Brytcheva49-12

Главная       Дисклуб     Наверх  

 

НАГЛЯДНЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ

В ноябре в городах Волгограде и Элисте прошла XV Юбилейная выездная Всероссийская научно-практическая конференция учителей географии «Научить учиться – главная задача образования», в которой приняли участие и мы – члены Российской ассоциации учителей географии (РАУГ), приехавшие из Москвы, с далекого Сахалина, из Хабаровска, Пензы, Саратова, Омска, Калининграда. В ходе конференции прозвучали интересные выступления и были показаны яркие презентации, посвященные внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения и формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии.

Не устаешь восхищаться конкретными действиями учителей-географов, которые вместе со своими учениками выступают в защиту природы нашей необъятной Родины.

Приведу только несколько примеров.

Фонд поддержки образования «Ноосфера» совместно с Русским географическим обществом проводит с августа 2012 по сентябрь 2013 года проект «Школьные географические экспедиции к объектам наследия ЮНЕСКО». Для исследования выбрали 15 объектов культурного наследия в Москве и Московской области, в Карелии и Татарстане, в Красноярском крае, в Вологодской, Иркутской, Ярославской областях и 6 объектов природного наследия в Башкортостане, Карелии, Саха (Якутии), Красноярском и Хабаровском краях, Томской области. По итогам экспедиций команды представят проектные работы, включающие в себя паспорта исследуемых объектов. Исследования школьников станут фактом общественной экспертизы объекта наследия на предмет его соответствия критериям ЮНЕСКО и внесения в список Всемирного наследия. Участники также соберут обширные фото- и видеоматериалы, которые лягут в основу виртуального музея «Наследие России глазами детей». В планах также проведение различных природоохранных мероприятий по обустройству экотроп, сохранению памятников природы и культуры и разработке туристических маршрутов. На завершающем этапе будет проведена обучающая игра «ЮНЕСКО. Комиссия по наследию России», в которой примут участие представители школ, задействованных в проекте.

По результатам уже проведенных экспедиций на конференции выступили учителя географии.

Ольга Александровна Парамонова рассказала, что 18 сентября учащиеся СОШ № 1 города Белорецка в Башкортостане успешно завершили экспедицию в пещеру Шульган-Таш, расположенную на территории Башкирского государственного заповедника. Она считается одной из десяти длиннейших и глубочайших пустот Урала. С левой стороны входа сильным потоком вытекает река Шульган. Пещера богата разнообразными натечными образованиями: сталактитами, сталагмитами, кальцитовыми «цветами» и пещерным «жемчугом». Славу пещере принесла живопись времен позднего палеолита, возраст которой составляет 17 тысяч лет. В башкирском фольклоре существует много легенд, сказаний и поверий, связанных с пещерой Шульган-Таш. Но это уже история. И каждая географическая экспедиция становилась еще и исторической.

Лариса Анатольевна Жигулина вместе со своими учениками – учащимися финансово-экономического лицея № 29 г. Пензы изучали комплекс исторических зданий в Свияжске (Татарстан). Свияжск основан в мае 1551 года царем Иваном Грозным как крепость-база при осаде Казани на острове, расположенном напротив столицы Казанского ханства, с 1524 года – вассала Турции. Грабежи казанцами русских судов с пленением купцов делали невозможной столь нужную Московии торговлю с Персией. Построение Свияжска – беспрецедентный в мировой практике пример единовременной закладки и заселения города-крепости. Только за первую ночь были возведены крепостные стены и установлены пушки, а затем 75 тысяч человек построили из готовых пронумерованных срубов, доставленных с верховьев Волги по воде, город-крепость всего за 24 дня на площади в 62 га!

Существует мнение, что именно островной Свияжск явился прототипом острова Буяна в пушкинской «Сказке о царе Салтане». Уникальны монастыри Свияжска: Успенско-Богородицкий, построенный Постником Яковлевым и известный великолепными фресками, и Иоанно-Предтеченский с древнейшей в Татарстане православной церковью.

22 сентября ученики СОШ № 55 г. Омска вместе со своим руководителем Рамжан Бертаевной Наумовой успешно завершили экспедицию к знаменитым Васюганским болотам. В ходе пятидневной экспедиции учащиеся провели комплекс научно-исследовательских работ в лаборатории торфа и экологии на эколого-мелиоративном стационаре «Васюганский», встретились с научными сотрудниками, а также провели экскурсии на естественные и антропогенно измененные участки Васюганских болот. Васюганские болота, расположенные в Западной Сибири, в междуречье Оби и Иртыша – одни из самых больших болотных комплексов в мире. Площадь болот – 53 тыс. кв. км. Васюганские болота возникли около 10 тысяч лет назад и с тех пор постоянно увеличиваются – 75 прорцентов их современной площади было заболочено менее 500 лет назад. Болота являются основным источником пресной воды в регионе, содержат огромные запасы торфа (более 1 млрд тонн) и противодействуют парниковому эффекту, связывая углерод. Считается, что благодаря отсутствию поселений на данной территории зафиксирован высокий уровень безопасности экосистемы и богатая флора и фауна, включая редкие виды.

Лариса Юрьевна Тюкавкина рассказала, что объектом исследования экспедиции школьников лицея «Вектор» г. Хабаровска стал кедрово-широколиственный лес среднего течения реки Бикин. Он уникален тем, что вокруг кедра вьются лианы, виноградник, актинидии, лимонник. Здесь обитают вместе многие редкие животные: кожистая черепаха, гималайский медведь, тигр...

В ходе конференции было совершено путешествие учителей по югу России. Мы посетили города Волгоград, Астрахань, Элисту, Богдинско-Баскунчакский заповедник и заповедник «Черные земли» в Калмыкии.

Озеро Баскунчак – уникальный природный объект, кладовая соли. На толще соли – тонкий слой воды. Создается впечатление, что мы ходим по воде, «аки посуху». С прошлого века остались столбики, на них клались настилы, по которым верблюды перевозили соль. Иначе нельзя – соль разъедает ноги «кораблям пустыни». Наша обувь тоже пострадала бы от соли, если бы мы не надели на ноги целлофановые пакеты.

К берегу озера спускаются склоны горы Богдо. Недалеко расположены изрезанные ветром «поющие» скалы. Они «поют», когда дует ветер. Люди бережно охраняют этот памятник природы.

Но, к сожалению, не все природные объекты охраняются должным образом. Например, в Волгоградской области близ села Царев вместо культурного объекта – остатков Сарай-Берке (в XIV веке – столицы Золотой Орды),  интересном нам, географам, еще и потому, что в 1922 году здесь прошел метеоритный дождь, мы увидели просто мусорную свалку... Члены РАУГ написали письмо главе села и района о небрежном отношении к историческому памятнику.

Однако больше было радующих душу встреч и впечатлений. На территории Калмыкии, где нам пришлось побывать, расположен созданный в 1990 году заповедник «Черные земли». Он состоит из двух самостоятельных участков – степного, расположенного на Прикаспийской низменности, и орнитологического, расположенного на Кумо-Манычской впадине. Борьба с опустыниванием, сохранение редких видов птиц, спасение сайгаков – важное дело калмыцкого народа.

В начале XX века сайгаки были почти истреблены. Восстановлены запретом на охоту с 1919 по 1950 гг. Сейчас снова над ними нависла угроза.

В Калмыкии 2010 год был объявлен Годом сайгака. В движение по спасению этих красавцев с лировидными рогами включились и школьники, и учителя. В рамках Года сайгака проходило очень много мероприятий: конкурсы рисунков, сочинений, проектов, стихотворений, посвященных этому удивительному животному.

Наталья Васильевна Ахмирова, учитель географии МБОУ СОШ им. Г.К. Жукова, рассказывала на конференции об участии своих учеников в этих мероприятиях. В этой школе действует экологическая организация «Экос», руководителем которой является Ю.Б. Арсенова. Школьники выпускают агитационные листовки, проводят анкетирование среди учащихся и жителей села по данной проблеме, организуют экскурсии в сайгачий питомник.

Члены РАУГ своей активной просветительской работой среди учителей географии привлекают в наше сообщество все новых и новых членов по всей России.

Учителя – поющий народ. В наших поездках повсюду звучали песни, объединяющие людей разных возрастов и национальностей.

Трогало до слез радушие и гостеприимство наших калмыцких и дагестанских коллег, которые встречали нас как самых дорогих гостей, от всей души угощая национальными блюдами. Многим из нас пришелся по вкусу соленый калмыцкий чай.

Мы примерили на себя калмыцкие национальные костюмы и покатались на верблюдах. В крепости Сарай-Бату мы побывали «в гостях» у золотоордынского хана. Окунуться в атмосферу той эпохи помогли декорации, построенные специально для съемок фильма «Орда». Перед нашими глазами предстал целый город с его жилыми и хозяйственными постройками – банями, пекарней. Мы увидели и жестокую правду истории – камеру пыток и невольничий рынок...

Неделя пролетела незаметно. Учителя разъехались по необъятным просторам матушки-России в свои родные города, к своим любимым ученикам, увозя с собой бесценный опыт о том, как «научить учиться».

 

Дарья Вагизовна БРЫЧЁВА,

 

педагог ГБОУ СОШ № 922