Труд и другие ресурсы в процессах становления стоимости
В сегодняшних экономических течениях при рассмотрении понятия «ресурсы» можно выделить два основных подхода – в соответствии с парадигмой, принимаемой в классической политэкономии капитализма, когда ресурсы рассматриваются как основные факторы роста и развития, и в предмете «стратегическое управление», который использует парадигму ресурсов, понимаемых как средства реализации целей предприятия. В первом смысле ресурсы выступают, главным образом, как производственные факторы, имеющиеся в распоряжении экономических субъектов и используемые ими в процессах производства, обмена и потребления. Тогда подчиняются разнородной классификации, причем наиболее часто выделяются среди них: - натуральные ресурсы (земля и ее богатства), то есть компоненты природы, которые традиционно трактовались как «ничейные блага», а в настоящий момент они становятся во всё большей степени экономическим добром, требующим рационального и экономного хозяйствования; - материальные ресурсы (капитал), а именно физически существующие ресурсы, вещественные факторы производства и обмена и их источники финансирования, т.е. финансовый капитал во всех существующих теперь формах и инструментах; - человеческие ресурсы (труд), т.е. рабочая сила людей вместе со всеми их умениями и способностями, которые можно измерить как в качественном, так и в количественном отношении, согласно современному пониманию человеческого капитала; - нематериальные ресурсы (знания – достижения науки), называемые часто нематериальным капиталом, при отсутствии, однако, однозначности в определении того, что представляют собой ресурсы знаний, какова их роль в предприятии и шире понимаемых экономических процессах, как можно их интерпретировать, так как с этими ресурсами связано много неизвестного: какой, например, их состав, структура, источники происхождения, наконец какова их роль в создании стоимости. Теория управления (хозяйствования), в особенности в размышлениях, касающихся формирования стратегии предприятия, сосредотачивается на понимании ресурсов как средств, обуславливающих достижение экономических целей, в особенности благодаря обеспечению наилучших связей между организацией и окружением. При этом целью стратегии должно стать обеспечение высокой эффективности ресурсов для достижения требуемой результативности экономической деятельности данной хозяйственной единицы. Динамичные изменения окружающего мира показывают всё новые явления и процессы, благодаря которым можно, в частности, также осознать и определить новые аспекты, относящиеся к вопросам понимания и измерения стоимости (в том числе «нематериального» умственного труда) и процессов управления ею. Во многом это касается основных проблем, которые благодаря новой познавательной перспективе позволяют лучше определить уже ранее известные категории и явления. В особенности можно попытаться попробовать описать процессы трансформации ресурсов во вновь создаваемую стоимость и на этом фоне поразмышлять о роли и значении отдельных ресурсных факторов в процессах создания новой стоимости, определить пути и способы оптимизации целей деятельности предприятий в основе на процессах управления. Одной из мыслей, позволяющих по-новому увидеть многие проблемы, является, например, то, что заметно изменяется традиционное понимание собственности в условиях рыночной экономики. Во всё большей степени, например, заметно, что ее предметом становятся знания, умения, активная позиция людей, используемые для достижения общих целей. «Об организации будущего уже думается как об общем мероприятии, приносящем пользу партнерам предпринимательского контракта. Это является отрицанием теперешнего мышления о собственности (в частном предпринимательстве. – С.Б.), связанной с постоянными компромиссами между развитием и удовлетворением ожиданий владельцев. Важные выводы и трудности для оценки стоимости фирм вытекают из того, что самым ценным их богатством являются люди, а не вещественные ресурсы» (Герман А., Шаблевский А. Управление стоимостью фирмы), POLTEXT, Warszawa 1999, s. 98). В последние годы XX века эту общую закономерность углядели исследователи, занимающиеся проблематикой нематериальной стоимости фирмы. Джонатан Лёв и Пам Коэн Калафут, известные в Соединенных Штатах эксперты в этой области, заметили, что в 1997 году, в первый раз со времени, когда начали фиксировать специально подобранные показатели, оценивающие этого рода стоимость, инвестиции американских фирм в нематериальные стоимостные факторы (торговые марки, обучение, исследования и развитие) превысили величину инвестиций в материальные факторы, такие как недвижимость, предприятия и оборудование. Одновременно значительно ослабело соотношение между биржевой стоимостью фирм и традиционными показателями, рассчитываемыми на основании балансов и счетов прибылей и убытков. Лёв и Калафут констатировали при этом, что внешние силы, усиливающие значимость нематериальных благ и их стоимости, – технология, глобальность и т.д. вызывают неспособность удержать конкурентный перевес, зато достижение успеха зависит главным образом от управленческих способностей – от таких факторов, как сообразительность, способности руководителя и настойчивость. Представленные аргументы подтверждают необходимость тщательного анализа ресурсов, при этом не только денежных, традиционно оцениваемых и тщательно регистрируемых в бюджетных расчетах, но также, и даже прежде всего, часто имеющих отдельную суть, трудовых ресурсов, и их превращения во вновь создаваемую стоимость, особенно в контексте процессов управления стоимостью хозяйственных субъектов. При этом стоит напомнить, что уже К. Маркс считал факторы, связанные с человеческим трудом, основой производственной деятельности. Во 2-м томе «Капитала» он пишет: «Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна... Пряжа, которая не будет использована для тканья или вязанья, представляет собой испорченный хлопок. Живой труд должен охватить эти вещи, воскресить их из мертвых, превратить их из только возможных в действительные и действующие потребительные стоимости» (Маркс К. и Энгельс Ф. ПСС, т. 23, с. 194). Это связано также с проблемой определения стоимости как основной категории, обуславливающей правильное понимание процессов роста и развития, причем не только применительно к предприятиям, но также к более широким экономическим процессам, включающим в себя национальную или даже транснациональную экономику. (Прав профессор Г. Колодко, бывший зам. премьер-министра Польши, министр финансов в правительстве левых сил, который относительно своих размышлений в книге «Мир в движении» (Колодко Г. Мир в движении. М.: Магистр, 2009, 575 с.) пишет: «…в современном общемировом хозяйстве – в эту нашу новую эру глобализации, либерализации, трансформации и интеграции – немалого можно достигнуть умной организацией совместных действий. Люди узнают: неправдой является то, что их судьбами должна руководить рыночная стихия и необузданные внешние силы. И это не только благодаря исправной местной администрации и профессиональной стратегии предпринимателей, но также – а порою особенно – благодаря рациональной, действующей в соответствии с общественными приоритетами макроэкономической политике на правительственном уровне…».) Здесь надо обратить внимание на то, что в обычном понимании сама стоимость в себе является комплексом характеристик, соответствующих человеку или вещи (в товарном обмене – товару), составляющих ее свойства, ценные для людей и могущие удовлетворить их потребности. Правомерно замечают различные исследователи, что можно говорить о разных категориях стоимости, например экономической, имущественной, интеллектуальной, потребительной или рыночной. Особенно существенно отметить то, что в методе управления стоимостью, используемом в экономике предприятия, доходит до измерения «субъективной» рыночной стоимости, в отрыве от объективно осуществляемого процесса создания (формирования) новой стоимости, составляющей доход и являющейся источником измеряемой прибыли (добавочной стоимости). Следовательно, речь идет о распознании особой роли отдельных ресурсных факторов в условиях, определяющих их функциональное значение, с точки зрения цели, которой является рост стоимости фирмы, действующей в комплексно обозримом окружении. Начатый в конце 80-х годов в Соединенных Штатах, а присутствующий уже с середины 90-х в Европе поворот в теории предприятия в направлении введения системы управления, ориентированной на рост его рыночной стоимости, определен в значительной мере проявлением в этот период новых обусловленностей и мегатрендов развития. Используя систематику, принятую А. Германом и А. Шаблевским в работе «Управление стоимостью фирмы», основными из них можно считать: • Переход от промышленных сообществ к информационным, с сильной тенденцией создания глобального информационного сообщества. Это одновременно связано с новой ролью и способом использования информации (в последние годы наступил радикальный переход от применения накопленных знаний к совершенствованию в массовом масштабе методов развития знаний). В результате этого произошло значительное ускорение темпа развития инноваций, благодаря чему знания стали главным производственным фактором, а информация воспринимается как один из самых важных факторов производства. • Наблюдаемая поступательная глобализация в мировом хозяйстве, в том числе применительно к финансовым и денежным рынкам, усиление доступа малым частным фирмам к недостающему капиталу. Это связано с происходящим ускоренным процессом глобализации информационных сетей, в результате чего растет взаимозависимость между финансовыми центрами, что также способствует интернационализации «интенсивности диффузии технологических новшеств». • Развитие «хозяйства, основанного на символах», то есть перемещениях капитала (в виде ценных бумаг и других финансовых инструментов), валютных курсах и кредитных потоках. Факт информатизации этих перемещений сильно влияет на возможности развития быстро растущего количества предприятий. • Уход от внедрения и применения «тяжелых» техник (и технологий) и переход к «мягким» технологиям, благоприятным для человеческой среды. Это требует изменений в применяемом понятии технологии, под которой до сих пор понималась технология прежде всего в физическом смысле, и расширения этого понятия также на область управления, включая в нее управленческие знания и навыки, а также общественно-институциональную поддержку для желательных направлений развития. Это обусловлено радикальным изменением роли управленца в частном производстве: от предпринимателя-владельца в спокойном и слабо структуализированном окружении через управленца-специалиста, работающего в спокойном и хорошо структуализованном окружении, а затем управленца-эрудита, действующего в условиях всё более острой конкуренции на местном рынке, до управленца-эрудита и специалиста, то есть универсального управленца, действующего в бурном и глобальном окружении. «Глобальному» управленцу нужны такие новые знания и навыки, как: предвидение и формулирование стратегии в бурном окружении, культурное управление, создание самообучающейся организации и управление ею, открытость на изменения и эластичность. • Ситуация, в которой всё чаще решающим фактором для получения конкурентного преимущества предприятия становится его способность внедрения новшеств. Это связано, с одной стороны, с ростом интенсивности конкуренции на рынке, а с другой стороны – с тем, что теперь нематериальные активы фирмы часто являются ключевым элементом ее конкурентного преимущества. • Информационные технологии как фактор, разрушающий существующие структуры и функции на традиционно организованных предприятиях. Предприятие будущего становится во всё большей степени виртуальной организацией, являющейся новой формой сетевого способа кооперации. Управление таким предприятием ориентируется на постоянный рост его стоимости, которая определяется не только дисконтированными будущими денежными перемещениями в фирме, но также через нефинансовые цели: степень удовлетворения, получаемого клиентами, новаторские способности, удовлетворение работников и т.п. «Сущность виртуального предприятия – это его способность приобретения ключевых компетенций благодаря разработке бизнес-проектов, которые создают новые важные добавочные стоимости». • Ускорение перемещения (миграции) стоимости между отдельными хозяйственными секторами и фирмами, новыми чертами которых являются: ускорение процесса перетекания капитала и его величины и драматический рост и падения рыночной стоимости фирм за короткое время. По имеющимся предварительным оценкам, успеха добиваются фирмы, ориентированные на изменения, происходящие на рынке и в иерархии приоритетов клиентов, а также понимающие ожидания инвесторов и умеющие им соответствовать. Распознавание представленных обусловленностей и детерминант развития указывает в особенности на крайнюю необходимость учета во все большей степени факторов, связанных с генерированием нематериальных ценностей, непосредственным источником стоимости которых является человеческий труд. В частности, роль этих факторов правильно характеризует В. Вальчак, предпринимая попытку сформулировать собственное определение рыночной стоимости предприятия. Он ее понимает как «динамичную переменную, являющуюся функцией стоимостных оценок и суждений, выражаемых на основании добросовестных и комплектных экономических данных и пакета существенной информации о текущих и будущих перспективах развития предприятия, вытекающих из имеющихся стратегических ресурсов, ключевых компетенций, потенциала интеллектуального капитала и способностей для постройки конкурентных преимуществ. Тогда рыночная стоимость предприятия создается на основе конфигурации материальных и нематериальных ресурсов, которые (согласно автору этого определения) отчетливо выигрывают в весе в реальностях нового хозяйства». Выходя за пределы одной хозяйственной организации, в частности международных корпораций, стоит также отметить непростую проблему: какого рода стоимости должны быть максимализированы (или оптимизированы) в масштабе всего национального хозяйства (стоит здесь привести существенную мысль профессора З. Баумана, выдающегося польского социолога и философа, высказанную в интервью в журнале «Политика» в 2004 г.: «...лишь один рост ВВП – это, в сущности, глобальное сверхвранье, если его принимать в качестве измерителя человеческого благосостояния. Ибо ВВП отмечает количество денег, которое в пределах какой-либо экономики перешло из рук в руки. А вот огромной сферы морального, семейного, соседского, регионального хозяйства ВВП не учитывает...»), а также международных интегрированных группировок, в частности Евросоюза. Это связано с тем правдоподобным фактом, что измеряемые при посредстве рынка (в особенности финансовых бирж и создаваемых там ценных бумаг и вторичных финансовых инструментов, так называемых дериватов) рыночные стоимости активов во все большей степени отрываются от действительно созданных новых стоимостей. (На это влияют, среди прочего, всё более автоматизированные процессы алгоритмизации рыночных операций и рост скорости их заключения. Вот пример от августа 2012 г.: «Маклерский дом Knight Capital Group, который благодаря использованию высокоэффективной системы компьютерных поручений обслуживает почти 10% всех сделок с ценными бумагами на американской бирже, 1 августа чуть ли не поплатился банкротством из-за своей иновационности. Ошибка алгоритма создала условия для поручений массовой выкупки акций» (Козловская К. Ошибки высокой скорости, Obserwator Finansowy, 27.08.2012)). Имеющие место современные экономические процессы и происходящие в них явления указывают на всё более видимую, особую роль человеческого труда, восприятия которого только через призму втягиваемого в эти процессы капитала не хватает для полного охарактеризования трансформации ресурсов во вновь создаваемую стоимость. Итак, отмечая роль капитала как основного источника и прямого обоснования рыночной концепции стоимости предприятия, попытаемся отследить труд и непосредственно связанные с ним ресурсные факторы как второе, не менее существенное образующее стоимость звено. При таком подходе роль труда может выглядеть как действие генерирующей силы, которая, опираясь на используемый на предприятии капитал и пущенные в действие благодаря ему остальные ресурсные факторы, начинает полный процесс создания новой стоимости. Одновременно логика функционирования рыночного хозяйства вызывает то, что предприятия оцениваются главным образом владельцами капитала (акционерами) только по способности генерировать доходы, источником которых является вновь создаваемая стоимость. В рассматриваемом процессе, кроме соответствующего имущественного снабжения предприятия, имеется ряд других элементов, связанных как с натуральной средой, так и с соответствующей организацией и системой управления предприятием, конкурентностью изделий и услуг, профессионализмом используемых работников и остальными компонентами, имеющими, как мы уже отмечали, нематериальный характер (такого рода факторы бывают часто заметны в качестве дающих возможность сформировать так называемую репутационную стоимость (англ. goodwill)). Итак, можно представить предприятие в виде своего рода кибернетической схемы или, лучше сказать, системы, в которой на входе основные, генерирующие элементы, создающие стоимость, – это капитал и рабочая сила, являющаяся ресурсом труда, возможным для стоимостного измерения. А на выходе возникает продукт или товар с новой стоимостью, являющийся источником измеримой прибыли (прибавочной стоимости). В данной системе, которая условно отражает процессы, происходящие на предприятии, возникают обратные связи, которые благодаря дополнительной поддержке со стороны других ресурсных факторов совместно создают формирующуюся новую стоимость, а через взаимосвязи, главным образом информационного характера, с широко понимаемой окружающей средой происходит ускорение создания этой стоимости или, в особых случаях, торможение или просто приостановка этих процессов. Изложенную концепцию так понимаемой системы, которая может иллюстрировать процессы, происходящие на современном предприятии, представляет схема на рис. 1. На схеме материальные и финансовые потоки обозначены черными стрелками, а белые стрелки иллюстрируют потоки информационного характера.
Не останавливаясь на подробной характеристике выделенных на схеме ресурсных факторов, обратим внимание на принципиально своеобразные функции, какие выполняют отдельные из них в зависимости от своего расположения. Прежде всего на то, что один (сам в себе) капитал, как бы он ни воспринимался, без включения его в процессы труда, то есть в неиспользуемом состоянии, не в состоянии создать новую стоимость. С другой стороны, и рабочая сила без «подпитки» (обеспечения) капиталом и другими ресурсными факторами становится бесплодной силой без возможности создания рыночной стоимости, которая может реализоваться лишь в процессах товарного обмена. Даже так часто встречаемое в сфере капитала восприятие двух его основных частей – реального или делового капитала и интеллектуального капитала, составляющего своего рода внебалансовый ресурс, не может удовлетворительным образом объяснить описанное явление. Лишь поглощение капитала в процессе труда, происходящее во времени, может объяснить, как создается новая стоимость. Тем не менее надо подчеркнуть, что капитал, особенно в условиях рыночной системы, составляет неотъемлемую и основную принадлежность каждого исправно действующего экономического (хозяйственного) звена, которым и являются современные предприятия. Предназначая капитал на данное экономическое начинание, его владельцы всегда рассчитывают на прибыль, а это связано с явлением создания новой стоимости, которая, включая в себя добавочную стоимость, составляет основу умножения этого же капитала. В соответствии с представленной концепцией, имея в виду функции и способы участия в процессах трансформации, кроме уже описанных главных (основных) ресурсных факторов, непосредственно создающих новую стоимость или генерирующих ее, можно выделить также группу факторов, воспроизводящих свою стоимость и выступающих в качестве различных связей как материального, так и не материального характера с натуральной средой. В этом случае мы имеем дело с переносом (восстановлением) стоимости натуральных ресурсов, а также во всё большей степени с процессами создания новых стоимостей, в том числе с взаимоотношениями информационного характера, непосредственно связанными с защитой окружающей среды (экологией). Очередную важную группу, но косвенного характера, ресурсных факторов можно определить как своеобразную систему акселерации – ускорения процессов создания новой стоимости. Такого рода факторы связаны прежде всего с реализованными на предприятиях процессами управления, присущей чертой которых является необходимость использования соответствующих информационных ресурсов, созданных отраслями науки и при разработке новшеств, а также связанных с существующей культурной и бытовой средой, а в более широком масштабе также зависящих от производственных, экономических и общественно-политических отношений. В обсуждаемых процессах существенную роль играет также явление (механизм) синергии, ибо от имеющихся взаимозависимостей и взаимодействия и согласованности отдельных вещественных и нематериальных ресурсов (косвенных ресурсных факторов) в значительной степени зависит, например, стоимость фирмы, и особенно ее рыночная стоимость (роль синергии в процессе формирования новой стоимости можно приравнять к роли резонанса, проявляющегося во многих технических процессах). Заметно, например, что реализация стратегических целей предприятия будет более действенной, если управляющие с умением, сознательно и целенаправленно будут влиять на ход синергии. Это, однако, сложная задача, так как такого типа воздействия могут быть недостаточными или же могут дать противоположный от намеченного результат. Стоит обратить внимание, что в выделенном на рис. 1 районе воздействий факторов нематериального характера, связанных главным образом со сбором, переработкой и использованием информации, мы имеем дело с процессами ускорения и роста стоимости (или с процессами, способствующими росту стоимости). При этом существенно, что такие процессы могут происходить только с участием человека, который в состоянии любые ресурсы, а в частности информационные, использовать сознательно, осуществляя определенные экономические цели. Применяя язык кибернетики, можно здесь говорить о существовании обратной связи, оператором которой становится широко понимаемая эффективность использования информации. С учетом того, что имеем дело с процессами, в которых человек играет субъективную роль, а точнее говоря, с его творческими способностями, основными факторами, от которых зависит функционирование упомянутого оператора, являются: время (скорость реализованного процесса) и человеческий труд (или эффективность использования человеческого фактора в процессе труда). Рассматриваемые явления особенно отчетливо можно наблюдать в процессах принятия решений управляющими кадрами. На рис. 2 они условно представлены как комплекс факторов, имеющих влияние на управленческие решения.
Функция ускорения создания новой стоимости, которая связана с использованием информации в процессе человеческого труда, становится особенно заметной под влиянием современных обусловленностей, в каких действуют предприятия. Наблюдаемые сегодня детерминанты, проявляющиеся при определении целей экономической деятельности и мегатренды развития подчеркивают значение нематериальных факторов, участие которых во вновь создаваемой стоимости становится всё большим. Авторы книги «Нематериальная ценность фирмы», цитированные мной ранее, провели законченные в 2000 г. исследования, опираясь на которые благодаря применению так называемого ПСС – показателя создания стоимости (value creation index – VCI), определяющего участие нефинансовых факторов в создании стоимости, констатировали, что как минимум 50% стоимости традиционной фирмы основывается, по крайней мере, на этих девяти факторах (относящихся к нематериальным стоимостным факторам. – Прим. С.Б.). При этом имелась отчетливая связь полученных результатов с рыночной стоимостью исследуемых предприятий (0,70) и их финансовыми результатами. Они также заметили, что относительно небольшие изменения ПСС могут давать большие изменения рыночной стоимости. Обращая внимание на основные факторы, имеющиеся на входе экономических процессов (рис. 1.), необходимо заметить, что финансовый аспект предприятия в рыночной системе капитализма основан на категории капитала, и это хорошо описано К. Марксом. Вытекает это из того, что именно участие капитала в глазах его владельцев создает условия для обеспечения предприятия необходимыми компонентами вещественного и финансового имущества, а также процессов труда на основе вовлеченной в эти процессы рабочей силы. Таким образом, для владельцев капитала в смысле использования этого основного, создающего рыночную стоимость компонента главной и стратегической целью предприятия в рыночном хозяйстве становится максимализация этой стоимости путем достижения возможно высокого дохода и тем самым прибыли. Рассматривая, однако, представленную систему как систему, подчиняющуюся регулированию, можно заметить две основные обратные связи, на основе которых можно обсуждаемой системой управлять, а тем самым управлять вновь создаваемой в ней стоимостью. Одна из этих обратных связей, как уже указывалось, связана со способом использования главного «материального» ресурса, каким является капитал. В этом случае главным оператором становится рентабельность капитала и все связанные с нею факторы. Вторая система регулирования опирается, в свою очередь, на описанное ранее явление акселерации (ускорения), основанное главным образом на процессах управления, взаимодействии с окружением, использовании информационнных ресурсов и нематериальных ценностей, влияющих на увеличение рыночной стоимости предприятия. В теории и практике управления финансами, основанных на управлении стоимостью предприятия, можно заметить оба упомянутых выше оператора. Вытекает это из того, что такое управление является де-факто процессом влияния на все существенные исполнительные подсистемы предприятия с помощью действий в направлении лучшего использования ресурсов, а этот процесс ориентирован на основную цель фирмы, которой является максимализация ее стоимости. Так понимаемая максимализация стоимости предприятия требует не только рационализации, например, структуры капиталов. Это должно сопровождаться созданием дополнительной стоимости в результате оптимизации управления, например, имеющимися активами, но не забывая при этом о второй основной составляющей – человеческом труде и его потенциале создания новой стоимости (о роли основных и косвенных факторов развития и связи между ними см.: Будзишевский С. Общественная производительность труда и ее место в оптимизации народнохозяйственных процессов. В кн. Экономический закон неуклонного роста производительности труда. М.: Мысль, 1974, с. 246). Выходя за наиболее распространенные в рыночной экономике варианты (модели) статичной теории структуры капитала, надо видеть также необходимость оптимизации шире понимаемых процессов управления, с учетом обоих ранее охарактеризованных главных операторов (основных факторов), проявляющихся в системе, которой является предприятие. Не приводя многих примеров, стоит подчеркнуть, что описанный ранее механизм проявляющихся на предприятии операторов, регулирующих трансформацию ресурсов в новую стоимость, есть только одна из попыток познания сущности различных ресурсных факторов и их роли в создании новой стоимости, а также определения рыночной стоимости, являющихся источником прибавочной стоимости и прибыли. Попытки такого рода должны быть полезны для понимания и практического применения разных методов управления стоимостью предприятия.
Резюме Динамичные изменения в окружающем мире и проявляющиеся новые обусловленности и мегатренды развития влияют на понимание роли основных факторов создания новой стоимости, в том числе «нематериального» умственного труда, а также процессов управления ею. Способствует этому начавшийся в конце XX века поворот в теории управления предприятием в сторону все более применяемого метода управления, сориентированного на рост его рыночной стоимости. Сущностью этого направления является подчинение стратегии развития фирмы максимизации ее стоимости. При этом познание проявляющихся всё шире новых обусловленностей указывает на необходимость учитывать во всё большей степени факторы, являющиеся, по существу, нематериальными стоимостями. Непосредственным источником создания стоимости в экономических процессах является труд человека (см. Маркс К. и Энгельс Ф. ПСС, т. 23, с. 194), восприятие которого только через призму использованного капитала, как это толкуют ученые, исследующие рыночную экономику, недостаточно для полного охарактеризования трансформации ресурсов во вновь создаваемую стоимость. В статье экономический процесс, в том числе осуществляющийся на предприятии, представлен в виде схемы, изображающей систему, в которой на входе питающими (генерирующими) стоимость факторами являются капитал и рабочая сила, представляющая собой ресурс труда, возможный для стоимостной оценки, а на выходе возникает продукт с новой стоимостью – источником дополнительной стоимости и измеримой прибыли. В такой системе выступают обратные связи, которые благодаря дополнительной поддержке других ресурсных факторов (по своему существу – косвенных) создают стоимость, а через связи главным образом информационного характера, с широко понимаемым окружением, происходит ускорение процессов создания новой стоимости. Так понимаемая система позволяет охарактеризовать отдельные ресурсные факторы, генерирующие новую стоимость, определить их роль и указать на механизм ускорения (умножения) процесса создания стоимости, а также сделать вывод о существовании операторов обратной связи, составляющих своего рода систему регулирования, в том числе недооцениваемого оператора, основанного на человеческом труде. Оптимизация описанной схемы регулирования заключается в соответствующем подборе операторов и их использовании в процессах управления стоимостью на различных уровнях хозяйствования.
Стефан БУДЗИШЕВСКИЙ, кандидат экономических наук
Варшава, Республика Польша
Перевод Ильи Ароновича Серебро
Москва Прим. ред.: ссылки на источники в газетном варианте статьи опущены.
|