Сарынь на кичку В этом что-то есть... М. Горький о футуристах.
В булочной на самом видном месте висело ярко разукрашенное объявление, в котором говорилось: «25 января в 14 часов в библиотеке № 8 состоится лекция: «Футуризм в России». Лектор - футурист со стажем, поэт Калмык Виктор Викторович. Приглашаем всех желающих». В намеченный день, а это был выходной, в читальном зале набралась всего троица завсегдатаев: любитель газетного чтива, дама солидного возраста, отдыхающая за романом, и любопытствующий юноша, выписывающий из какой-то заумной книги ценные сведения для своего неясного будущего. В эту тишину ворвался взлохмаченный чудаковатый пожилой мужчина в желтой рубашке и с разрисованным красками или помадой лицом. Он шумно уселся на первый попавшийся стол и стал декламировать: - Я тот, кого ты ждала, любила, мяла, не гнала. Я - гений жизни. Я - сама история. Долой Отчизну, бежим в лабораторию. Читатели уставились на пришельца, как на случайно залетевшего психа. - Удивил? Как, удивил? - отыгрывался тот на внезапном своем эффектном появлении. - Мы, футуристы, призваны делать всё необычное. Мы не как все. Я вам сейчас продемонстрирую ширину наших взглядов, диапазон наших мыслей. Мы - двигатели цивилизации. Мы - будущее. Первой не выдержала солидная дама. Она резко встала, с грохотом задвинула стул и недовольная ушла из помещения. Следом за ней удалился любитель газет. Хотел уйти и юноша, но, увидев размалеванное лицо, решил досидеть до конца. Такой «картины» он еще не видел. - Остаешься? - спросил необычный лектор. - Или смоешься, как эти? Ты же наше будущее. У тебя всё впереди. Парень хмыкнул и уставился в свою «умную» книгу, не отвечая ни на какие посторонние реплики. Разочарованная заведующая библиотеки разводила руками, упрекая ленивый народ в нелюбопытстве: - Это такое интересное движение было в нашей истории, - твердила она и непонимающе качала головой. Лектор пригорюнился. Веселье улетучилось. - Кому нужна наша история? - вопрошал он в пустоту. - Ладно, - заведующая решила действовать более настойчиво, как в былые времена. - Сейчас я из другого зала приведу людей. Спустя мгновение показались читатели с недовольными лицами, которые с удивлением разглядывали ряженого пенсионера. - Вот, товарищи, садитесь тут, - указывала заведующая посетителям и дала знак поэту, чтобы начинал, а там, может, кто еще подойдет. - Вот это я понимаю, - воодушевился тот. - Вы хоть слышали о футуризме? - обратился он после к сидящим. - Не-а, - послышалось равнодушное.
- А Хлебникова, Каменского читали?
- Ну
ладно. Так и быть. На первый раз прощаю. - Для начала, - сказал он громко. - Я вам прочту одно стихотворение Василия Каменского. «Вода небится Небо водится. Ручеек – журчеек. Солнце солнится. Цветины. Ветвины. Шелесточки, листочки. Встречаль. Звучаль. Укачаль». - Нравится? Молодые прыснули от смеха. - Ну и стишки, - сказал кто-то постарше. - Так и я могу. - Попробуй.
-
Да запросто. На улице болото, а мне
плясать охота. Лектор тут же «вцепился». - Вот еще один футурист появился. - Ага, - ответил тот. - Я такой же футурист, как моя собака - художник. - А между прочим, дорогой, футуристы - это не только поэты, но и художники, композиторы, актеры, просто люди. Что такое импрессионизм знаете? Зал ответил молчанием. - Ну ладно. Я уж сегодня такой щедрый, объясняю. По слогам, чтоб поняли. - А можно записать? Все оглянулись на ненормального парня, сидевшего на «камчатке». - В институт готовитесь, молодой человек? - полюбопытствовал лектор. - Не. К жизни. - А? Чего? Ладно. Я согласен. Футуризм тоже готовит к жизни. Так, говорю внятно, как младенцам. Художники-импрессионисты дают на полотне свое впечатление, не обращая внимания на представления других об истинном цвете. У них всё условно. Лицо может быть зеленого, рыжего, фиолетового цвета, а глаза - красного, желтого. Как понравится. Художники современного, так сказать, типа. И показывают они всем, что пора менять жизнь с прошлого мещанства на новое, нераздельное право будущего. Тут в зал стали заходить новые посетители и, здороваясь, культурно усаживались на свободные места. Народу прибавлялось. Лектор явно приободрился. - И это говорят, что футуризм неинтересен, - заметил он. - Еще как интересен, потому что это протест и стремление в будущее, но, конечно, не светлое. Это новаторство, это человек современной компьютерной культуры. Поэтому футуризм будет жить в веках. Неожиданно в зале раздалось: - Да ваш этот, во, правильно, туризм-фу, давно сгнил в начале века. Он сам уже стал прошлым, а в будущем идет натуральный реализм. Поэт встал из-за стола и стал нервно бегать перед читателями, эмоционально жестикулируя руками. - Не надо. Ваш грубый реализм скоро вымрет. А в нашем движении всё идет по плану. - Какой план? Где? - настаивал мужской голос. - Ни одного желторотого не видно. Провалились вместе со своей левой революцией. - Не надо, - отнекивался дед. - Я вам сейчас докажу, что наше движение всегда будет самым передовым в мире. В зале зашушукались, захихикали, назревали мелкие стычки, которые всегда нравились и не давали скучать. Лекция превращалась в забавную дискуссию. - Мы всегда действовали организованно, - тараторил ведущий, - всегда объединялись, привлекая новаторов в литературе, живописи, театре, музыке. Мы всегда идем к публике, к передовой молодежи, чтобы наше движение стало общественным, народным, а не искусственно вымышленным, книжным. Вот назовите мне сейчас новаторов в поэзии, в живописи, музыке. А я послушаю. Молодые парни стали тянуть, перебивая друг друга: - Техно. Рэп. Тяжелый рок.
- Я
прошу нашего, а не западного. - Митьки. - Во, это я знаю, - оживился лектор. - Наши люди. Видел. Чем не Бурлюки? А? К слову. Давид Бурлюк был тоже славный художник, мастер своего дела. Он ведь идеолог футуризма. В нем клокотал такой мощный темперамент открывателя. Он всегда боролся за новое искусство, за нового человека. Это был человек современной формации с огромной энергетикой настоящего мастера. Ведь тогда, в начале века, делалась ставка на передовую молодежь (не то, что сейчас), поэтому жаждали нового, откровенного, необычного слова. Внезапно влетела хмурая заведующая, осмотрела присутствующих. - Ну как, Виктор Викторович? - Не знаю, - смутился он от неожиданного появления. - Вам интересно? - спросил он у присутствующих. Те как-то невнятно подергали плечами. - Ничего, послушать можно. - Пускай рассказывает дальше. - Ну-ну, - заведующая вышла, тихо прикрыв за собою дверь.
- Так, - поэт взлохматил седую шевелюру. - Сейчас я вам стихотворение
прочту: все нумизматики Бурлим слог бурлящий. Нас клеют в солдатики. Психоз настоящий. Судьба - это атом. Дорога дрожи. Ругайтесь все матом. Клянитесь на лжи. - Здорово, - разнеслось в зале. - Вот, - обрадовался поэт. - Это вам не серо-будничное бытие. Только и слышишь: люблю, люблю, лю-лю. Это сама жизнь. Вот у футуристов в начале века вышла первоклассная книга под названием «Садок судей». Кто-нибудь ее видел? Некоторые покачали головой. - Я ее тоже не видел, - признался лектор, - но я знаю, что они ее напечатали на дешевенькой обойной бумаге. Рисунок обоев оставили нетронутым, а на чистом листе напечатали лирический материал. Кстати, и орфографию полностью разрушили. Убрали там букву «ять». Это было ударом по письму. А потом они ходили со своей книгой и читали ее везде, где только было возможно. Поразительно. Только к людям. Ведь они были самыми настоящими агитаторами новой жизни. Наверное, потому что сами были тогда молоды и очень активны. Да еще время было такое. Духовный кризис. Разные политические движения, обывательский пессимизм, глупое мещанство. Много говорили о мистике. И пошлели в бульварных газетенках. Как сейчас. Вот так, мои дорогие. Я вам сейчас прочитаю высказывание Виктора Хлебникова в одном из писем о футуристах: «...Мы - ребята добродушные, вероисповедание для нас не больше, чем воротнички... Сословия мы признаем только два - сословия «мы» и наши проклятые враги... Мы знаем одну только столицу - Россию и две только провинции - Петербург и Москву. Мы - новый род людей-лучей. Пришли озарить вселенную. Мы непобедимы. Как волну, нас не уловить никаким неводом постановлений. Там, где мы, там всегда вокруг нас «лучисто распространяется столица...». Хорошо сказано. Кстати, и Владимир Маяковский был футуристом. Про него Давид Бурлюк сказал, что он «большой задира, но достаточно остроумен... дитя природы и дикий самородок». Надеюсь, его-то вы хорошо знаете? Несколько голосов пробубнили: - Кто ж Маяковского не знает? В школе зубрим.
-
Ну, почитайте что-нибудь, а я послушаю, - предложил поэт. - Мне
любопытно. - Ну хорошо, выручу его на этот раз: «Я вышел на площадь Выжженный квартал Надел на голову, Как рыжий парик. Людям страшно - у меня из-за рта Шевелит ногами непрожеванный крик». Теперь вот что, - лектор посмотрел на бумажку, лежащую на столе. - Давайте поговорим о том, как они одевались. Подсказываю, - показал он на себя. - Посмотрите на это изображение. Последний писк моды. Кто-то засмеялся: - Цвет цыпленка. Жареный. - Какой цыпленок? Вы чего? Это тигр. Сейчас Год Тигра. Только, правда, полосок здесь не хватает. Когда в следующий раз приеду, нарисую. Приду весь полосатый. В ногу со временем. Наш идеолог, отец российского футуризма, Давид Бурлюк, так говорит, - стал читать: «Революционеры искусства обязаны втесаться в жизнь улиц и площадей. От нас ждут дела». А Василий Каменский что говорит? Вы только послушайте, - читает: «Мы первые поэты в мире, которые не ограничиваются печатанием стихов для книжных магазинов, а несут свое новое искусство в массы, на улицу, на площади». Поэтому, - заключает лектор, - я от вас не отстану. Какая-то девушка в зале поинтересовалась: - А как у вас там с женским полом? Можно записаться? Это была явная первая победа. Выступающий тут же подскочил к посетительнице: - Всегда всеприменно. Ты моя любовь, любимица, любимая. Это счастья новь, счастливица, счастливая. Как вас зовут? - Аня. - Вот что, Аннушка, будем вместе двигать демократическое народное детище. Вы согласны? Девушка наивно захихикала: - А я ничего не знаю. - Чего тут знать? Надо знать нашего идеолога, у которого всё уже заранее отмечено. Будем «воспевать культуру городов, мировую динамику, массовое движение, изобретения, открытия, радио, кино, аэропланы, машины, электричество, экспрессы. Словом, все, что дает нового современность...» Понятно? - Да вроде бы. Девушка смущенно стала переглядываться со своими подругами, как бы говоря: «Чего это на меня нашло?»
А поэт удалился к своему столу и продолжал цитировать наставление «отца
футуризма»:
«Нужно требовать от искусства
смелого отражения действительности. Право художника - право
изобретателя, мыслителя, мастера своего станка. А право зрителя...», то
есть ваше право, - ведущий протянул руку к читателям, - «смотреть на
произведение нового Публика отмалчивалась.
-
Чего? Так неинтересно? Ну, кого вы из современных поэтов помните? - Поэтов читать неинтересно.
- Да. Только и пишут о неразделенной любви. Всё время плачут. - Вот видите. Понимаете. С этим сюсюканьем надо прекратить. Мы так и говорим. Вон у Маяковского так и говорится: «Мы, футуристы, боремся против вульгарности и мещанских шаблонов. Что такое красота?.. Это - живая жизнь городской массы...». А у Васи Каменского: Эй, гуляй, наливай. Молодость раздайся. Эй, давай, поддавай, Сам не поддавайся. Словом, дорогие, мы, футуристы, все на стороне нормальных направлений в жизни, да и в слове. Вот я вам сейчас напоследок расскажу, как мы пишем стихи. Из зала донеслось тоскливое:
- Да
знаем мы, как лестницей печатаете. У Маяковского читали. - Точно-точно. Конструктивизм называется. Кто записывает, запиши. А почему? Да потому что в этой ступени-лестнице каждое слово «живет» самостоятельно, полноценно. Оно хорошо выделяется. Там, та-там, та-там, та-та. Иногда слова выделяются жирным шрифтом или буквы пишутся разновысотными, иногда математические знаки добавляются, всякие линии. Вещь получается яркая, динамическая, современная. Легче воспринимается на глаз и легче запоминается. Вообще, чтобы вы лучше знали, футуристы огромное значение придают самому слову. Его разбирают, можно сказать, на отдельные детали, которые потом собирают как игру. У футуристов, - читает: «Словесная концепция возведена в культ, где конкретная форма возвеличивает содержание». Слова Василия Каменского. И еще он: «...СЛОВО служит истинной цели - возвеличивать содержание». Ну, кстати, они и фонетическими изысканиями тоже занимались. Что такое фонетика? По-научному - совокупность звуков языка. Вспомните Хлебникова. Вот Бурлюк о нем так писал: «Хлебников указал новые пути поэтического творчества... Хлебниковым созданы вещи, подобные которым не писал до него ни в русской, ни в мировых литературах - никто». Послушайте: «Небистели, небистели, Озарив красу любин. В нас стонали любистели, Хохотали каждый ин. Их нежные милые личики Сменялись вершиной кудрей, Из уст их струились кличики: Смотрите, живите бодрей». Красиво! Каково! А-а! Нет, друзья мои, чтобы там ни говорили, футуризм живее всех живых. Это искусство будущего. Лектор довольно улыбался. - Ну, вот и всё, - заключил он. - Будут еще какие вопросы? Да, друзья мои, я хочу обратиться к вам вот с чем. Напоследок. Если кого заинтересовала моя лекция или само движение, то приглашаю в свою команду. Будем просвещать народ и тянуть его к новым вершинам. У нас будет лозунг: «Футуристы всех стран, объединяйтесь!» Когда большая часть людей ушла, несколько смешливых ребят и девушек пристроились к поэту. - Любопытно? - спросил он и тут же ответил: - Правильно. Интересно. Я с этим сюда и шел.
Валентина Ивановна ЧИСТЯКОВА |