С более полной версией текста, включающей графические изображения и фото, вы можете ознакомиться в печатном ( бумажном) выпуске "ЭФГ" №26/866-2011
Тайны Древнего Египта и современность «БЕЛЫЕ» И «КРАСНЫЕ» КРОКОДИЛЫ, СОЛНЦЕ ПРАВДЫ И СПАСИТЕЛИ 1. «И научен был Моисей всей мудрости египетской» (Евангелие, Деян. 7:22) Еще древние мудрецы учили, что история циклична и всё периодически возвращается «на круги своя». Согласно восточной доктрине, с каждым большим циклом восходящей эволюции духа работа по совершенствованию человека повторяется на более высоком уровне (см. работу «Коммунизм в религиозно-философских учениях и циклы эволюции», часть 1-я). В этом свете совсем не случайно, что исследователи древнеегипетской мифологии и литературы, знакомые с христианской религией, отмечают многочисленные связи между религией Древнего Египта и христианством. Эти связи обнаруживаются в пантеонах, функциях и заповедях богов, в символах и аллегориях Священных Писаний, в образах и сюжетах религиозной литературы, в самой истории двух религий и т.д. Так что слова библейского пророчества: «Из Египта воззвал Я Сына Своего» имеют глубочайший сокровенный смысл. Для начала приведем основные соответствия древнеегипетского и христианского пантеонов богов. Это поможет наконец разобраться с сокровенной сутью современных авраамических религий, истинного христианства и коммунизма: 1) египетский демиург Птах (Пта), Всевышний, отец богов, – в христианстве это Вседержитель Всевышний (Эл, Илу); 2) бог Луны Тот, выступающий в образе Всевышнего Птаха, «заместитель [бога Солнца] Ра ночью» у египтян был богом чужеземных стран, «владыкой бедуинов» – кочующих евреев и арабов, – в христианстве это Иегова (Яхве), выступающий в роли Всевышнего Вседержителя, господствующий на низших ступенях эволюции духа; 3) бог Солнца Ра – это божественная ипостась Христа, символизируемая Солнцем; 4) Шу («тот, кто мраку приносит свет», «солнечный свет», «образ Ра») – это Дух Святой; 5) умирающий и воскресающий Озирис, символом которого является Орион; первый богочеловек Египта, показавший людям путь воскресения, – в христианстве это человеческая ипостась Христа: Иисус Сын Человеческий, называющий себя «звездой утренней» (Отк. 22:16); 6) богиня Изида, возлюбленная сестра, потом жена Озириса, – прообраз Марии Магдалины, персонифицирующей невесту-жену-церковь истинного Христа (см. библейскую «Песнь Песней Соломона»), «брачный пир» которой с Христом состоится во 2-е Пришествие; 6) бог Гор – персонификация возрастающих в мире Спасителей; 7) египетский антихрист Сет – ложный, неистинный Христос (1 Ин. 5:20); 8) египетский диавол (змий, дракон) Апоп – в христианстве это «древний змий, дракон, называемый диаволом и сатаною», он же бог Израилев в своей темной ипостаси как «диавол, человекоубийца, лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Обратите внимание: в древнеегипетской религии разным ипостасям иудейско-христианских божеств соответствуют самостоятельные божества. Древний Египет: слева - демиург Пта(х), справа - бог Луны Тот в образе павиана, приветствующий восход Солнца
Древняя мудрость говорит, что духовная система мира аналогична нашей солнечной системе. Поэтому небесные светила служат символами духовных светил. Вот почему древние народы обожествляли небесные светила, а также самое небо как духовный мир. Особенно это характерно для религии Древнего Египта, где Моисей обучался мудрости у тамошних жрецов. Затем эта мудрость стала достоянием Библии. В древнеегипетской духовной системе Вседержитель Птах управляет человечеством и просвещает его с помощью двух светил-глаз – Солнца и Луны (светящейся, разумеется). Эти светила-очи Вседержителя символизируют моральные законы – лунные и солнечные. А звезды египетского неба были символами блаженных душ. Делать светлым, просвещать, превращать в звезду означало и превращать в блаженный дух, как отмечал исследователь А. Коцейовский (Коцейовский А.Л. Тексты пирамид, т. 1, Одесса, 1917). По Библии, Вседержитель тоже создал два светила – Солнце для управления днем, и Луну для управления ночью, и звезды (Быт.1:1-19). Здесь речь тоже идет о духовных светилах и их законах, управляющих миром света и тьмы, т.е. о новозаветном солнечном и ветхозаветном лунном законах (критики Библии, понимая библейское сотворение мира буквально, сами же высмеивают его: мол, Бог создал Солнце и Луну лишь на четвертый день, когда и свет уже был, и чередование дней и ночей). Звезды в Библии также являются символами праведников: «праведники воссияют как звезды, навеки, навсегда», «разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, навеки, навсегда», «среди строптивого и развращенного рода… вы сияете, как светила в мире» и т.д. Солнце для нас является центральным и истинным источником света. Так, египетский бог Солнца Ра говорит о себе: «Я Владыка [т.е. Господь] и Сын Владыки... Я Солнце, Я творец божественного Слова... Я Владыка Света» («Книга мертвых», гл. 85). В Библии Христос – это «Свет миру», воплощенное Слово Божие, «Солнце правды». Луна светит в темном мире слабым отражением солнечного света. В древнеегипетской религии носителем лунного ока-закона Вседержителя, заместителем бога Солнца ночью, т.е. в мире тьмы, был бог Луны Тот – бог кочующих евреев и арабов, выступающий в образе Вседержителя Птаха (см. «Стела Шабаки», 48-61 и миф «Сотворение Луны»). В этой ипостаси он назывался «серебряный Атон» – серебряный Отец, «подобие солнечного диска ночью», «заместитель Ра», «прекрасное подобие Хепри» – бога восходящего Солнца, «образ Атума» – бога заходящего Солнца, «месяц». Итак, Тот в образе Птаха ассоциировался со светящейся Луной. В Библии египетскому богу Луны Тоту соответствует бог Израилев в образе Вседержителя. Празднования новолуний – «закон для Израиля, устав от бога Иаковлева» (Пс. 80:4-6; Числ. 10:10; 28:11-15), течением Луны определяется весь еврейский праздничный календарь (по свидетельству Е.П. Блаватской, связь Иеговы с Луною хорошо известна в Каббале). Но, как всякий завистливый заместитель, бог Луны хочет быть начальником. Так, древнеегипетский бог Луны Тот стремится подменить собой Вседержителя Птаха: называет себя «начальником двух глаз» (т.е. двух законов – лунного и солнечного), «единым», «сущим изначала», «главой всех богов и богинь», царем богов», и т.д. (см.: Тураев Б.А. «Бог Тот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры». Записки историко-филологического факультета Императорского университета. Спб., 1898). Он назывался также «владыкой Писаний», «давшим Писание», «языком Атума» – бога вечернего Солнца, «языком Ра» и «гортанью того, чье имя сокровенно» – скрыто. То есть бог Луны говорил от имени Вседержителя, от имени бога Солнца и кого-то третьего, чье имя скрывалось. Недаром одним из образов бога Луны был павиан, склонный к подражанию и письму. Бог Израилев ведет себя так же, как египетский бог Луны. Он выступает в образе Всевышнего Вседержителя, называет себя «Господом единым» (Библия, Втор. 6:4), «Сущим» (Исх. 3:14), единственным богом на земле и на небе (Ис. 43:11, 44:6; 45:5; 45:21; 48:12), Создателем земли, неба и людей (Ис. 45:12); «Богом богов и Владыкой владык» (Втор. 10:17), подменяя собой Всевышнего Вседержителя (Амос 5:16), а в пророчествах говорит от имени Всевышнего, от имени Христа и от себя самого. Как и нынешнее духовенство, чрезмерно восхваляющее и воспевающее бога Израилева, так и египетские жрецы наделили Тота множеством лестных эпитетов: «милостивый», «правоглаголивый», «сладкоголосый» и т.д. Однако отец русской египтологии Б.А. Тураев предупреждал, что всегда надо иметь в виду особенности богословского языка и с осторожностью относиться к таким выражениям по отношению к богу Луны, как-то: «бог величайший», «владыка во веки веков», «благой бог от века», «владыка неба и владыка земли», «царь жизни богов», царь веков», «единый», «глава истины на земле и на небе» и т.д. По сути, эти эпитеты относятся ко Вседержителю, в роли которого выступал бог Луны. Далее. Луна – неистинное светило, она не является источником, а лишь носителем света, и египетский бог Луны Тот назывался «носителем [лунного] ока» Вседержителя Птаха (т.е. носителем закона для темного мира). Сама по себе Луна представляет темный шар, а светится лишь постольку, поскольку одна сторона ее освещена Солнцем. Но она периодически являет землянам свою обратную темную сторону – фазы светимости Луны постоянно меняются от полнолуния до новолуния, т.е. кромешной тьмы. Таков и бог Луны, и его изменчивые противоречивые законы и заповеди, где свет перемешан с тьмой. Темную сторону Луны у древних народов олицетворял дракон, который пожирает ее светящуюся часть. Тогда видимый с Земли светлый лик Луны убывает до тонкого серпа и исчезает совсем. Поэтому древние народы радовались появлению молодого месяца. В Древнем Египте пожирателем света был гигантский змей Апоп. (Повторим, что разным ипостасям иудейско-христианских божеств соответствуют самостоятельные древнеегипетские божества). В Библии это «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Отк. 13:9), он же бог Израилев в своей темной ипостаси как «диавол, человекоубийца, лжец и отец лжи», по словам Христа (Ин. 8:44). Бог Израилев «не устоял в истине», как Луна не может устоять в полнолунии. А именно празднование темной фазы Луны – новолуний, является «законом для Израиля, уставом от бога Иаковлева». Божественное Солнце в древнеегипетской религии также рассматривалось в движении, что выражено в трех солнечных фазах – восходящего, полуденного и заходящего Солнца. Соответственно бог Солнца Ра был трояким: «Я Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером», – говорит Ра. Три лика бога Солнца Ра: Ра-Горахте (бог полуденного Солнца); Атум (бог заходящего Солнца); Хепри (бог восходящего Солнца)
Далее. В древнеегипетской религии Солнце – правый глаз (закон) Вседержителя, его левый глаз (закон) – Луна. Луна же является зеркалом, отражающим свет Солнца на темную сторону Земли. Но в зеркальном отражении правая сторона оказывается левой, а левая – правой: «Левое око[-закон] принимается правым», «Тот великий исходит как правогласный», «(Тот) делающий правогласным», – гласит надпись в Дендерском храме. Таково обманчивое «православие», «правоверие» и современных церквей, исповедующих лунный Моисеев закон: они правые у бога Израилева, но оказываются «левыми» у Солнца-Христа. И, напротив, «левые», чьим священным символом является восходящее Солнце, оказываются правыми у Солнца-Христа. Таковы два православия в современном мире: «Наше дело правое», говорят и левые, и православные. Таковы и две правды христианства: правда Ветхого завета и правда Нового завета. Так в древнеегипетской религии существовали Две Истины Маат, или двойная Маати, знаком которой было перо на голове. В Древнем Египте к богу Луны Тоту возводилось следующее: – правогласие; – престолонаследие, основы монархического строя; – строительство храмов, происхождение культа богов: бог Тот «устрояющий храмы», «снабжает храмы»; – права наследственности, преемственности, кастовых традиций: бог Тот «передающий по наследству дома»; «Почтите Тота... и вы передадите сан вашим детям»; – установление должностей; – установление границ, меж: бог Тот «дающий землям границы полей», «определяет границы всех стран» (отсюда черт – от слова «черта»); – прибыльность, доходность дел: «Тот дает доходы на земле и на небе» (Тураев Б. Бог Тот...). И в наше время, как видим, всё это освящается именем бога Израилева.
2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ КАК ПРООБРАЗ «БЕЛОГО» И «КРАСНОГО» ХРИСТИАНСТВА Древнеегипетская религия есть аллегорический прообраз исторического христианства, с его лунно-солнечными бело-красными течениями и с его «солнцеворотами» коммунистических учений: от первоначального общинного христианства – до заходящего Солнца утопического коммунизма – к восходящему Солнцу Нового Мира – и наконец, к палящему Солнцу правды Апокалипсиса. «Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву… так увядает и богатый в путях своих». «Придет день, пылающий как печь; тогда все надменные будут как солома, и попалит их грядущий день... взойдет Солнце правды», – говорят библейские пророчества (Мал. 4; Иак. 1:9). Это Восходящее Солнце правды стало главным священным символом социализма, который претворял в жизнь принципы общинной христианской морали эпохи Апокалипсиса – конца ветхого мира, знамением которого явилась свершившаяся Великая Октябрьская социалистическая революция. Напомним, что одним из идейных источников марксизма-ленинизма является христианский утопический коммунизм и что по отношению ко вчерашнему Солнцу утопии, с его «теплой» моралью, марксистско-ленинская «горячая» коммунистическая мораль, отличающаяся непримиримостью к стяжательству, несправедливости, эксплуатации, угнетению человека человеком, представляет следующую, более высокую ступень эволюции духа. По словам Ленина, «первоначальный социализм был утопическим социализмом». Однако он подчеркивал, что утопический социализм (коммунизм) стоит в обратном отношении к историческому развитию. Как сказано в «Манифесте коммунистической партии», «изобретатели этих (утопических) систем… отвергают всякое политическое, и в особенности всякое революционное действие; они хотят достигнуть своей цели мирным путем… поэтому они последовательно стараются вновь притупить классовую борьбу и примирить противоположности. Восходящее Солнце правды в коммунистической символике Они всё еще мечтают об осуществлении… своих общественных утопий… и… вынуждены обращаться к филантропии буржуазных сердец и кошельков. Они постепенно опускаются в категорию… реакционных или консервативных социалистов… с ожесточением выступают против всякого политического движения рабочих…». Ленин писал: «Фантастичность планов старых утопистов, начиная с Оуэна, состоит в том, что они мечтали о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства эксплуататоров. И поэтому мы правы, находя в этом… сплошь фантастику, нечто романтичное, даже пошлое в мечтаниях о том, как простым кооперированием населения можно превратить классовых врагов в классовых сотрудников и классовую войну в классовый мир (так называемый гражданский мир). Несомненно… без классовой борьбы за политическую власть в государстве социализм не может быть осуществлен». Утописты «не понимают основного, коренного значения политической борьбы рабочего класса за свержение господства эксплуататоров». «Тем и отличается марксизм от старого утопического социализма, что последний хотел строить новое общество не из тех массовых представителей человеческого материала, которые создаются кровавым, грязным, грабительским, лавочническим капитализмом, а из разведенных в особых парниках и теплицах особо добродетельных людей…» (Ленин В.И. О кооперации). Но социализм – лишь первая, несовершенная, «восходящая» фаза научного коммунизма. А символом научного коммунизма (который должен быть синтезом всех религиозно-философских учений коммунизма) является, как говорит евангельское пророчество, знойное полуденное Солнце правды. Солнечный храм царя Ниусерра в Абу-Гурабе (реконструкция) Обелиск в Гелиополе – «городе Солнца»
Так, движение эволюции аналогично движению Солнца по небу с востока на запад и снова на восток, приводящему новый день. Поэтому в Древнем Египте духовное Солнце рассматривалось в постоянном движении, изменении, обновлении: «Я Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером». Примечательно, что в одном из мифов бог заходящего (утопического) Солнца Атум изображен усталым, немощным стариком, которого люди совсем не слушаются. В отличие от других божеств, богу Солнца поклонялись на открытом месте, и вид храмов в его честь имел хорошо знакомую нам форму обелиска, воспроизводившего солнечный луч в камне. Подобно тому как в христианстве существует «белое» и «красное» течения, Древний Египет также разделялся на «белый» Верхний Египет и «кpacный» Нижний Египет. Символом царской власти в Верхнем Египте была белая корона, а ее покровительницей – «белая из Нехена», божественная птица-коршун Нехбет – орел в христианстве и масонстве (орел – символ лунного божества; Священные Писания говорят о светлом орле и черном орле, что, очевидно, связано со светлой и темной ипостасями бога Луны). Основы монархического строя в Египте, как уже упоминалось, возводились к богу Луны Тоту, который тождествен иудейскому Иегове в роли Всевышнего. Покровительницей же Нижнего Египта, где символом государственной власти была красная корона, являлась божественная огнедышащая кобра Уаджет (Уаджит, Уаджат) – олицетворение палящего огня божественного Солнца, сжигающего врагов Ра. История древнеегипетской религии, от додинастического периода (общинной «эпохи служителей Гора») до эпохи Птоломеев, есть прообраз исторического христианства, от первой христианской коммуны до сего дня. А древнеегипетский культ священного крокодила, которому посвящено это расследование, есть аллегорический прообраз христианского культа мамоны – богатства, ставший сегодня самой вопиющей злобой дня. В древнеегипетском культе крокодила легко угадывается пародия на притворную веру «белых» и «красных» нашего времени, так что многие узнают здесь самих себя. Неспроста Е.И. Рерих писала, что многие древнеегипетские пророчества относятся к настоящему времени. А в них говорится и о крокодилах в том числе. Коршун – символ царской власти в Верхнем Египте; двуглавый орел – символ царской власти в христианстве
Покровительницы государственной власти в Древнем Египте: кобра Уто (Уаджет) – покровительница Нижнего Египта; коршун Нехбет – покровительница Верхнего Египта. Корзины-иероглифы "неб" означают "владыка"; жезлы "уас" – символы власти и процветания; веревочные кольца – символы вечности; стебли папируса – эмблема Низовья, цветки лотоса – эмблема Верховья.
Слева направо: белая корона Верхнего Египта, красная корона Нижнего Египта, "Пшент" – объединенная бело-красная корона Обеих Земель
3. КРОКОДИЛЫ, СОЛНЦЕ И СПАСИТЕЛИ О крокодилах в религии Древнего Египта можно прочитать подробно в книгах И.М. Волкова «Древнеегипетский бог Себек», М.А. Коростовцева «Религия Древнего Египта», М.Э. Матье «Древнеегипетские мифы» и «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта», в сборнике статей «Древний Египет» и др. Только надо сразу еще раз подчеркнуть, что речь идет не об обычных крокодилах, которыми с древности кишели берега Нила. В древнеегипетской мифологии боготворимый крокодил, который изображался также в образе человека или человека с головой крокодила, есть аллегорический образ человеческой алчности и жадности, – животные атрибуты древнеегипетских божеств указывали на их наиболее характерные особенности. Слова, обозначавшие алчность и жадность, дурные душевные свойства и наклонности, египтяне на письме детерминировали знаком крокодила. О богаче, обирающем бедняка, говорили: «Он грабит, как крокодил» (папирус Priss, 7,5). Египтяне знали, что, представ перед судом своих богов, они будут заверять их в своем богопослушании: «Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. Я не лгал… Я не грабил бедных… Я не убивал… Я не сделал зла никому… Я не совершал блуда… Я не сквернословил. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее… Я не обманывал… не давил на гирю… не плутовал с весами… Я не крал… не завидовал… не грабил… не блудил… не ссорился из-за имущества… Я давал хлеб голодному и одеяние нагому… жаждущему я дал воды… Я не отличал себя от другого... Я уважал отца своего и был нежен к матери» – и так далее. Знали они и «Слово, вышедшее из уст самого Ра: говори правду, твори правду, ибо она – великое, она – пребывающее. Дурное дело не приводит к цели; мой же корабль достигнет берега. Нет друга у глухого к правде, нет радостного дня для корыстолюбца» (цит. по: Тураев Б.А. Древний Египет. Пт., 1922, с. 23). Оказывается, уже древние египтяне знали христианские заповеди в том объеме, в каком они преподаются сегодня в церквах. Упомянутый здесь крокодил Себек есть то «белый», то «красный» крокодил, выступающий то в белой, то в красной короне (по поводу имени «Себек» И.М. Волков писал, что первоначально Бругш возводил имя «Себек» к значению «отрезать», «отделять», потом к противоположному «соединять»; более или менее достоверным одним из значений слова «Себек» было «крокодил»). Отсюда и неоднозначность его поведения - он оказывается то противником, то защитником бога Солнца, точь-в-точь как наши бело-красные поклонники мамоны по отношению к Солнцу коммунизма. Недаром в СССР популярный сатирический журнал назывался «Крокодил». По-египетски это и есть крокодил Себек. Сущность и «белых», и «красных» крокодилов одна и та же: «крокодил Солнце в небе проглотил». (Знаменательно, что в самый разгар «прихватизации» на московских улицах некоторое время можно было видеть огромные рекламные шиты с изображением красного крокодила.) * * * Посвященные утверждают, что после гибели Атлантиды древние истины были преподаны последующим поколениям в символах и аллегориях религиозных мистерий и существует единый универсальный язык мистерий, на котором написаны все Священные Писания, от египетской «Книги мертвых» до Откровения И. Богослова. Слово «воды» на этом языке означает «люди и народы, племена и языки». С этими водами связана каждая религия. Религия Древнего Египта неразрывно связана с Нилом, но не с географическим, а с мифическим. Недаром Нил имеет общий корень с понятиями «загадочный», «таинственный». По словам Геродота, один лишь верховный жрец при храме богини Нейт в Саисе, а в более ранние эпохи один только фараон знал тайну Нила, божественные "воды" которого есть «творение Ра» и есть «солнечный народ», «народ Атума» (Атум – бог заходящего Солнца). По этим мифическим «водам»-народам в такой же мифической «ладье» плавает сам Ра в сопровождении богов и блаженных душ, охотясь за врагами Солнца в образах крокодилов, гиппопотамов, ядовитых змей и т.д. Особенно много врагов Ра водилось в болотах, образовывавшихся там, где божественные «воды»-народы застаивались. Так, наш знакомый крокодил Себек назывался «владыкой болотистой страны» и «владыкой заводей». Аллегорический смысл слова «болото» хорошо известен коммунистам, его часто употреблял Ленин. Больше всего врагов Ра было в Дельте, там, где воды божественного Нила смешивались со Средиземным морем; эта местность изобиловала болотами, – читающий да разумеет.
Битва Солнца с крокодилом. Древнеегипетское изображение
Змеи у египтян считались, за некоторым исключением, воплощением египетского диавола Апопа и темных, злых сил. Существовали особые обряды «заклания Апопа», «убиения крокодила», «убиения гиппопотама». Крокодилы и гиппопотамы олицетворяли египетского антихриста Сета и его банду. В одной из дендерских надписей говорится: «Крокодил, находящийся на этом месте, есть Сет». Уже в первобытные времена берега божественного Нила кишели крокодилами. Эти твари, опасные для всего живого, ужасали страшной хищностью, хитростью и коварством, молниеносной стремительностью, с которой они бросаются на добычу. Крокодилы подстерегали переходящих реку пастырей со стадами, жертвами алчных хищников становились люди у берегов и в воде божественного Нила. Страхом и ужасом наполнялись oт них окрестности. Для защиты от крокодилов составлялись особые магические формулы, с жалобами и мольбами о спасении от них обращались к самим богам. * * * Однако при всем этом, как ни парадоксально, у египтян существовал культ крокодила, в том числе и при храмах, где он обслуживал¬ся жрецами. Главным местом культа крокодила был город Крокодилополь – «Город крокодилов», расположенный в Фаюмском оазисе. Здесь крокодил был возвышен до звания демиурга и главы богов и, как нигде, считался священным и неприкосновенным, и охота на него строго воспрещалась. Египтологи недоумевают по этому поводу, некоторые из них даже называют египетскую религию «алогичной». Непонятно, пишет, например, И.В. Рак, как взаимоисключающие представления могли уживаться в сознании одного и того же человека, иными словами, как древнему египтянину удавалось верить сразу в несколько отрицающих друг друга положений. Но таким же алогичным и противоречивым оказывается и историческое христианство. Точно так же будущие исследователи истории христианства будут недоумевать, по каким непонятным для них причинам многие христиане, при всем отвращении их религии от богатства, при всем предостережении их о гибельности богатства: «Горе вам, богатые! горе вам, пресыщенные ныне», «не можете служить Богу и мамоне», «легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому в Царство небесное», «послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях, находящих ваших» и т.д., – как, несмотря на это, многие христиане преданы культу мамоны, называя частную собственность «священной и неприкосновенной». И чем богаче бывают эти двуногие крокодилы, тем большим почетом и уважением пользуются они у церкви. Итак, древнеегипетский культ крокодила есть аллегория христианского культа мамоны. Исследователь И.М. Волков сообщает о том, что в Древнем Египте маленьких крокодильчиков держали в храмовых прудах («воды суть люди…»), откармливали медовыми пирогами, а в случае смерти мумифицировали (т.е. приготовляли к жизни вечной) и погребали с почетом. При этом религиозная процессия сопровождала носилки, несомые с 4 сторон носильщиками, и на этих носилках, покрытых белой простыней, важно возлежал усопший крокодил. «Один из крокодилов, – продолжает Волков, – удостаивался чести возведения в звание верховного главы, царственного представителя всех прочих крокодилов, стоящего на страже их безопасности и благосостояния, требующего от жителей данной местности почтения к ним и мстящего за причиняемый им вред... Верховный крокодил был окружаем ореолом царственного величия, и его сородичи играли по отношению к нему роль подданных... Верховный крокодил уже в первобытную эпоху содержался при храме главного города области, преданной культу крокодила, будучи окружен величайшим почетом, питаем жертвенными яствами, молитвенно призываем своими почитателями, а изображения его как патрона чтущей его области служило областным гербом и было носимо на штандартах и почетных подставках на войне и во время религиозных церемоний... Верховный крокодил... получил значение пожизненного воплощения одного из высших духовных существ, именно того, которое обозначается египетским именем Себек». И подобно тому как богачей среди христиан величали «Ваше высокопревосходительство», «Ваше высокоблагородие», так древние египтяне называли крокодила Себека «почтенным божественным крокодильим образом, вышедшим из первобытных вод». Священный крокодил Себек обслуживался жрецами. Пища была предлагаема ему в таком количестве, что он, по выражению Аристотеля, был всегда сыт и даже пересыт и позволял ухаживающим за ним жрецам гладить себя, прочищать себе зубы и даже спать рядом с собою. Состав жречества, обслуживающего культ Себека, был настолько многочисленным, что при некоторых храмах оно разделялось на богослужебные чреды. Памятники говорят и о множестве храмовых служащих, обслуживающих культ крокодила. Другим центром культа крокодила в Египте был Омбоc. Омбосские тексты говорят о крокодиле Себеке как о таинственном, скрытном существе и боге, «вида которого не знают», «таинственном, существа которого не знают», «скрывающем свой вид», «который скрывает свое имя от богов и не познается людьми, духа (Ка) которого не знают, который скрывается в водах во всех своих видах». Жречество Себека возвысило его из местного божества до «отца богов», отождествило с богом Солнца и другими добрыми богами, перенеся на него их благие свойства и функции, наделило лестными эпитетами (то же произошло и с богом Луны Тотом). «Одетый в шкуру злейшего животного, бог Себек в религиозных представлениях выступает добрым и благодетельным существом», – пишет И.М. Волков. Но наряду с такими эпитетами Себека, как «прекрасноликий», встречается и «страшная глотка». Культ крокодила существовал во многих местах «белого» Верхнего и «красного» Нижнего Египта. Исследователи задаются вопросом: по каким непонятным причинам египтяне удостаивали крокодила такой чести? Однако надо сказать, что культ крокодила всё же не был всеегипетским. Есть даже упоминание о столкновениях между омбосскими почитателями крокодила и их противниками дендерцами, преданными культу небесного сокола. «Таинственный» дух крокодила Себека в приложении к христианству есть антихристианский дух мамоны, который уже давно поселился в церкви и освящен духовенством. Примечательно египетское выражение «Себек с вами!», как будто Себек есть Господь и Бог. И.М. Волков вслед за Видеманном полагал, что представление о крокодиле как о высшем духовном существе было привнесено на берега Нила вторгшимися в Нильскую долину в доисторические времена азиатскими прасемитами, слившимися с туземцами в один египетский народ. Это суждение вполне правомерно и в отношении христианства: ведь частная собственность и богатство стали «священными и неприкосновенными» только после того, как вместо Нового Завета церкви стали исповедовать Ветхий Завет, якобы «обновленный» Христом. Ветхий завет лежит и в основе капитализма – «маммонизма», как называл его Карлейль. А.И. Бусел
|