Chychkyn4-5-2008

Главная       Дисклуб     Наверх      

 

Геополитика нефтяного «обвала»

 

Согласно недавним исследованиям в рамках ОПЕК, Международного энергетического агентства, Конференции ООН по торговле и развитию, по состоянию на последний квартал 2007 года доля геополитических факторов в формировании мировых цен на нефть и нефтепродукты беспрецедентно высокая: она достигает минимум 55 процентов и в 2008-м – не понизится. В то же самое время отмечается, что разрядка напряженности вокруг Ирана и в Палестине, а также в курдских районах Турции и Ирака, где проходят евроазиатские нефте- и газопроводы, способна понизить эти цены минимум на 15 процентов, в том числе только "иранская" составляющая сократит расценки наполовину от упомянутого показателя (т.е. на 7–8%). Эти сценарии, как отмечено в тех исследованиях, способны "девальвировать" экономику, и особенно экспорт, многих государств-нефтеэкспортеров, в том числе России.

Быстрое снижение мировых нефтяных цен, по мнению специалистов Минфина, Минэкономразвития и Минпромэнерго России, содержит в себе угрозу резкого и быстрого обесценивания российского рубля, с очевидными последствиями для экономики и социальной сферы. В том числе из-за постепенной девальвации российских нефтеэкспортных вложений не в отечественную экономику, а в зарубежные ценные бумаги, происходящей вследствие обесценивания доллара, завышенного курса евро и вероятного удешевления нефти из-за роста ее запасов в развитых и многих развивающихся странах. По прогнозам специалистов Минфина России, к 2010–2011 гг. эти цены наверняка резко упадут, из-за чего сальдо торгового баланса РФ рискует стать почти нулевым, профицит бюджета "исчезнет", а темпы прироста госрасходов придется сократить в два-три раза.

Но в этом секторе мировой экономики и торговли активно действуют регионально-политические факторы. Повторим: влияние таких факторов ныне оценивается в 70–75 процентов, то есть на уровне первого международного энергетического кризиса 1973–1974 годов. Если этот показатель принять за стандартные 100 процентов, то, согласно упомянутым исследованиям, доля в этом показателе конфликта Запада с Ираном достигает 15 процентов, ситуации в Ираке и Палестине – во многие палестинские порты на Средиземном море направлены нефтепроводы из Саудовской Аравии и Ирака – соответственно около 15 и 10–12 процентов. Действия алжирских исламистов, курдских и северокавказских сепаратистов вносят в целом 15-процентный "вклад" в мировые нефтяные цены. Внутренняя и внешняя политика Венесуэлы, располагающей крупнейшими в Латинской Америке нефтересурсами и лидирующей там по нефтеэкспорту, внутриполитическая ситуация в Индонезии, Мексике, Нигерии и "нефтетранзитные" конфликты РФ с ближним зарубежьем оцениваются в совокупности в 20–25 процентов. Политика индустриально развитых государств (включая ЮАР, Австралию и Новую Зеландию), Китая, Бразилии и Индии в собственных добыче, импорте и экспорте нефти показывает в целом 20-процентное влияние на цены.

В то же самое время рост экспортных нефтепоставок из не участвующих в ОПЕК стран – крупных экспортеров – России, Мексики, Норвегии, Великобритании, Канады, Перу, Эквадора, Боливии, Колумбии, Омана, Бахрейна, Брунея, Судана, Анголы, Габона, прикаспийских стран СНГ – ныне способен на 10–35 процентов "обвалить" мировые нефтяные расценки. Чем больше число наращивающих нефтеэкспорт стран и объемы роста нефтеэкспорта, тем больше вероятность быстрого снижения этих цен.

Российские же нефтяные компании беспрецедентно эксплуатируют «свою» нефть, ориентируясь главным образом, и уже который год, на её экспорт. Его доля в нефтедобыче РФ уже превысила 30%. Россия занимает одно из последних мест среди крупных нефтедобывающих государств по уровню среднесуточной производительности (дебита) нефтяных скважин – максимум 13 тонн против минимум 20 тонн в большинстве стран-членов ОПЕК: Норвегии, Мексике, США, Канаде, Австралии и Великобритании. Но потенциальный дебит в РФ эксперты оценивают, самое меньшее, в 17 тонн в сутки. Ситуация в отрасли, да и во всей экономике такова, что требуется быстрое, причем экстенсивное, освоение скважин именно для экспорта нефтяного сырья. Но такая ситуация чревата уже в ближайшие годы растущим дефицитом нефти в отечественной нефтепереработке, нефтехимии и энергетике. Подтверждение тому – исследования, например, Института экономики РАН 2006–2007 гг., где отмечается, что начиная с 1980-х годов, то есть еще до "перестройки", проявляется постоянное ухудшение минерально-сырьевой базы и условий добычи углеводородов как в целом в России, так и в основной ее нефтегазодобывающей провинции – Западной Сибири. Структура разведанных месторождений продолжает ухудшаться: доля трудноизвлекаемых запасов уже достигла 65 процентов – это критический показатель для рентабельности отрасли. Если доля вовлекаемых в разработку запасов с дебитами скважин менее 25 тонн в сутки 10 лет назад составляла почти 60 процентов, то ныне до 70 процентов составляют запасы с дебитами только до 10 тонн в сутки. А свыше трети разрабатываемых запасов в том же регионе имеют высокую обводненность – более 70 процентов, что резко увеличивает себестоимость добываемой «обводненной» нефти. Вдобавок за последние 25 лет средняя производительность (дебит) нефтяных скважин в России снизилась более чем втрое, причем в Западной Сибири – почти в 6 раз. Упомянутых тенденций нет ни в одном государстве – крупном нефтеэкспортере!

К настоящему времени средняя величина извлекаемых запасов нефти, рентабельной для добычи, в новых месторождениях на территории Ханты-Мансийского автономного округа – главной нефтедобывающей территории Западной Сибири – снизилась до сверхкритического 1 миллиона тонн, хотя в середине 1980-х она превышала 15 млн тонн. Так что удерживать ситуацию в отрасли, да и в целом в экономике уже который год помогает почти исключительно экспорт нефтяного сырья.

Но если нужно будет обвалить какую-либо экономику и социальную сферу, максимально зависящие от нефтеэкспорта, Запад вместе со своими «нефтеэкспортными» союзниками, прежде всего с Саудовской Аравией, пойдёт на резкое, хотя и временное снижение цен. Путем, например, распродажи части стратегических запасов нефтяного сырья и (или) нефтепродуктов, «замирения» в некоторых нефтяных или нефтетранзитных странах (регионах), отмены наиболее влиятельными странами ОПЕК во главе с Саудовской Аравией ограничений на добычу-экспорт нефти. Неспроста перед сессиями ОПЕК руководство этой страны сперва консультируется именно с США – главным поставщиком вооружений саудовцам и главным потребителем саудовской нефти, подчеркнем, с конца 1940-х годов!..

Иными словами, вполне возможен повтор ситуации середины 80-х годов, когда усилиями прежде всего американских компаний и связанной с ними Саудовской Аравии мировые цены на нефть упали более чем наполовину. В результате советская «перестройка» лишилась только за 1986–1988 гг. почти 20 млрд. нефтедолларов, что вскоре экономически обвалило СССР, а попутно обвалились экономика и экспорт других соцстран-нефтепоставщиков – Румынии и Албании, тогдашние власти которых резко и публично осуждали «горбачёвскую перестройку» и её поддержку, в том числе финансовую, со стороны Запада. Экспортные доходы Бухареста и Тираны за 1987–1989 гг. сократились более чем на треть, что, конечно, ускорило быструю смену тамошних политических режимов. Словом, прецеденты были...

 

Алексей Чичкин