Chebotarev

Главная       Дисклуб     Наверх   

 

ВСЕГДА ЛИ ПРАВ ИИСУС ХРИСТОС?

Христос всегда прав, убеждённо считают папа римский Бонифаций XVI, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и более одного миллиарда верующих христиан.
Христос не всегда прав, считают атеисты, свободомыслящие, сравнительно небольшая группа людей.
        У кого истина? Кто прав? Правы ли более одного миллиарда христиан?
         Такой вопрос, вопрос об истине, при помощи количественного голосования решить нельзя.
Любой вопрос об истине решается только при помощи фактов. Значит, при решении вопроса: всегда ли прав Иисус Христос? – обратимся к фактам, то есть к словам и делам Христа, как они даны в Новом Завете, к словам и делам его последователей.
          Христос сказал, что всякий грех (всякое убийство, обман, разврат и т.д.), все грехи после покаяния прощаются человекам (см. Мат. 12, 31; Мар. 3, 28). Прав Христос или ошибся?
– Христос всегда прав. При раскаянии надо всё прощать, – дружно отвечают священники и монахи.
          Что ж, давайте посмотрим, к чему может привести исполнение данного тезиса в полном объёме.
Христос не просто говорил общие слова о всепрощении, о всеобщей безнаказанности. Он на деле индивидуально простил, оставил безнаказанными и даже поощрил за веру многих конкретных грешников.    

Но, может быть, это значит, что вce грехи прощает только Бог? Всеведущий, Всемогущий и не ошибающийся? Нет, не значит.
       Христос обязывает каждого человека прощать любому человеку все его грехи, ибо «если же не простите, то и Отец небесный не простит вам согрешений ваших» (Мар. 11, 36)… «Не судите, да не судимы будете» (Мат. 7, 1). Так Христос обязывает каждого человека прощать любому человеку все его грехи, т.е. не судить за них, а значит, не наказывать за них. Это говорит о том, что для Христа всепрощение и всеобщая безнаказанность – это одно и то же.
        Таковы слова и дела Христа о всепрощении, о всеобщей безнаказанности, которые прекрасно знают и следуют им на практике почти все монахи и священники. Поэтому нет ничего удивительного, что, например, папы римские убивали, развратничали, издевались, мучили, насиловали, совершали всё новые и новые грехи, преступления, безнравственные поступки (см. Таксиль Л. Священный вертеп. М., 1965). Ибо они знали слова Христа, что прощение даётся не один раз, не семь раз, но «до семидесяти семи раз» (Мат. 18, 22), что в переводе с древнееврейского означает практически бесконечность. Можно вновь и вновь практически бесконечно совершать новые и новые грехи, ибо все они после покаяния прощаются, т.е не наказываются.
         Почему надо прощать всё новые и новые грехи, в которых грешники потом каются? Христос чётко отвечает на этот вопрос: «Сказываю вам, что там, на небесах, более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о 99 праведниках, не имеющих нужду в покаянии» (Лук. 15, 7).
Итак, для Христа один кающийся грешник приносит радости на небеса больше, чем 99 праведников. Как в связи с этим не вспомнить знаменитую русскую пословицу: «Не согрешишь – не покаешься. Не покаешься – не спасешься».
          К чему ведёт стойкое, многоразовое, практически бесконечное всепрощение всё новых и новых грехов, т.е. твёрдая, уверенная безнаказанность любой аморальности, любой безнравственности? Только к одному. Она порождает стойкую, длительную привычку к безнравственности. Поэтому нет ничего удивительного, что монастыри всегда были источниками разврата, например монастыри средневековой Италии (см. Боккаччо Д. Декамерон).
          Итак, религия в её полном объёме, то есть вместе с ее учением о всепро¬щении, о всеобщей безнаказанности, порождает стойкую, длительную привыч¬ку к безнравственности, когда человек совершает безнравственные поступ¬ки не рассуждая, ибо рассчитывает на покаяние и не боится наказания.
         Но если всепрощение порождает привычку к безнравственности, тогда для чего Христос излагает своё учение о вечных муках ада, об ужасах Страшного суда, о жестоком посмертном наказании? Чтобы росла нравственность?
        Нет, не для этого. С моей точки зрения, Христос вводит все эти страшилки исключительно для увеличения количества верующих в него. Ради этого он прощает даже хулу на самого себя, Сына человеческого (Мат. 12, 32; Мар. 3, 28; Лук. 12, 10). Хулите Христа, но верьте в Христа. А после прощения все грехи с верующего снимаются, аннулируются. Он становится безгрешным. И тогда он, его душа спасутся в раю, «ибо верующий в Сына имеет жизнь вечную, не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Иоанн. 5, 86). Таким образом, страх перед Божественным наказанием, страх перед вечным мучением не побуждает человека быть нравственным, а лишь заставляет его быть верующим.
          Религия поэтому не может быть уздой, преградой, предостережением, и – шире – религия не является хорошим средством для насаждения нравственности, не является и не может быть источником нравственности.
         Итак, спасение доступно, даётся без совершения нравственных поступков, только через веру в Христа. Отметая изречение, что вера без дел мертва, апостол Павел неоднократно подчеркивал: «Ибо благодатию вы спасены через веру, а сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2, 8-9; Гал. 3, 11; Тим. 1, 9; Тит. 3, 4-5; Евр. 10, 38; Деян. 15, 11; Рим. 1, 17).
Никаких нравственных, тем более героических поступков совершать не нужно, достаточно веры в Христа.         Цель Христа – увеличить количество верующих, а не количество нравственных людей. Можно сказать, что эта цель вполне достигнута, ведь христианство – самая многочисленная по количеству верующих религия.
       Из вышесказанного следует, что религия Христа, взятая в её полном объёме, и прежде всего через призму центрального тезиса о всепрощении, может быть истолкована как безмолвное, молчаливое, но очень эффективное приглашение к злу, что выражалось, например, в крестовых походах, в массовом сожжении безвинных людей, в безжалост¬ном массовом уничтожении коренных жителей Америки, в бесчисленных преступлениях римских пап и им потворствовавших священников.
       Да, но если религия безнравственна, тогда почему среди верующих есть не только безнравственные, но и глубоко нравственные люди? Например, С. Радонежский, Ф. Ассизский, папа римский Иоанн Павел II, теолог Тейяр де Шарден, врач В.Ф. Войно-Ясенецкий, физик М. Планк.
       С моей точки зрения, это происходит потому, что все эти великие люди читали, но про¬пускали мимо своего сознания, игнорировали, не анализировали слова и дела Христа о всепрощении, о всеобщей безнаказанности. А потому в их трудах нет ни строчки анализа, которая касалась бы тезиса о всепрощении и вытекающей из него возможности безнаказанности. Эти слова Христа попросту игнорируются. Почему?       Потому что только таким способом глубокая религиозность совмещается с высоконравственным поведением верующего.
Итак, если верующие в практических делах следуют учению Христа о всепрощении, то это может побуждать их к совершению преступлений и безнравственных поступков.
      Например, за 1991–2005 гг. количество верующих в России возросло более чем в три раза. Но это не сдержало рост преступности. Количество преступлений возросло более чем в два раза, и особенно количество преступлений, совершённых с мучительной жестокостью. Разумеется, главная причина роста преступности – ненормальные условия жизни в современной России.
       Но, тем не менее, хочу сейчас отметить, что рост религиозности в целом не препятствует, а в определённой мере даже поощряет рост преступности положением Христа о всепрощении, о всеобщей безнаказанности. Таковы факты.
           Надежда руководителей России, что рост религии, рост религиозности приведёт к росту нравственности, к снижению преступности, к росту патриотизма – это ошибка. Ошибка, которая коренится в самой религии с её положением о всепрощении.
        Нравственность регулирует нормы отношений между людьми. Однако для верующего личное спасение является более важным, чем судьбы всего человечества, а вера в Христа предпочтительнее любви к ближнему и дальнему, предпочтительнее любви к Отечеству и всему человечеству.
           Неудивительно поэтому, что на вопрос: «Что для вас важнее – личное спасение (неразрывно связанное с верой в Христа) или судьба всего человечества?» – многие верующие отвечают: «Конечно, первое».
            Более того, Христос открыто говорит: «Кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев, и сестёр, и притом и жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лук. 14, 26).
          Что это как не крайний, безудержный, абсолютный эгоизм, когда любовь к себе, через веру в Христа, спасение собственной души, спасение в раю, согласно Христу, выше, важнее судьбы всех прочих людей? Спасай себя одного, свою единственную душу – вот подлинная суть христианства.
         И вот самое главное. К сожалению, сейчас ситуация противопоставления спасения одной-единственной души и всего человечества, которая в прошлом была достаточно умозрительной и являлась в основном предметом богословских споров, в настоящее время может реально поставить человечество на край гибели.
         Почему? Потому что на земле сейчас накоплены могучие силы уничтожения. Раньше их не было. Две тысячи лет назад Христос только ещё желал низвести огонь на землю. Он сказал: «Огонь пришёл я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лук. 12, 49).
         Может одно разумное существо уничтожить всю планетную цивилизацию?
Да, может. И истово верующий христианин, перед которым вдруг встанет выбор и для которого спасение собственной души теоретически, в полном согласии с учением Христа, важнее всего на свете, важнее даже жизни всего человечества, может сделать это намного быстрее, бездумнее, чем неверующий атеист.
К счастью, люди начинают освобождаться от бездумно-автоматического восприятия христианства. Если в 1997 г. все кругом говорили, что Христос всегда прав, то в 2003 г. такого ответа я уже почти ни от кого не услышал. Правда, сейчас от священников и монахов можно услышать тот же ответ:
– Да, да! Христос всегда прав! Разве не ясно?
– Предположим, уничтожили всю Москву, всю Россию, всё человечество. Это грех. И он прощается в случае наличия истинной веры в Христа и покаяния. Так?
– Да, да. Христос всегда прав.
Конечно, это теоретический спор. Но ужас состоит в том, что искренне верующий христианин так и должен отвечать с точки зрения его религии, это совершенно правильный ответ последовательно верующего. К чему это может привести, я постарался описать выше.
Безусловно, вера нужна в обычной, бытовой, политической, любой другой жизни. Но любая вера должна быть безвредной и безопасной. А поэтому действует очень важное правило: верь, но сначала проверь.

Александр Фёдорович
ЧЕБОТАРЕВ