок за последние 3–4 месяца текущего года потерял до 80% своей стоимости. Золотовалютные резервы, составлявшие в августе 598 млрд. долларов, к концу октября уменьшилась на 113 млрд. долларов, а оставшаяся сумма стала ниже внешнего корпоративного долга (этот долг превышает сейчас 510 млрд. долларов).

За годы либерал-реформирования в России не создано ни одного совершенного наукоемкого производства. И если потери от грабительской приватизации, как показали расчеты, превысили 9,5 квадриллиона рублей в ценах 1995 года (в т.ч. экономические потери составили 5 и социальные 4,5 квадриллиона рублей (см. «ЭГ» № 16, 1997 г.), то издержки, которые понесет Россия в условиях мирового финансового кризиса, вряд ли будут меньшими. Автор по вполне понятным причинам не испытывает и никогда не испытывал симпатий к российским олигархам. Но ведь и их совокупное неправедно нажитое состояние, по данным специалистов, сократилось с примерно 300 до 70 млрд. долларов.

Возникает вопрос: что делать, чтобы обеспечить финансовую безопасность страны?

Во-первых, возвратиться к государственному планированию основных показателей народнохозяйственного развития, как это делается во всех развитых странах. В этих целях разрабатывать план производства и распределения основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий достижение намечаемых конечных народнохозяйственных результатов.

Показатели таких планов могут служить ориентирами для хозяйствующих субъектов при заключении договоров между поставщиками и потребителями. При взаимном согласии поставщика и потребителя эти показатели могут уточняться, корректироваться и конкретизироваться. Однако при отсутствии такого согласия они становятся обязательными для исполнения. Такая полудирективная система планирования будет способствовать быстрейшему восстановлению внутреннего рынка отечественных товаров, оживлению межотраслевых и межрегиональных связей.

Говоря о планировании, мы вовсе не призываем реанимировать государственную монополию на все виды производства товаров и на все предприятия страны. Речь идет о создании в стране двухсекторной экономики, в которой на государственном уровне будет планироваться производство примерно нескольких сотен основных видов продукции и добывающей промышленности. Остальная часть предприятий, производящих предметы народного потребления, а также сфера услуг продолжат работу на рыночных принципах. Конкретизировать и детализировать деление отраслей народного хозяйства по указанным секторам позволит новый «Классификатор отраслей народного хозяйства», за основу создания которого может быть взят общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденный еще в 1976 году.

Во-вторых, вменить государству контроль за уровнем цен на товары и услуги. Необходимо установить твердые цены и тарифы на энергоресурсы, топливо, нефтепродукты, услуги транспорта и другую продукцию естественных монополий, а также предельные розничные цены на потребительские товары первой необходимости, ввести государственно-договорные цены на основные виды промышленного и сельскохозяйственного сырья. По этим видам продукции для учета производства и калькулирования затрат следует разработать прейскурантные цены, предоставив предприятиям право в ходе заключения хозяйственных договоров устанавливать надбавку (или скидку) к ним. При этом соответствующая надбавка может выплачиваться за счет прибыли предприятия-потребителя. Необходимо рассчитать для всех видов цен предельный уровень рентабельности и торгово-посреднической наценки. Такое регулирование позволит устранить дефицит оборотных средств и практику неплатежей, сделает производственную деятельность не менее выгодной, чем торгово-посредническую.

В-третьих, осуществить срочную государственную поддержку аграрного сектора экономики. По расчетам специалистов, для завершения крупных проектов и продолжения эффективного функционирования агросектору России в 2009 году требуется помощь в размере от 500 до 960 млрд. рублей, тогда как из бюджета на следующий год дополнительно выделено только 60 млрд. рублей (в США, например, ежегодные совокупные программы поддержки фермеров «стоят» почти 100 млрд. долларов).

На основе государственного регулирования цен следует обеспечить необходимый паритет между ценами на сельскохозяйственные продукты и ценами на промышленную продукцию для АПК, возродить и развить государственно-кооперативную систему производства и реализации материально-технических ресурсов для АПК, а также систему некоммерческих предприятий по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающую закупку и продажу этой продукции по оптимальным ценам.

В-четвертых, ужесточить государственное регулирование внешней торговли, ввести государственную монополию на экспорт энергоресурсов, топлива, нефтепродуктов, черных и цветных металлов, других стратегических материалов. Реализацию этой продукции за рубеж осуществлять исключительно через государственные внешнеторговые объединения, ограничить импорт той продукции, потребность в которой может быть удовлетворена отечественным производством, сократить неоправданно большой разрыв между объемом экспорта и импорта в торговле со странами дальнего зарубежья, в полной мере используя экспортную выручку на импорт необходимой стране продукции.

В-пятых, следует пересмотреть политику привлечения иностранных инвестиций, установив, что они должны идти в основном на приобретение и внедрение передовой техники и технологии, а также в целях расширения экспорта продукции обрабатывающих отраслей. Вместе с тем необходимо ограничить приток спекулятивного капитала, активно воспрепятствовать попыткам иностранных инвесторов установить контроль над российским производством, в особенности в стратегически важных отраслях.

В-шестых, обеспечить приоритетное и всестороннее развитие экономических связей России со странами СНГ, дальнейшее укрепление союза России и Республики Беларусь, разработать совместно со странами Содружества макроструктурный прогноз на среднесрочную перспективу. В рамках этого прогноза определить и согласовать конечные цели социально-экономического развития стран, основные направления их структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики, масштабы и структуру взаимных поставок важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Результаты такого прогноза положить в основу последующих двусторонних и многосторонних договоров между странами содружества.

В качестве механизма реализации комплекса мер по восстановлению отечественного производства и решения других задач необходим, как минимум, Трехлетний план восстановления России, детализируемый в годовых планах и утверждаемый Федеральным собранием РФ.

С целью разработки и реализации плана восстановления экономики России и ее социальной сферы ученые и специалисты рекомендуют создать Высший Комитет управления Россией, подчинив ему все силовые министерства, МИД, Госплан России (Госэкономсовет). Госплан должен быть наделен законодательными и исполнительными функциями, обладать способностью решать оперативные вопросы и, как важнейшая составная часть правительства, отвечать за:

-     осуществление активной демографической политики;

-     повышение уровня и качества жизни населения;

-     политику ценообразования и внешнеэкономическую деятельность;

-     укрепление безопасности и обороноспособности страны;

-     решение экологических проблем с правом принятия жестких мер к вредителям окружающей среды.

Все министерства РФ, кроме силовых и МИДа, должны находиться в прямом подчинении у Госплана (Госэкономсовета) либо в его соподчинении.

В-седьмых, для нормализации положения в финансово-кредитной сфере необходимо:

          объявить мораторий на погашение внешнего и внутреннего долга по государственным ценным бумагам. Обратиться к иностранным государствам за содействием в возвращении в страну незаконно вывезенных средств. Заявить о готовности использовать 2/3 возвращенных средств на погашение внешнего долга;

          реорганизовать налоговую систему, резко увеличить налогообложение сверхвысоких доходов физических лиц и их недвижимости. Установить, что сумма доходов физических лиц, превышающая прожиточный минимум более чем в 10 раз, подлежит налогообложению в размере 75%. Повысить налогообложение доходов от биржевых и банковских операций. Постепенно освобождать предприятия производственной сферы от налога на добавленную стоимость и прибыль, заменяя их налогами на основные фонды, землю и другие ресурсы;

          ввести государственную валютную монополию. Полностью исключить обращение иностранной валюты на внутреннем рынке. Все валютные операции сосредоточить в руках государственных банков, отозвав лицензии на проведение этих операций у коммерческих банков. Установить, что валютная выручка от экспорта товаров и услуг в обязательном порядке и полностью подлежит продаже Центральному банку РФ по установленному курсу. Валютный курс должен устанавливаться Центральным банком, исходя из паритета покупательной способности рубля и иностранной валюты. Средства юридических и физических лиц, находящиеся на валютных счетах в коммерческих и зарубежных банках, подлежат переводу в Центральный банк РФ.

          национализировать коммерческие банки (деньги, как известно, население и юридические лица в эти банки почти на несут, производство они практически не кредитуют, а заняты преимущественно вывозом капитала за рубеж и отмыванием денег посредством хитроумных финансовых махинаций). Одновременно следует укрепить государственные банки: Центробанк, Сбербанк, Стройбанк, Сельхозбанк. При этом большинство сотрудников частных банков найдет профессиональное применение в государственных банках;

          запретить хождение в стране американского доллара (подсчитано, что одна 100-долларовая бумажка обходится США в 11 центов, а сам доллар обеспечен золотым запасом Соединенных Штатов лишь на 6%) и другой валюты – основных инструментов разграбления России;

          создать государственный инвестиционный банк с системой территориальных отделений для кредитования федеральных и региональных инвестиционных программ.

          установить, что средства амортизационного фонда предприятий могут использоваться исключительно на инвестиционные цели. Эти средства должны храниться на счетах государственного инвестиционного банка и выдаваться предприятиям только на приобретение оборудования и оплату строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ;

          реорганизовать мировую финансовую систему с целью контроля мировых финансовых потоков: кредита, инвестиций, торговли, ограничения процессов неоколонизации, решения мировых экономических, социальных и экологических проблем. Для этого правительству России следует выступить с инициативой создания Мирового эмиссионного банка, деньги которого могли бы играть роль резервной валюты. Для контроля бюджетно-инвестиционно-кредитных потоков резервной валюты следует создать соответствующие мировые бюджетные и инвестиционные структуры, находящиеся под контролем мирового сообщества типа ООН. Национальные банки относительно мировой резервной валюты могли бы играть роль региональных коммерческих банков, а ставка рефинансирования по займам могла бы составлять основу мировых инвестиций и бюджета.

В-восьмых, для предотвращения дальнейшего падения уровня жизни населения, восстановления социальных гарантий и защиты интеллектуального, культурного и духовного потенциала страны, по нашему мнению, необходимы следующие меры:

•     введение новой системы оплаты труда, направленной на минимизацию роли наличных денег с помощью наделения каждого гражданина РФ одним банковским счетом в Сбербанке России. На этот счет будут переводиться все заработанные данным гражданином деньги (без выдачи их на руки) с автоматическим отчислением налогов по прогрессивной шкале, что лишит смысла заполнять труднопроверяемую декларацию. И только с этого счета станет возможным оплата приобретаемого жилья, автомобилей, различных предметов роскоши и других предметов потребления, стоимость которых выше минимальной заработной платы. Все другие товары могут приобретаться по личным кредитным картам и только предметы первой необходимости (к примеру, продукты питания) можно будет покупать за наличные деньги, получаемые по банковским картам в банкоматах.

Такая система позволит предприятиям упростить и ускорить все расчеты и кассовые операции, избавит общество от коррупции, мошенничества, рэкета и незаконных поборов.

Специалисты считают, что на стадии проектирования предполагаемой системы оплаты труда и расчетов в нее должна быть заложена стопроцентная надежность:

- мощная защита от всевозможных сбоев и хакерских атак;

-     многократное копирование информации на самые различные физические носители;

-     несколько раз дублированные, физически и программно защищенные каналы передачи информации;

- стабильная работа системы при выходе из строя одного или нескольких звеньев;

         законодательно установить, что индивидуальный доход руководителей предприятий и так называемых топ-менеджеров, вне зависимости от форм собственности, не может превышать средний доход работников этих предприятий более чем в 3 раза. Доходы, превышающие этот предел, изымать в государственный бюджет;

         установить, что средняя заработная плата служащих сферы государственного управления не должна превышать среднюю заработную плату работников промышленности. Зарплата высших государственных чиновников, а также депутатов представительных органов власти всех уровней не может превышать среднюю зарплату в стране более чем в 5 раз;

         принять меры по ликвидации массовой безработицы. Лицам, уволенным из государственных предприятий, гарантировать предоставление работы соответствующей квалификации в течение трех месяцев. В случае непредоставления такой работы выплачивать пособие в размере 80% заработной платы данного лица до увольнения. Гарантировать предоставление работы по специальности студентам, оканчивающим государственные высшие и средние специальные учебные заведения, трудоустройство выпускникам средних школ и военнослужащим, уволенным в отставку или запас. Воссоздать систему переподготовки кадров с учетом требований проводимой структурной политики;

•        предоставлять бесплатное жилье семьям с обеспеченностью жилой площадью менее 5 кв. м на человека, а также семьям, имеющим жилую площадь ниже установленной санитарной нормы, а доходы ниже прожиточного минимума. Ввести льготное кредитование на приобретение жилья семьям, обеспеченным жилой площадью ниже санитарной нормы, а также семьям молодоженов. Запретить продажу государственного и муниципального жилья семьям, располагающим жилой площадью выше санитарной нормы;

•     пресечь разрушение государственной системы здравоохранения, просвещения, науки и культуры. Всем гражданам гарантировать получение бесплатного образования и высококвалифицированной медицинской помощи.

Восстановить сеть государственных и профсоюзных оздоровительных и детских учреждений (включая санатории, профилактории, дома детского творчества и т.п.). Финансировать учреждения здравоохранения, образования, науки и культуры в размерах, обеспечивающих их нормальное функционирование.

Подсчитано, что перечисленные мобилизационные мероприятия позволят уже в течение первого года повысить жизненный уровень народа (а не кучки олигархов) примерно в два раза, а, как максимум, через три года возродить былое величие России.

Разработанная нами «Концепция» не только содержит перечень основных направлений социально-экономического развития страны, но и имеет соответствующую расчетную базу, то есть механизм реализации наших предложений – законодательное обеспечение. Нами, в частности, предлагаются:

          проект Трехлетнего плана восстановления экономики России и ее социальной инфраструктуры;

          проект рамочных Федеральных законов: «Об ответственности государственной власти за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь населения Российской Федерации», «О собственности на природные ресурсы (объекты) России», «О государственном планировании основных направлений социально-экономического развития РФ», «О государственной монополии на массовый экспорт-импорт», «Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)», «Об инвестиционном рубле и формировании Бюджета развития Российской Федерации» и Пояснительная записка к ним;

          обоснование локомотивных комплексных национальных программ: «Восстановление населения и демографической безопасности России», «Новый дом», «Современный российский автомобиль», «Домашний отечественный электрокомплекс», «Здоровое питание – экологически чистое сельское хозяйство», «Социальная сфера региона», «Регионам России – европейские зарплаты», «Сопряженные отрасли»и др.

Реализация предлагаемых и просчитанных нами действительно Национальных программ вызовет рост масштабов реальной экономики, что, безусловно, приведет к ситуации, когда существующего населения России (142 млн. человек) окажется недостаточно для того, чтобы заниматься всеми видами современной трудовой деятельности и обеспечивать конкурентоспособность на мировом рынке. Совершенно очевидно, что эту проблему никакой иммиграцией решить невозможно.

Поэтому предметом всенародного обсуждения должна стать новая структура народного хозяйства страны. И несмотря на то, что компрадорская власть и те люди, которые почему-то называют себя элитой, участвовать в этом обсуждении не будут, дело это не терпит отлагательства.

 

 

Игорь Михайлович Братищев,

доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН