Д. МЕДВЕДЕВ: ПЕРВЫЕ ШТРИХИ ГЕРМАНИЯ Сегодня многие задаются вопросом, какой политики ждать от России. Мне неоднократно приходилось отвечать на этот вопрос. Сразу скажу: в международных делах, как и внутри страны, мы будем прежде всего настаивать на верховенстве права, на соблюдении всеми государствами – и прежде всего ведущими державами – международного правопорядка. Это, без сомнения, ключевое условие поддержания управляемости мирового развития. И особенно важно это сейчас, когда на смену искусственной биполярности приходит более естественная полицентричная международная система, с опорой на Организацию Объединенных Наций. Её основатели, основатели ООН, многое предугадали. И в основе своей ООН – это компетентная организация для взаимодействия на равноправной основе. Хотелось бы сразу заметить, что другой у нас нет и, по всей вероятности, в ближайшие годы не будет. И попытки заменить Организацию Объединенных Наций «эксклюзивными форматами» (а это иногда предлагается) имели бы для текущего миропорядка абсолютно самые разрушительные последствия. Разумеется, что Организация должна модернизироваться, с тем чтобы адекватно отражать реалии современного многополярного мира. Отсюда и необходимость реформы Совета Безопасности на основе формирования широкого согласия государств – членов ООН. И мы ценим стремление Германии к поиску компромиссных, а не раскалывающих Организацию Объединенных Наций по этому вопросу формул
* * * Убеждён, что без открытого и честного выяснения всех имеющихся у нас на сегодняшний день озабоченностей нам не продвинуться в деле создания подлинно большой Европы. И если наши предшественники смогли в условиях «холодной войны» разработать Хельсинкский Заключительный акт (как правовую основу, кстати, европейского устройства, выдержавшую вопреки всему испытание временем), то почему бы нам сегодня не сделать следующий шаг? А именно – разработать и заключить юридически обязывающий Договор о европейской безопасности. Его сторонами могли бы стать и действующие в евроатлантическом пространстве организации. Кстати сказать, попытки заключить такой договор делались в прошлом. Достаточно вспомнить Пакт Бриана–Келлога 1928 года. Но тогда он так и не смог сработать и разделил печальную участь Лиги наций. В современных условиях, когда никто не хочет войны в Европе и когда все мы умудрены опытом XX столетия, у такой договорённости есть шансы на успех. Речь могла бы идти о региональном пакте, который бы опирался, естественно, на принципы Устава ООН и внес бы окончательную ясность в значение фактора силы во взаимоотношениях в евроатлантическом сообществе. В комплексе решались бы и вопросы неделимости безопасности, и проблемы контроля над вооружениями в Европе, которые всех так заботят. Предлагаю подумать над идеей и общеевропейского саммита, на котором можно было бы дать старт процессу разработки такого договора. Важно, правда, чтобы все государства – абсолютно все государства Европы – участвовали в нём в своем национальном качестве, оставив блоковые и иные групповые соображения за дверью. При этом точкой отсчёта для всех должны быть, что называется, «голые» национальные интересы, не искажённые какими-либо идеологическими мотивами.
* * * Европейская интеграция не может и не должна останавливаться на берегах Балтики или на восточноевропейских границах, и наращивание взаимных инвестиций в высокотехнологических отраслях – это необходимые шаги.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Чрезмерно большая роль США в мировой экономике стала одной из причин текущего экономического кризиса. С таким заявлением выступил президент России Дмитрий Медведев на открытии Петербургского экономического форума. "Несоответствие формальной роли США в мировой экономической системе ее реальным возможностям и было одной из центральных причин текущего кризиса, - сказал президент. - Сколь ни был бы велик американский рынок и сколь надежна ни была бы американская финансовая система - они не в состоянии подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки". * * * У нас сегодня нет выбора жить или не жить в глобальном мире: современный мир уже глобален. И в таких условиях ошибки в политике отдельных стран, а тем более национальный эгоизм немедленно сказываются на ситуации во всей глобальной экономике. ***
Президент РФ Дмитрий Медведев убежден, что "экономический эгоизм" - не лучший способ решения возникающих проблем глобального мира. "По мнению многих экспертов, сегодня в мире все сильнее проявляются последствия столкновения многолетней тенденции к глобализации и стремления отдельных стран защитить свой экономический суверенитет, получить максимальные выгоды для своих граждан, что называется, "не делясь ими с соседями", - подчеркнул он, выступая на Петербургском экономическом форуме. "По сути, речь идет о растущем экономическом эгоизме. С одной стороны, он является естественной чертой любой экономической деятельности. И, как однажды пошутил наш режиссер Георгий Товстоногов - "чем выше забор, тем лучше соседи", - сказал Д.Медведев. "Но в таком смысле экономический эгоизм не несет каких-то серьезных опасностей для развития в целом. Но, с другой стороны, за его проявлениями подчас стоит гораздо более жесткая идеология, а именно - "экономический национализм", при котором прагматические интересы подменяются политическими соображениями", - считает президент РФ. "Не думаю, что в сегодняшний кризисный период такая стратегия является наилучшим решением возникающих проблем", - убежден он. * * * «2007 год был одним из самых тяжёлых за последние десятилетия. Беднее стали большинство людей на планете», — подчеркнул президент России. «Несоответствие формальной роли США в мировой экономической системе ее реальным возможностям и было одной из центральных причин текущего кризиса, — сказал президент. — Сколь ни был бы велик американский рынок, и сколь надежна ни была бы американская финансовая система – они не в состоянии подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки».
* * * Однако в любом случае это лишь подтверждает необходимость реформирования глобальной финансовой архитектуры. По основным направлениям такой реформы ведётся широкая дискуссия. И уже появляются основные элементы модернизации глобальной системы регулирования. Назову, на мой взгляд, три наиболее важнейших из этих элементов. По основным направлениям такой реформы ведётся широкая дискуссия. И уже появляются основные элементы модернизации глобальной системы регулирования. Назову, на мой взгляд, три наиболее важнейших из этих элементов. Прежде всего – это упорядочение самих институтов регулирования. Более чёткая координация между органами, отвечающими за разные сегменты рынка – как на международном, так и на национальном уровне. И полагаю, что институты регулирования должны максимально учитывать интересы всех стран, независимо от уровня их развития. Ещё одно направление модернизации – это создание условий для адекватной оценки участниками рынка своих контрагентов, а также оценки различных финансовых инструментов. Речь здесь идёт о новых системах раскрытия объективной информации, о повышении роли рейтинговых агентств, о более эффективных надзорных требованиях и более понятных и прозрачных бухгалтерских стандартах. И, наконец, в рамках модернизации должна быть создана эффективная система стимулов к рациональному поведению – поведению, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей. Ведь всем приятно получать бонусы. Но выплачиваться такие бонусы должны только за достижение стабильно высоких результатов.
* * * Ещё один приоритет – это более активная интеграция России в мировой рынок капиталов. Мы уже достигли определённых успехов в привлечении капиталов и теперь начали стимулировать инвестиции российских компаний за рубежом. Это нужно нам и для обеспечения равных конкурентных условий на мировых рынках, и для осуществления серьёзного технологического рывка. Специально хотел бы отметить, что наши инвестиции не носят спекулятивного или агрессивного характера. Последние примеры зримо свидетельствуют, что наши компании не только сохраняют рабочие места в тех случаях, когда приходят на какие-то рынки, но и создают новые
* * * Тенденции мирового развития позволяют сделать ключевой вывод: сегодня у каждой страны в отдельности и у всех государств вместе есть возможность получить максимальные выгоды от глобализации. И этот шанс не в централизованном перераспределении богатств, а в ориентации участников мирового рынка на развитие человеческого потенциала. Технологический прогресс должен вести к росту производительности труда, улучшению экологической ситуации, созданию возможностей для здорового образа жизни. И правительству, и бизнесу должно быть выгодно соучаствовать в развитии систем непрерывного образования, в создании и модернизации транспортной инфраструктуры, обеспечивающих мобильность людей и мотивирующих к инновационному поведению. Эти приоритеты заложены и в так называемой концепции четырех «И», которую мы уже начали реализовывать для достижения долгосрочных целей развития, а именно формирования комфортного для жизни людей общества, обеспечивающего лидерские позиции России в мире. Эти четыре «И» хорошо известны: институты, инфраструктура, инвестиции и инновации. А в завтрашней повестке дня форума к этому списку добавлен и «пятый элемент»: интеллект. Убежден, что и это не последнее «И», особенно учитывая громадный потенциал информационного общества и использования интернет-технологий.
ЛЕЙБ-ГАЗОВЩИК ФРАУ-КАНЦЕЛЯРИН Комментарий редактора Интернет-версии "ЭФГ": стремление Медведева вбить клин между США и Европой, использовав в качестве основного экономического оружия энергетический фактор, а в качестве политического – глобальные амбиции европейцев и их якобы существующее желание стать одним из полюсов силы, настолько отчетливо прослеживается в выступлениях, что тут, собственно, нечего особенно и комментировать.
|
. |