Chaplenko29-10

Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 

100-летие абстракционизма. Василий Кандинский

 

Принято считать, что зарождение абстракционизма как направления датируется 1910 годом. Именно в этом году выдающийся русский художник Василий Васильевич Кандинский (1866–1944 гг.) впервые «отобразил конкретное в абстрактной манере».

Судьбу самого Кандинского не раз сравнивали с этим сложным и противоречивым художественным течением. Будучи юристом высшей категории, он в возрасте 30 лет без каких-либо объяснений оставляет свою жену Анну Чимякину, бросает всё и отправляется за рубеж обучаться азам художественного мастерства.

Анна занималась оформлением бумаг для открытия частной юридической конторы Кандинского. Уже были вложены немалые средства, влиятельным лицам города разосланы «карточки клиента», набирался персонал… Однако за два дня до предполагаемого торжественного открытия конторы Василий Васильевич без предупреждения покинул Россию.

Позже, находясь в Германии, Кандинский выслал Чимякиной бумаги на развод, а также дарственную на усадьбу в Коломенском. Впоследствии эта усадьба стала своеобразным «подпольным» выставочным залом для художников-авангардистов (к тому времени Анна уехала в иммиграцию).

С 1896 года Василий Кандинский обучался в одном из лучших художественных заведений Европы – частной школе югославского художника Антона Ажбе. Здесь наряду с учебными пейзажами он создал уникальный портрет русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, с которым они познакомились еще в России, на литературном вечере молодых поэтов. Уникальность портрета заключалась в полном несоблюдении канонов живописи.

– Василий отлично выучил азы нашего ремесла и сделал всё с точностью до наоборот, – сказал Ажбе. – И в этом есть что-то увлекательное.

В 1901 году Кандинский организовал собственные курсы при мюнхенской художественной школе. Знаменитый Франц фон Штука, учитель Кандинского, всячески отговаривал Василия Васильевича от преподавательской деятельности, зная по своему опыту, что в «талантливом педагоге погибает художник». Однако преподавание на курсах не только не отвлекло Кандинского от работы, но и вдохновило на создание целой коллекции уникальных этюдов. Принято считать, что именно с этого времени начался расцвет творчества художника.

Однажды Кандинский принес на урок виолончель и предложил своим ученикам изобразить на холсте «музыку». По словам самого художника, именно музыка вовлекла его в мир отвлеченных форм. Уже тогда Василий Кандинский был одержим идеей «нестандартных изображений», образовавших позднее новое направление – абстракционизм.

Просматривая выполненные работы, Кандинский отметил лишь одну из них – этюд Габриэль Мюнтер. Этюд понравился ему настолько, что он назвал его «образцом абстрактного мышления».

Практически сразу Василий Васильевич предложил Габриэль вступить с ним в брак, и, несмотря на то, что молодая художница ответила отказом, они несколько лет жили вместе, в Мурнау на Штаффельзее. Следует отметить, что ранняя абстракция Кандинского дошла до наших дней во многом благодаря Габриэль Мюнтер, которая сохранила внушительную часть работ в своем доме под Мюнхеном.

В феврале 1917 года Кандинский женился на дочери русского генерала Нине Андреевской. Будучи весьма зажиточным человеком (в наследство ему осталось состояние отца), Василий Васильевич совершил с супругой увлекательное путешествие по странам Европы: Франции, Италии, Германии… Работы Кандинского, созданные в тот период, позднее приобрела его бывшая возлюбленная, баронесса Шарлотта Дюбре. К сожалению, богатейшая коллекция картин баронессы бесследно исчезла в годы Второй мировой войны.

Тем временем в России пришедшие к власти большевики конфисковали все имущество Кандинского. По прибытии на родину чета Кандинских оказалась в крохотной, восьмиметровой комнате без средств к существованию. Кроме того, абстракция признается «упадническим искусством», и художник вынужден работать «под заказ».

В 1922 году по приглашению коллег Кандинский отправляется в Веймар, преподавать в немецкой школе искусств «Баухауз». Меценатом школы в то время являлся барон Дюбре, брат Шарлотты. Тогда и было принято решение о передаче работ художника (написанных в 1917 г.) в собственность Дюбре. Взамен Кандинскому предоставили мансарду с живописным видом на «Зеленое озеро» и средства для содержания семьи. Интересен тот факт, что «Зеленое озеро» художник отображал более десяти раз, причем в различных цветовых гаммах и формах.

Несколько лет Кандинский существовал в атмосфере стабильности и относительного достатка. И хотя для широкой общественности он по-прежнему оставался непонятым, критики признавали в нем «выдающегося создателя жанра».

Однако вскоре, в годы нацизма, имя В. Кандинского стало звучать не иначе как «основоположник извращенного искусства», его работы запрещались к показам, десятки из них были уничтожены. Жесткий политический прессинг вынудил художника, по его собственным словам, вернуться к «классике с легким авангардным отливом».

На протяжении своей творческой деятельности В. Кандинский разрабатывал уникальную теорию абстракционизма, выраженную в сочетаниях точки, линии, плоскости, а также в соотношениях цвета и направления. С каждым днем теория Кандинского приобретает всё большую популярность среди приверженцев абстрактного искусства.

Ряд выставок 2010 года, организованных ведущими европейскими музеями современного искусства, проходят под девизом «Василий Кандинский и столетие абстракционизма».

Елена Петровна Чапленко